Профессии изучают не только психологи, но и экономисты, географы, социологи, врачи-гигиенисты, менеджеры (например, в области менеджмента организации существует задача аттестации трудовых постов или должностей).
Во второй половине 1920-х гг. советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике — профессиографии. Суть данного подхода отражена в самом названии («описание профессий»).
профессиография [1] включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии.
При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда. Итоговое описание профессии называется термином «профессиограмма».
Профессиограмма [2] – описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
|
|
Профессиограмма [3] – это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.
Профессиограмма [4] включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.
Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии. Таковы назначение и функции профессиограммы.
Описания, разработанные и утвержденные Министерством труда и социального развития РФ по отношению к каждой профессии[5] называются квалификационными характеристиками.
Важным понятием в психологии труда является психограмма [6], понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.Данные качества называются профессионально важными качествами (ПВК).
психограмма [7] – психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде.
|
|
В современной профессиографии существует еще одно важное понятие – системная профессиограмма, рассматриваемая как сама технология психологического изучения субъекта труда, в которой как бы соединяется собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме выделяются профессионально важные качества для данной профессии).
В настоящее время психолог, работающий на предприятии в США, может быть специалистом по анализу должностей, или профессиографическим аналитиком. Что входит в его обязанности? Он собирает, анализирует и подготавливает информацию по профессиям для управленческих служб предприятия. Он может собирать информацию о должностях (трудовых постах) на предприятии, о численном, возрастном составе работников, сведения о технологических производственных процессах, формах организации труда. Этот специалист наблюдает за работой персонала, составляет психологические характеристики используемых видов труда, беседует с работниками. Оформляет собранные материалы для оптимизации работы по подбору и расстановке кадров, перспектив профессионального продвижения работников разных категорий. Он может специализироваться по вопросам классификации видов работ, профессиональных занятий, и в этом случае может именоваться специалистом по классификации должностей (Джуэлл Л., 2001, с. 516).
В обзоре американских исследований по психологии профессий Ю.В.Укке (1972) выделяет следующие проблемы психологического анализа профессии:
ü разработка научных теорий, понятийного аппарата;
ü совершенствование методов изучения, анализа профессий;
ü профессиональная роль и должность;
ü мотивы профессиональной деятельности;
ü удовлетворенность трудом;
ü индивидуальный стиль труда;
ü типы личности и типы профессий;
ü методы предсказания профессиональной успешности и ее оценки у работающих;
ü совершенствование профессиональных умений, тренинг;
ü содействие профессиональной социализации (адаптации) личности (особенно новых работников организации);
ü социально-психологические проблемы в трудовом поведении;
ü варианты профессиональных карьер в разных профессиях;
ü профессиональная демография, профессиональная мобильность;
ü информация о профессиях в карьерном консультировании;
ü технологии карьерного консультирования;
ü карьерное консультирование особых групп населения.
Отечественная школа психологии профессий имеет основательный опыт разработки проблемы психологии профессий. Известный российский ученый, психолог труда, авиационный психолог Константин Константинович Платонов (1906–1984) считал, что принципиально важное значение для профессиографирования имеют следующие принципы:
принцип целенаправленности: психологическое изучение профессии должно проводиться не само по себе, а для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования, методы;
принцип личностного подхода: следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально-личностных свойств другими. Подчеркивалась условность, относительность психограммы успешного профессионала как модели желательного набора ПВК; идея возможного существования нескольких одинаково успешных типов профессионалов, обладающих разными индивидуально-личностными качествами, отмечалась в 1920-е гг. и С.М. Василейским[8] (1927). К этому можно добавить идею о возможной изменчивости индивидуальных способов работы с возрастом, а также по мере накопления профессионального опыта, т.е. с учетом профессионального развития личности субъекта труда;
|
|
принцип допусков: в случае профотбора необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказаний, но и количественные границы минимума и максимума при их измерении;
принцип надежности: нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, важно выявить, описать и учесть также редкие, экстремальные ситуации. Это особенно важно при изучении опасных профессий;
принцип дифференциации и типизации: следует учитывать внут-рипрофессиональные различия, а также объединять в группы сходные по каким-либо параметрам профессии;
принцип перспективности и реальности: рекомендуется учитывать тенденции развития профессии, рассматривать профессии в культурно-исторической перспективе.
К этим принципам можно было бы добавить еще несколько:
принцип этический: важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий, не допускать обесценивания каких-то видов труда ради рекламы какой-либо профессии;
принцип системной детерминации: следует учитывать зависимость изучаемой профессиональной деятельности от особенностей организации, в которой трудится субъект труда;
принцип конкретности: для анализа профессии недостаточно перечисления задач, выполняемых работником, важно выяснить также степень значимости этих задач, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность; эти характеристики могут быть установлены лишь при изучении конкретных трудовых постов в организациях (эргатических системах) и постепенном обобщении частных видов труда в группы по специальностям и профессиям (Климов Е.А., 1998, с. 64–74);
принцип целостности (неаддитивности): профессиональная деятельность человека не должна рассматриваться лишь как механическая сумма элементарных действий, операций, а его психика – как сумма относительно самостоятельных психических функций (Геллерштейн С.Г., 1931);
|
|
принцип деятельностного опосредования: своеобразие предметного и функционального содержания трудовой деятельности определяет специфику содержания сознания, опыта субъекта труда, профессиональные особенности его психических процессов.
В.Д. Шадриков (1979) выделил семь уровней возможного анализа профессий (табл. 1):
Таблица 1