Протяженность путей сообщения

География транспорта

Отрасль экономической географии, изучающая территориальное размещение транспорта и перевозок, его закономерности, условия и особенности развития транспорта в составе территориально-хозяйственных комплексов стран и районов во взаимосвязи с размещением природных условий и ресурсов, населения и отраслей хозяйства.

Г.т. подразделяется на общую Г.т., географию отдельных видов транспорта и региональную.

Общая Г.т. занимается изучением:

а) исторических закономерностей развития транспорта

б) влияния на транспорт отдельных компонентов природной среды (рельеф, реки, климат и др.) и целых ландшафтных комплексов;

в) роли транспорта, его удельного веса в экономике стран и районов;

г) территориальных транспортно-экономических связей;

д) географических проблем грузопотоков и пассажирского транспорта;

е) вопросов районирования транспорта.

География отдельных видов транспорта занимается

изучением проблем сухопутного (ж.-д., автомобильного, гужевого, вьючного), водного (речного, озёрного, морского), воздушного, а также непрерывного (трубопроводного и конвейерного) транспорта.

особым видом транспорта (т. н. электронным) считают и передачу энергии по проводам.

развитием новейших «гибридных» средств транспорта (судов и автомобилей на воздушной подушке), способных двигаться над сушей и водной поверхностью.

Региональная Г.т. изучает:

а) транспортные системы больших районов, стран и целых континентов;

б) отдельные линии (или направления) путей сообщения; пригородные сети крупных городов; узлы и порты;

в) внутреннее размещение транспортных сооружений и устройств в узлах и портах, транспортные системы городов и предприятий.

Большая советская энциклопедия.

 

Единая Транспортная Система (ЕТС)

совокупность эффективно взаимодействующих видов транспорта, путей сообщения и транспортных средств, обеспечивающих погрузочно-разгрузочные работы, перевозку людей и грузов с использованием современных прогрессивных технологий.

Главная задача ЕТС – наилучшее удовлетворение потребностей транспортных услуг на основе эффективного взаимодействия транспортно-дорожного комплекса с учетом экологичности, надежности, безопасности и социальной справедливости транспортного обслуживания.

Рассмотрение транспортной сети как единой системы позволяет:

- установить рациональное соотношение между всеми видами транспорта на всевозможных направлениях перевозок и

- предотвратить необоснованное дублирование линий различными видами транспорта, что практически неизбежно при изолированном действии отдельных транспортных систем.

 

Единство транспортной системы достигается в:

- технической сфере взаимодействия, которая предполагает унификацию, стандартизацию и согласование параметров технических средств разных видов транспорта, а также пропускной и перерабатывающей способности взаимодействующих систем;

- технологической сфере взаимодействия, которая обеспечивается единством технологии, совмещенных и взаимоувязанных графиков работы транспорта, отправителей и получателей грузов, непрерывных планов-графиков работы транспортных узлов;

- информационной сфере взаимодействия, которая обеспечивает совместимость информации по содержанию, формам представления, скорости и своевременной выдаче информации одним видом транспорта для принятия решений на другом;

- правовой сфере взаимодействия, основу которой составляет разработка согласованных нормативных документов, регулирующих деятельность различных видов транспорта;

- экономической сфере взаимодействия, основу которой составляет единая система планирования, распределение перевозок по видам транспорта, наличие или отсутствие ресурсов;

- а также – использование наработанного опыта взаимодействия разных видов транспорта в узлах.


 

Основные показатели работы транспорта

 

1 группа. Показатели перевозочной и погрузочно-разгрузочной работы:

1. объем перевозок грузов Σ Р (т), где Р – вес груза;

2. объем перевозок пассажиров Σ N (пасс.), где N – количество пассажиров;

3. грузооборот Σ P×L (т·км), где L – дальность перевозки груза;

4. пассажирооборот Σ N×L (пасс. км);

Объем отправления

Объем прибытия

7.приведенный грузооборот:

 

2 группа. Показатели материально-технической базы:

протяженность путей сообщения

протяженность эксплуатационной длины сети Lэ (км);

приведённая эксплуатационная длина пути L прив. = k прив.· L э (км),

k прив.= L э/ L ж.д. = 1

для усовершенствованной автомагистрали k прив = 0,45,

для автодороги с обычным твердым покрытием k прив = 0,15,

для речного пути k прив = 0,25,

для магистрального газопровода k прив = 0,30,

для нефтепровода среднего диаметра k прив = 1,0

Густота сети

территориальный показатель густоты сети: ds = 1000 × L э/ S,

показатель густоты сети по населению: dN = 10000 × L э/ N,

обобщенный показатель густоты сети:

универсальный показатель густоты сети:

комплексный показатель густоты сети:

3. суммарная грузоподъемность,

4. суммарная энергетическая мощность,

5. пропускная и провозная способность сети;

 


 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: