Название уровня | Содержание анализа профессии |
генетический подход | - рассмотрение профессии в ее возникновении и развитии; - исследование становления функциональной системы деятельности в ходе профессионализации личности |
личностно-мотивационный анализ деятельности | - выявление и изучение потребностей и мотивов личности, которые могут быть реализованы в данной профессии |
компонентно-целевой анализ | - исследование компонентного состава задач в деятельности; - исследование действий как процессов; исследование результатов действий, нормативных образцов, рекордов и ошибок |
информационный анализ[9] | - исследование модальности и алфавит сигналов, несущих информацию в труде; - измерение объема информации; - исследование особенностей процессов восприятия и переработки информации |
структурно-функциональный анализ | - установление структуры деятельности, т. е. ее связи между компонентами; - выявление значимости и «веса» этих компонентов и связей; - организация деятельности во времени; - выявление сложности компонентов-задач и трудности или легкости их усвоения; - определение требований деятельности к способностям, качествам субъекта для успешного выполнения каждого ее компонента |
индивидуально-психологический анализ | - исследование индивидуальных стилей деятельности, способностей и компетенций |
психофизиологический анализ | - исследование функциональных состояний, типичных для трудовой деятельности, активационных ресурсов работников в их динамике |
Елена Михайловна Иванова выделяет три уровня системного анализа трудовой деятельности[10]:
1) нормативно-параметрический – характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические характеристики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс); объективные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успешность труда);
2) морфологический – сама структура и взаимоотношение различных нормативно заданных составляющих труда: трудовой процесс и условия труда, интегрированные в операционально-технологическую структуру труда; все это обусловливает строение компонентов субъекта труда, т. е. профессиональную когнитивно-мотивационную составляющую, операторную, эмоционально-волевую;
3) функциональный – где интегрируются нормативно-параметрические и морфологические характеристики субъекта и объекта труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в целом)
Выбор уровней исследования определяется ориентацией психолога на поставленные задачи.
Цели профессиографирования[11] могут быть связаны со следующими областями деятельности:
- аттестация работников;
- проектирование новых профессий и специальностей;
- профконсультация оптантов[12] и отбор специалистов;
- совершенствование профессионального образования, подготовка и повышение квалификации;
- научные исследования профессионального развития личности.