Ассиро-Вавилонское садово-парковое строительство

Прообразами современных лесопарков стали огромные Ассиро-Вавилонские парковые и лесные массивы, предназначенные в основном для охоты и верховых прогулок. Города в Двуречье озеленялись не по продольной оси, а по вертикали, таким образом, достигалось поперечное развертывание пространства. Застройка производилась весьма плотно, строительство храмов и дворцов велось на искусственно созданных насыпных платформах. Храм (зиккурат) представлял собой поставленные друг на друга квадратную или прямоугольную платформы, заканчивался непосредственно зданием храма Выступающие края озеленялись, образуя так называемые висячие сады. Этот прием садового устройства в измененных формах дошел до наших дней в виде садов на крышах.

Особой известностью пользовались «висячие сады» Семирамиды. Идея создания висячих садов нашла свое применение в садах Персии, Италии, а впоследствии и в России.

 

Садово-парковое искусство Древней Греции

Несколько лучше известны сады античной Греции (VI-III вв. до н.э.). Греческие сады были небольшими, но многочисленными. Традиционным городским жилищем был дом с внутренним двориком, в центре которого устраивали водоем и, возможно, устанавливали кадки с растениями. По описаниям известны общедоступные сады при гимназиях и храмах. Городские открытые пространства были зрительно связаны с ландшафтом. Вокруг городов насаждали оливковые рощи.

Для садово-паркового искусства Древней Греции характерны следующие типы озеленения:

- священные рощи – герооны. Они посвящались героям и носили мемориальный характер. Это лесные массивы с источниками, скульптурами и архитектурными сооружениями;

- философские сады предназначались для ученых бесед и занятий;

- зеленое оформление городских площадей, улиц складывалось из рядовых посадок вдоль дорог и сооружений;

- частновладельческие сады носили чисто утилитарный характер. В них широко использовались цветочные растения.

Основной принцип ландшафтного строительства Греции – функциональность насаждений. Понятия о красоте складывались исходя из полезности и качества самого устройства.

Были разработаны следующие принципы:

- система пропорций – принципы золотого сечения и модуля как соотношения частей и целого;

- принципы равновесия, ритма и симметрии.

Модуль – это единица, минимальный базовый элемент, на основе которого строится вся композиция путем повтора или кратного увеличения.

 

Сады Древнего Рима

Садово-парковое искусство Древнего Рима существовало в форме садов при домах, дворцах и виллах. Сады во внутренних двориках городских домов развивали греческую традицию. Внутренние дворы, обнесенные по периметру колоннадой, были и в загородных виллах римской знати, традиционно в одном из них располагался сад вечнозеленых растений. Вилла представляла собой сложный комплекс зданий, окруженный регулярно спланированными прогулочными и плодовыми садами на террасах. В искусстве стрижки деревьев и кустарников, цветоводстве, устройстве фонтанов и каскадов мастера императорского Рима достигли высочайшего уровня. Использовались практически все известные в настоящее время элементы: перголы, скамьи, скульптура, исключительно широк был ассортимент растений. В Эпоху императорского Рима сложился тип регулярного террасного сада, позже названный итальянским.

В садах Древнего Рима сформировались как отдельные приемы – перголы, аллеи, фигурная стрижка, так и целые садовые композиции – сад-ксист, сад-ипподром и сад-перистиль.

Сад-ксист (плоский сад) имел вид партера и был связан с портиком дома.

Сад-ипподром был заимствован из Греции. Он представлял собой плоское открытое пространство газона с цветами, обрамленное регулярными аллеями и стриженым кустарником. По периферии размещались фонтаны, беседки, цветники, древесно-кустарниковые композиции. Открытое пространство в центре давало возможность для их обзора.

Сад перистиль – жилой дом, в объеме которого находились внутренние дворы, окруженные колоннадой, оформленные скульптурой, кустарниками, цветниками и снабженные водой.

В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты:

- совершенствование приемов Античной Греции и создание своих (фигурная стрижка, использование скульптуры в убранстве садов, пергол, аллей);

- создание новых типов садов (общественные сады, сады-перистили, сады-ипподромы, сады при виллах);

- отсутствие композиционного единства в садах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: