География транспорта
Отрасль экономической географии, изучающая территориальное размещение транспорта и перевозок, его закономерности, условия и особенности развития транспорта в составе территориально-хозяйственных комплексов стран и районов во взаимосвязи с размещением природных условий и ресурсов, населения и отраслей хозяйства.
Г.т. подразделяется на общую Г.т., географию отдельных видов транспорта и региональную.
Общая Г.т. занимается изучением:
а) исторических закономерностей развития транспорта
б) влияния на транспорт отдельных компонентов природной среды (рельеф, реки, климат и др.) и целых ландшафтных комплексов;
в) роли транспорта, его удельного веса в экономике стран и районов;
г) территориальных транспортно-экономических связей;
д) географических проблем грузопотоков и пассажирского транспорта;
е) вопросов районирования транспорта.
География отдельных видов транспорта занимается
изучением проблем сухопутного (ж.-д., автомобильного, гужевого, вьючного), водного (речного, озёрного, морского), воздушного, а также непрерывного (трубопроводного и конвейерного) транспорта.
|
|
особым видом транспорта (т. н. электронным) считают и передачу энергии по проводам.
развитием новейших «гибридных» средств транспорта (судов и автомобилей на воздушной подушке), способных двигаться над сушей и водной поверхностью.
Региональная Г.т. изучает:
а) транспортные системы больших районов, стран и целых континентов;
б) отдельные линии (или направления) путей сообщения; пригородные сети крупных городов; узлы и порты;
в) внутреннее размещение транспортных сооружений и устройств в узлах и портах, транспортные системы городов и предприятий.
Большая советская энциклопедия.
Единая Транспортная Система (ЕТС)
совокупность эффективно взаимодействующих видов транспорта, путей сообщения и транспортных средств, обеспечивающих погрузочно-разгрузочные работы, перевозку людей и грузов с использованием современных прогрессивных технологий.
Главная задача ЕТС – наилучшее удовлетворение потребностей транспортных услуг на основе эффективного взаимодействия транспортно-дорожного комплекса с учетом экологичности, надежности, безопасности и социальной справедливости транспортного обслуживания.
Рассмотрение транспортной сети как единой системы позволяет:
- установить рациональное соотношение между всеми видами транспорта на всевозможных направлениях перевозок и
- предотвратить необоснованное дублирование линий различными видами транспорта, что практически неизбежно при изолированном действии отдельных транспортных систем.
|
|
Единство транспортной системы достигается в:
- технической сфере взаимодействия, которая предполагает унификацию, стандартизацию и согласование параметров технических средств разных видов транспорта, а также пропускной и перерабатывающей способности взаимодействующих систем;
- технологической сфере взаимодействия, которая обеспечивается единством технологии, совмещенных и взаимоувязанных графиков работы транспорта, отправителей и получателей грузов, непрерывных планов-графиков работы транспортных узлов;
- информационной сфере взаимодействия, которая обеспечивает совместимость информации по содержанию, формам представления, скорости и своевременной выдаче информации одним видом транспорта для принятия решений на другом;
- правовой сфере взаимодействия, основу которой составляет разработка согласованных нормативных документов, регулирующих деятельность различных видов транспорта;
- экономической сфере взаимодействия, основу которой составляет единая система планирования, распределение перевозок по видам транспорта, наличие или отсутствие ресурсов;
- а также – использование наработанного опыта взаимодействия разных видов транспорта в узлах.
Основные показатели работы транспорта
1 группа. Показатели перевозочной и погрузочно-разгрузочной работы:
1. объем перевозок грузов Σ Р (т), где Р – вес груза;
2. объем перевозок пассажиров Σ N (пасс.), где N – количество пассажиров;
3. грузооборот Σ P×L (т·км), где L – дальность перевозки груза;
4. пассажирооборот Σ N×L (пасс. км);
Объем отправления
Объем прибытия
7.приведенный грузооборот:
2 группа. Показатели материально-технической базы:
протяженность путей сообщения
протяженность эксплуатационной длины сети Lэ (км);
приведённая эксплуатационная длина пути L прив. = k прив.· L э (км),
k прив.= L э/ L ж.д. = 1
для усовершенствованной автомагистрали k прив = 0,45,
для автодороги с обычным твердым покрытием k прив = 0,15,
для речного пути k прив = 0,25,
для магистрального газопровода k прив = 0,30,
для нефтепровода среднего диаметра k прив = 1,0
Густота сети
территориальный показатель густоты сети: ds = 1000 × L э/ S,
показатель густоты сети по населению: dN = 10000 × L э/ N,
обобщенный показатель густоты сети:
универсальный показатель густоты сети:
комплексный показатель густоты сети:
3. суммарная грузоподъемность,
4. суммарная энергетическая мощность,
5. пропускная и провозная способность сети;