Принципы, уровни и цели психологической профессиографии

Профессии изучают не только психологи, но и экономисты, географы, социологи, врачи-гигие­нисты, менеджеры (например, в области менеджмента организа­ции существует задача аттестации трудовых постов или должно­стей).

Во второй половине 1920-х гг. советские психотех­ники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специаль­ного подхода в психотехнике — профессиографии. Суть данного подхода отражена в самом названии («описание профессий»).

профессиография [1] включает процесс изучения, психологичес­кую характеристику и проектирование профессии.

При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, пред­мета, задач, орудий и условий труда. Итоговое описание профессии называет­ся термином «профессиограмма».

Профессиограмма [2] – описа­тельно-технологическая характеристика различных видов профес­сиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Профессиограмма [3] – это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качест­вам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.

Профессиограмма [4] включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необ­ходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состо­янию здоровья.

Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных тре­бований профессии. Таковы назначение и функции профессиограммы.

Описания, разработанные и утвержденные Министерством труда и социального развития РФ по отно­шению к каждой профессии[5] называются квалифика­ционными характеристиками.

Важным понятием в психологии труда является психограмма [6], понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.Данные ка­чества называются профессионально важными качествами (ПВК).

психограмма [7] – психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуа­ций в труде.

В современной профессиографии существует еще одно важное понятие – системная профессиограмма, рассматриваемая как сама технология психологического изучения субъекта труда, в которой как бы соединяется собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профес­сии по определенной схеме выделяются профессионально важ­ные качества для данной профессии).

В настоящее время психолог, работающий на предприятии в США, может быть специалистом по анализу должностей, или профессиографическим аналитиком. Что входит в его обязанности? Он собирает, анализирует и подготавливает информацию по про­фессиям для управленческих служб предприятия. Он может соби­рать информацию о должностях (трудовых постах) на предприя­тии, о численном, возрастном составе работников, сведения о технологических производственных процессах, формах организа­ции труда. Этот специалист наблюдает за работой персонала, со­ставляет психологические характеристики используемых видов труда, беседует с работниками. Оформляет собранные материалы для оптимизации работы по подбору и расстановке кадров, перс­пектив профессионального продвижения работников разных категорий. Он может специализироваться по вопросам классифика­ции видов работ, профессиональных занятий, и в этом случае может именоваться специалистом по классификации должностей (Джуэлл Л., 2001, с. 516).

В обзоре американских исследований по психологии профес­сий Ю.В.Укке (1972) выделяет следующие проблемы психологи­ческого анализа профессии:

ü разработка научных теорий, понятийного аппарата;

ü совершенствование методов изучения, анализа профессий;

ü профессиональная роль и должность;

ü мотивы профессиональной деятельности;

ü удовлетворенность трудом;

ü индивидуальный стиль труда;

ü типы личности и типы профессий;

ü методы предсказания профессиональной успешности и ее оцен­ки у работающих;

ü совершенствование профессиональных умений, тренинг;

ü содействие профессиональной социализации (адаптации) лич­ности (особенно новых работников организации);

ü социально-психологические проблемы в трудовом поведении;

ü варианты профессиональных карьер в разных профессиях;

ü профессиональная демография, профессиональная мобиль­ность;

ü информация о профессиях в карьерном консультировании;

ü технологии карьерного консультирования;

ü карьерное консультирование особых групп населения.

Отечественная школа психологии профессий имеет основатель­ный опыт разработки проблемы психологии профессий. Извест­ный российский ученый, психолог труда, авиационный психолог Константин Константинович Платонов (1906–1984) считал, что принципиально важное значение для профессиографирования имеют следующие прин­ципы:

принцип целенаправленности: психологическое изучение профес­сии должно проводиться не само по себе, а для решения исследо­вательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования, методы;

принцип личностного подхода: следует учитывать возможные ва­риации индивидуального стиля деятельности и возможности ком­пенсации одних индивидуально-личностных свойств другими. Подчеркивалась условность, относительность психограммы успеш­ного профессионала как модели желательного набора ПВК; идея возможного существования нескольких одинаково успешных ти­пов профессионалов, обладающих разными индивидуально-лич­ностными качествами, отмечалась в 1920-е гг. и С.М. Василейским[8] (1927). К этому можно добавить идею о возможной изменчи­вости индивидуальных способов работы с возрастом, а также по мере накопления профессионального опыта, т.е. с учетом про­фессионального развития личности субъекта труда;

принцип допусков: в случае профотбора необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказаний, но и количественные границы минимума и максимума при их измерении;

принцип надежности: нельзя ограничиваться только благопри­ятными условиями труда, важно выявить, описать и учесть также редкие, экстремальные ситуации. Это особенно важно при изуче­нии опасных профессий;

принцип дифференциации и типизации: следует учитывать внут-рипрофессиональные различия, а также объединять в группы сход­ные по каким-либо параметрам профессии;

принцип перспективности и реальности: рекомендуется учиты­вать тенденции развития профессии, рассматривать профессии в культурно-исторической перспективе.

К этим принципам можно было бы добавить еще несколько:

принцип этический: важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий, не допускать обесценивания каких-то видов труда ради рекламы какой-либо профессии;

принцип системной детерминации: следует учитывать зависимость изучаемой профессиональной деятельности от особенностей орга­низации, в которой трудится субъект труда;

принцип конкретности: для анализа профессии недостаточно перечисления задач, выполняемых работником, важно выяснить также степень значимости этих задач, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность; эти характерис­тики могут быть установлены лишь при изучении конкретных тру­довых постов в организациях (эргатических системах) и посте­пенном обобщении частных видов труда в группы по специально­стям и профессиям (Климов Е.А., 1998, с. 64–74);

принцип целостности (неаддитивности): профессиональная де­ятельность человека не должна рассматриваться лишь как механи­ческая сумма элементарных действий, операций, а его психика – как сумма относительно самостоятельных психических функций (Геллерштейн С.Г., 1931);

принцип деятельностного опосредования: своеобразие предмет­ного и функционального содержания трудовой деятельности оп­ределяет специфику содержания сознания, опыта субъекта труда, профессиональные особенности его психических процессов.

В.Д. Шадриков (1979) выделил семь уровней возможного анализа профессий (табл. 1):

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: