Организация пешеходных путей движения и транспортного обслуживания

Пешеходные пути. Маршруты движения пешеходов должны быть макси­мально удобными, короткими и прямыми, без вынужденных подъемов и спусков. Уклоны пешеходных дорожек и тротуаров не должны превышать: продольный — 5 %, поперечный — 1 %. В сложных условиях (крутой рельеф), если невозможно обеспечить эти пределы, допускается увеличивать продоль­ный уклон до 10 % на протяжении 12 м пути с устройством горизонтальных площадок вдоль спуска. В местах резкого перепада рельефа целесообразно ис­пользовать лифты или подъемники.

Ширина пути движения должна быть не менее 1,5 м, а при встречном движении инвалидов на креслах-колясках — не менее 1,8 м. Допускается на коротких участках уменьшать ширину дорожки до 1,2 м. При отсутствии (в условиях сложившейся застройки) реальных возможностей для достижения нормативных параметров ширины пешеходных путей рекомендуется через каждые 60—100 м предусматривать горизонтальные площадки (карманы) раз­мером не менее 1,6 х 1,6 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках.

Вдоль пешеходных дорожек и тротуаров необходимо предусматривать не менее чем через 100 м озелененные площадки отдыха, доступные для маломо­бильных групп населения, оборудованные навесами и скамьями. Минимальные размеры площадок отдыха, рассчитанные на размещение скамейки и кресла-коляски: рядом со скамейкой — 1,2 х 2,5 м, напротив скамейки — 1,6 х 2,1 м. Скамьи должны обеспечивать опору для спины и иметь не менее одного подлокотника. Минимальное пространство для ног под сиденьем должно быть не менее '/з глубины сиденья. Оптимальная высота сиденья ска­мейки принимается равной 0,5 м от уровня земли.

Опасные для инвалидов участки и пространства следует огораживать бор­товым камнем высотой не менее 5 см.

Пандусы и лестницы. В местах перепада уровней — лестницы следует дуб­лировать пандусами. Максимальная длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 10 м, ширина пандуса между поручнями должна быть не менее 1 м, уклон пандуса принимается при длине до 12 м — не более 10 %, при длине от 10 до 15 м — не более 6 %;

Длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,2 м, а в местах интенсивного использования не менее 1,5 м. В начале и кон­це каждого подъема пандуса следует предусмотреть свободную зону размером не менее 1,5 х 1,5 м, а в зонах интенсивного использования — 2,1 х 2,1 м.

При изменении направления пандуса ширина горизонтальной площадки должна обеспечивать возможность поворота кресла-коляски и быть не менее 1,5 х 1,5 м.

Пандусы, высотой более 0,15 м должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,95—1 м. Длина поручней должна быть больше длины пандуса с каждой стороны не менее чем на 0,3 м. Поруч­ни должны быть круглого сечения диаметром не менее 3 см и не более 5 см или прямоугольного сечения толщиной не более 4 см.

По внешним краям пандуса и горизонтальных площадок следует преду­сматривать бортики высотой не менее 5 см.

Для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4 м, высоту подъемов ступеней — не более 0,12 м. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должен быть в пре­делах 1—2 %.

Число подъемов в марше должно быть не менее трех и не более 12.

Ступени лестниц на путях движения маломобильных групп населения должны быть ровными, без выступов, и их ребро должно иметь закругление радиусом не более 5 см. По не примыкающим к стенам боковым краям лест­ничного марша ступени должны иметь бортики высотой не менее 2 см.

Пешеходные дорожки, тротуары пандусы и лестницы, которыми пользу­ются маломобильные группы населения, должны иметь твердое покрытие, поверхность которого при намокании не становится скользкой. Не допуска­ется применение насыпных, чрезмерно рифленых или структурированных материалов. Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, толщина швов между плитами должна быть не более 1,5 см.

При установке таксофонов в местах общего пользования, один из таксо­фонов должен быть установлен на высоте не более 0,8 м от уровня покрытия площадки. Рабочие поверхности киосков, прилавков для торговли, окна кас­совых кабин и т. п. следует располагать на высоте не более 0,9 м от уровня земли.

Пешеходные переходы. Пешеходные переходы могут устраиваться в одном уровне с тротуаром или в одном уровне с проезжей частью. Ширина пешеходного пути через островок безопасности в местах перехода через проезжую часть улицы должна быть не менее 3 м, длина — не менее 2 м.

В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара не должны превышать 40 мм, что позволяет инвалиду-колясочнику преодолевать их самостоятельно.

Участки пешеходных путей на расстоянии не менее 1,5—2 м от пешеход­ных переходов должны иметь отличное от окружающих плоскостей покрытие. Вдоль бордюра тротуаров,- идущих вдоль улиц, рекомендуется устанавливать металлические ограждения высотой 0,9 м.

Оборудование пешеходных переходов для маломобильных групп населе­ния должно включать покрытия с различной фактурой поверхностного слоя, светофоров со звуковым дублированием сигналов визуальной информации.

Подземные и надземные пешеходные переходы. При пересечении пешеход­ных путей с интенсивным транспортным потоком (магистральные улицы и дороги) необходимо устраивать переходы в разных уровнях — подземные или крытые надземные. Все лестницы должны быть продублированы пандусами.

В местах массовых посещений подземные и надземные переходы обору­дуются вертикальными или наклонными подъемниками для людей с ограни­ченной мобильностью, в первую очередь использующих для передвижения кресла-коляски. Вертикальный подъемник представляет со­бой грузонесущую платформу с максимальной высотой подъема платформы без шахты — до 2 м, с шахтой — до 13 м; грузоподъемность — до 500 кг, ско­рость — 0,1—0,2 м/с.

Размеры платформы должны быть не менее:

- для инвалида в кресле-коляске без сопровождающего — 800 х 1250 мм;

- для инвалида в кресле-коляске с сопровождающим сзади — 800 х 1600 мм;

- для инвалида в кресле-коляске с сопровождающим сбоку — 1100 х 1400 мм.

Наклонные подъемники предназначены для перемещения инвалидов не­посредственно по лестничным маршам. Главное преимущество наклонных подъемников — простота и легкость в использовании. Инвалиды могут поль­зоваться такими устройствами самостоятельно без помощи сопровождающих и посторонних людей. Наклонный подъемник позволяет перемещать коля сочников с одного уровня на другой, не затрудняя использование лестницы по прямому назначению. После подъема освободившаяся платформа на лест­ничной площадке откидывается к стене, не мешая остальным посетителям использовать всю ширину лестницы. Основное достоинство такого устройст­ва в том, что оно практически не занимает места.

Автостоянки. В местах массового пользования, на максимально прибли­женном расстоянии к адаптированному для маломобильных групп населения входу, ио не далее 50 м, а при жилых зданиях — не далее 100 м, необходимо предусматривать места для стоянки транспортных средств инвалидов и удоб­ные подходы к ним, которые обеспечивают беспрепятственное передвижение кресла-коляски.

Количество мест на открытых стоянках автомобилей для личных авто­транспортных средств инвалидов возле общественных зданий и производст­венных предприятий должно приниматься из расчета: при общем количестве мест на автостоянке от 1 до 25 — 1 место; 26—50 — 2 места; 51—75—3 места; 76-100 - 4 места; 101-150 - 5 мест; 151-200 - 6 мест; 201-300 - 7 мест; 301—400 - 8 мест; 401-500 — 9 мест; 501—1000 - 2 % общего числа мест; св. 1000 — 20 мест + 1 место на каждые 100 мест св. 1000. В жилых массивах сле­дует выделять 1 машино-место для каждой семьи с инвалидом + 2 % от обще­го расчетного количества мест. На стоянках возле лечебно-профилактических и реабилитационных учреждений следует выделять 10 % от общего количест­ва машино-мест для автомобилей инвалидов; около специализированных уч­реждений для пациентов с нарушением функций опорно-двигательного аппа­рата-20 %.

Размеры машино-места в плане должны быть не менее 3,5 х 5,0 м. В состав машино-места входит зона стоянки для автомобиля, шириной не менее 2,5 м и вспомогательная зона для высадки (посадки) из автомобиля слева, справа или сзади размером не менее 1 м.

Места для стоянки личных автотранспортных средств инвалидов должны быть выделены разметкой, обозначены символом «Доступность для инвалида на кресле-коляске» принятым в международной практике и правилах дорожного движения на плоскости стоянки и продублированы на вертикальной поверхности (стене, столбе, стойке и т. п.). Знак на вертикаль­ной поверхности должен быть расположен на высоте не менее 1,5 м.

Доступный путь движения от автомобильной парковки до доступного входа в здание не должен пересекаться с транспортными путями. В местах вы­садки и передвижения инвалидов из личного автопранспорта до входов в зда­ния должно применяться нескользкое покрытие.

Специальные парковочные места вдоль транспортных коммуникаций следует размешать при условии уклона дороги и кривизны профиля не более 1:40 и оборудовать пандусом с блистерным покрытием, обеспечивающим удобный переход с площадки для стоянки на тротуар.

Размеры специальных парковочных мест, расположенных параллельно бордюру, должны обеспечивать доступ к задней части автомобиля для пользо­вания пандусом или подъёмным приспособлением. Длина специального пар-ковочного места, расположенного параллельно бордюру, должна быть не ме­нее 7,0 м, ширина — не менее 2,4 м.

Остановочные пункты общественного транспорта. На остановочном пункте общественного транспорта необходимо устраивать павильон с защитными прозрачными ограждениями (экранами) с 2—3 сторон, размерами в плане не менее 4,5 м на 1,5 м. Павильон должен быть оборудован скамьей и зарезерви­рованным свободным пространством для кресла-коляски шириной не менее 1,2 м.

Ширина посадочной площадки остановочного пункта перед павильоном принимается не менее 3,0 м, в стесненных условиях — не менее 2,0 м. По­верхность посадочной площадки должна совпадать с уровнем тротуара.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Особенности проектирования малых архитектурно-ландшафтных форм

2. Дайте определение понятию функциональное зонирование.

3.На какие функциональные зоны делится участок? Охарактеризуйте каждую зону отдельно.

4. Приведите примеры планировки и озеленения участков с различной конфигурацией.

5.Охарактеризуйте особенности оформления небольших участков.

6.В чем особенности оформления участков с акцентом на воде?

7. Перечислите естественные и искусственные водные устройства и дайте им краткую характеристику.

8. Какие основные приемы компоновки древесно-кустарниковых насаждений?

9. Какие свойства древесно-кустарниковых насаждений следует учитывать при их формировании?

10. Привидите примеры цветочных композиций.

11.Основные принципы оформления каменных садов?

12. Исторические этапы создания висячих садов и перспективы развития вертикального озеленения и озеленения крыш. С какой целью применяется вертикальное озеленение?

13.Перечислите основные элементы ландшафтного дизайна.

14. Перечислите и охарактеризуйте виды газонов.

15.Охарактеризуйте следующие элементы ландшафтного дизайна: освещение, перголы, беседки, скульптуры, навесы.

16. Каковы общие композиционные принципы применения малых архитектурных форм?

17. Охарактеризуйте существующие растительные композиций, их виды и особенности.

18. Современные тенденции преобразования рельефа. Какие виды геопластики рельефа применяют в ландшафтной архитектуре?

19. Ландшафтный дизайн доступной среды. Современные тенденции формирования открытых пространств для маломобильных групп населения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: