На спектрах каждого из подшипников можно наблюдать схожий характер кривой, что говорит о одинаковом виде износа, однако, амплитуда колебаний заметно отличается, а значит левый подшипник, расположенный ближе к асинхронному двигателю), имеет более глубокие и развитые дефекты.
Используя компьютерную программу «Расчёт частот подшипника» для подшипников различных марок российского производства (авт. А. В. Борков) определены наиболее вероятные дефекты в конструкции исследуемого подшипника 214.
Есть ли указанные дискретки на экспериментально полученном спектре? Велики ли они?
Таблица 1.
Частота, Гц | Дефект износа | Дефект износа | Дефект износа |
Неравномерный износ внутреннего кольца подшипника. | Перекос наружного кольца | Овальность, гранность внутреннего кольца | |
Основная причина-неуравновешенность ротора | |||
Раковины и трещины на наружном кольце. Неравномерный износ тел качения. | Перекос наружного кольца | Разноразмерность тел качения | |
В подшипниках без дефектов | |||
Раковины и трещины во внутреннем кольце. | Перекос наружного/внутреннего кольца | Разноразмерность тел качения | |
Неравномерный износ внутреннего кольца. | Перекос наружного/внутреннего кольца | Овальность, гранность внутреннего кольца | |
Основная причина-неуравновешенность ротора | |||
Неравномерный износ, сколы на телах качения | Перекос наружного кольца | Отклонение тел качения от расчётной |
Относительная погрешность выполненных измерений датчика АР2037 составила с доверительной вероятностью (в каком частотном диапазоне? – смотри паспорт датчика АР2037).
Выводы
Передача крутящего момента от электродвигателя к вентилятору осуществляется через муфту с резиновыми втулками. Вызванные невысокой точностью центровки валов, возмущающие силы являются причиной повышенных вибраций корпуса подшипника и появления дефектов.
Исследуемые подшипники (левый и правый) имеют длительный срок эксплуатации, более 20 лет. Вращающиеся элементы, катясь по дорожкам подшипника, создают значительные напряжения на сдвиг и сжатие, что приводит к исчерпанию запаса по вибрационной выносливости и образованию неоднородных раковин и трещин на контактных поверхностях подшипника, в частности, на его внутреннем кольце.
Литература
1. Н. А. Баркова. Введение в виброакустическую диагностику роторных машин и оборудования. Учебное пособие. СПб.: Изд. центр СПбГМТУ, 2003, 160 с.