Содержание анализа профессий в зависимости от уровня исследования

Название уровня Содержание анализа профессии
генетический подход - рассмотрение профессии в ее возникнове­нии и развитии; - исследование становления функциональной сис­темы деятельности в ходе профессионализации личности
личностно-мотивационный анализ деятельности - выявление и изучение потребностей и мотивов личности, которые могут быть реализованы в данной профессии
компонентно-целевой анализ - исследование компонентного со­става задач в деятельности; - исследование действий как процес­сов; исследование результатов действий, нормативных образцов, рекордов и ошибок
информационный анализ[9] - исследование модальности и алфавит сигналов, несущих ин­формацию в труде; - измерение объема информации; - исследование особенностей процессов восприятия и переработки информации
структурно-функциональный анализ - установление структу­ры деятельности, т. е. ее связи между компонентами; - выявление значимости и «веса» этих компонентов и связей; - организация деятельности во времени; - выявление сложности компонентов-задач и трудности или легкости их усвоения; - определение требований деятельности к способностям, качествам субъекта для успешного выполнения каждого ее компонента
индивидуально-психологический анализ - исследование индивиду­альных стилей деятельности, способностей и компетенций
психофизиологический анализ - исследование функциональных со­стояний, типичных для трудовой деятельности, активационных ресурсов работников в их динамике

Елена Михайловна Иванова выделяет три уровня системного анализа трудо­вой деятельности[10]:

1) нормативно-параметрический – характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические характери­стики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс); объек­тивные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успеш­ность труда);

2) морфологический – сама структура и взаимоотношение раз­личных нормативно заданных составляющих труда: трудовой про­цесс и условия труда, интегрированные в операционально-техно­логическую структуру труда; все это обусловливает строение ком­понентов субъекта труда, т. е. профессиональную когнитивно-мотивационную составляющую, операторную, эмоционально-волевую;

3) функциональный – где интегрируются нормативно-парамет­рические и морфологические характеристики субъекта и объекта труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в це­лом)

Выбор уровней исследования определяется ориентацией пси­холога на поставленные задачи.

Цели профессиографирования[11] могут быть связаны со следующими областями деятельности:

- аттестация работников;

- проектирование новых профессий и специальностей;

- профконсультация оптантов[12] и отбор специалистов;

- совершенствование профессионального образования, подготовка и повышение квалификации;

- научные исследования профессионального развития личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: