Ответственность органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность также перед физическими и юридическими лицами, которая наступает в порядке, установленном законодательством.

Природа ответственности перед юридическими и физическими лицами в административном характере взаимоотношений между ОМС и лицами, находящимися на территории муниципального образования, который позволяет органам издавать общеобязательные нормы, а лиц обязывает им подчиняться. Поскольку нет никакой гарантии того, что эти нормы будут законными и обоснованными и не нарушающими или ущемляющими права лиц, последние должны иметь право воздействия на орган или лицо, принявшее такой акт.

Основанием является незаконное действие (бездействие), в том числе принятие актов, противоречащих закону, а так же ущерб от этих неправомерных действий и решений и иной вред физическим и юридическим лицам. Реализуется в виде отмены, изменения акта и возмещения ущерба. При этом под незаконными действиями понимаются не только действия, которые не соответствуют закону, но и действия, которые не соответствуют иным нормативным актам любого уровня, в том числе и подзаконным.

Законодательство предусматривает возможность привлечения ОМС к гражданско-правовой ответственности. Ответственность ОМС и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает, прежде всего, в судебном порядке. Следует учитывать, что физические лица могут требовать за причинение вреда органами местного самоуправления также и компенсацию морального вреда.

Ущерб может возмещаться как добровольно, так и по решению суда. Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездействия ОМС, возмещается ими в полном объеме предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам за счет за счет средств местного бюджета и за счет иного имущества муниципального образования.

Особенностью данного вида ответственности является то, что органы и должностные лица местного самоуправления непосредственной ответственности не несут, но по решению суда, эта ответственность может быть на них возложена, причем содержание ответственности исключительно материальное.

Необходимо учитывать, что гражданско-правовую ответственность перед физическими и юридическими лицами несут именно ОМС. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц ОМС, подлежат возмещению именно муниципальным образованием. Должностное лицо местного самоуправления несет ответственность только перед ОМС. Т.к. должностные лица не являются субъектами гражданского права, то с них можно требовать возмещения ущерба только в порядке регресса.

Должностное лицо может быть привлечено к материальной ответственности (предусмотренной трудовым законодательством), а также дисциплинарной, административной, уголовной и т.д. (например, существует ответственность должностных лиц местного самоуправления за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы и к должностным лицам местного самоуправления), но ни одна из них, не является ответственностью перед физическими и юридическими лицами.

ОМС и их должностные лица могут быть привлечены к ответственности за невыполнение условий, заключенных договоров, особенно когда органы местного самоуправления осуществляют права собственника в отношении муниципального имущества. Эта ответственность наступает в судебном порядке.

Споры по восстановлению нарушенных прав предприятий (объединений), организаций, учреждений и граждан, возникшие в результате действий или бездействия органов местного самоуправления решаются в суде или Арбитражном суде.

Исходя из положений действующего законодательства, эта ответственность рассматривается как гражданско-правовая, но в некоторых случаях, мы несколько выходим за пределы гражданско-правовой ответственности. Нельзя забывать о том, что административная, дисциплинарная и иная ответственность не только не входит в гражданско-правовую, но вообще является ответственностью перед государством, а не перед гражданами и юридическими лицами.

Таким образом, подводя итог данному вопросу можно отметить, что в случае неудовлетворительного решения вопросов местной жизни претензии населения муниципального образования должны быть обращены к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также к себе, ибо население самостоятельно формирует муниципальные органы, а также непосредственно решает в соответствии с Законом вопросы местной жизни «под свою ответственность».

 

«Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления».

 

Выявлению случаев нарушений органами и должностными лицами местного самоуправления законов служит прокурорский надзор за соблюдением законов в их деятельности.

Следовательно прокуратура осуществляет государственный надзор за законностью деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Полномочия прокуратуры в сфере контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления достаточно полно закреплены в законе «О прокуратуре ПМР».

С другой стороны и сама прокуратура защищает ОМС от неправомерного воздействия. В Законе «О прокуратуре ПМР» содержится даже такая фраза, что смыслом прокурорской деятельности является защита от неправомерных посягательств на права местных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Органы прокуратуры расположены во всех административно-территориальных единицах - городах и районах.

Предметом надзора являются: а) соблюдение Конституции и исполнение законов органами местного самоуправления; б) соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением ОМС и должностными лицами местного самоуправления законов, муниципальных правовых актов. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина ОМС, за исполнением законов ОМС, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В целях организации контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления прокурор вправе знакомиться с протоколами заседаний Совета, участвовать в заседаниях представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов органами местного самоуправления. Он может требовать проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам или обращениям, а также ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных органам местного самоуправления организаций, вызывать должностных лиц местного самоуправления по поводу нарушения законов.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций обладает широким набором прав, к числу которых относятся:

а) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов местного самоуправления, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

б) требовать от руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

в) вызывать должностных лиц ОМС для объяснений по поводу нарушений законов.

Выступая гарантом законности на территории муниципального образования, прокурор или его заместитель по своему усмотрению может либо принести протест на незаконный правовой акт органа местного самоуправления в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обратиться по этому поводу непосредственно в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством ПМР.

Протест подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение органа местного самоуправления - на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста, но не менее пяти дней. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Прокурору обязаны сообщить о дне заседания коллегиального органа который рассматривает протест, не позднее трех до дня рассмотрения.

Важной формой реагирования прокурора на нарушения законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления является представление прокурора об устранении нарушений закона. Представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу местного самоуправления, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Кроме того, в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности.

В случае, если правонарушение всё же совершено, прокурор или его заместитель может, исходя из характера нарушения закона должностным лицом вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела либо производства о дисциплинарном или административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства о дисциплинарном или административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в десятидневный срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору или его заместителю, вынесшему постановление в письменной форме, в пятидневный срок.

Прокурор вправе выступать в качестве истца по гражданским и арбитражным делам, например если нарушены права всех граждан муниципального образования, отдельных коллективов или значительного числа граждан.

Вся эта процедура определяет гарантию организационной самостоятельности органов местного самоуправления, отсутствие субъективизма.

В настоящее время в сфере контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления роль органов прокуратуры является все более возрастающей. Более активное участие органов прокуратуры в этой сфере будет способствовать устранению противоречий и конфликтов во взаимоотношениях республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: