Ответственность органов местного самоуправления перед населением местного сообщества. 6 страница

ей компетенции, установленной Конституцией РФ,

законами или договорами о разграничении предме-

тов ведения между этими органами).

21. Конституционные основы организации местного самоуправления в России.

Принципы организации и деятельности органов

местного самоуправления закреплены ст. 130-133

Конституции РФ 1993 г.

Местное самоуправление - самостоятельная

деятельность населения по решению непосредствен-

но или через органы местного самоуправления во-

просов местного значения исходя из интересов на-

селения, его исторических и иных местных традиций.

Элементы местного самоуправления: 1) главный

субъект местного самоуправления - население, ко-

торому предоставлены права: избирать и быть

избранными в органы местного самоуправления;

участвовать в местном референдуме; обращаться

лично, а также направлять индивидуальные и кол-

лективные обращения нв органы местного само-

управления; знакомиться с документами и ма-

териалами органов местного самоуправления,

непосредственно затрагивающими права и свобо-

ды гражданина; определять структуру органов мест-

ного самоуправления; выражать мнение по поводу

изменения границ территорий местного самоуправ-

ления; защищать право на местное самоуправление

и образующие его права в судебном порядке;

2) компетенция и пределы осуществления местно-

го самоуправления ограничиваются вопросами

местного значения, к ним относятся вопросы не-

посредственного обеспечения жизнедеятельности

населения муниципального образования (жилищное

строительство и распределение жилья, муниципаль-

ное здравоохранение и образование, управление

муниципальной собственностью, охрана обществен-

ного порядка и другие), отнесенные к таковым

ставом муниципального образования в соответ- ствии с Конституцией РФ, федеральными законами,

законами субъектов Федерации; 3) муниципальное

образование обладает правом собственности на му-

ниципальное имущество.

Структура органов местного самоуправления:

1) выборные органы, образуемые в соответствии

с федеральными законами, законами субъектов РФ,

уставами муниципальных образований (представи-

тельные органы местного самоуправления); 2) дру-

гие органы, образуемые в соответствии с уставами

муниципальных образований (глава муниципально-

го образования, исполнительные органы местного

самоуправления).

Органы местного самоуправления независимы от

федеральных органов власти и органов власти

субъектов РФ в решении вопросов, отнесенных Кон-

ституцией РФ к их ведению. К таким вопросам от-

носятся: 1) управление муниципальной собствен-

ностью; 2) формирование, утверждение и исполнение

местного бюджета; 3) установление местных нало-

гов и сборов; 4) охрана общественного порядка;

5) иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления не вправе вы-

полнять полномочия, отнесенные к исключительной

компетенции РФ и ее субъектов.

Компетенция законодательных (представитель-

ных) и исполнительных органов, а также главы му-

ниципального образованна устанавливается уставом

муниципального образования.

По соглашению между органами местного само-

управления и органами государственной власти РФ

или субъектов РФ часть полномочий органов госу-

дарственной власти может быть передана органам

местного самоуправления. В этом случае им должны

быть рррвдамы необходимые материальные и финан-

совые средства на реализацию соответствующих фе-

деральных программ и программ субъектов РФ.

22. Конституционные основы правового положения личности в РФ: конституционный статус человека.

Основы правового статуса личности в РФ

закреплены в виде специального конституционно-

правового института, под которым понимается со-

вокупность норм конституционного права РФ, рег-

ламентирующих отношения, возникающие по поводу

определения места и роли человека и гражданина

в обществе и государстве, характера реализации

индивидом своих возможностей и их пределов,

установленных государством, по поводу защиты

и обеспечения этих прав.

Конституционно-правовой статус личности

является одинаковым для всех. Им обладают:

1) граждане РФ; 2) иностранные граждане; 3) лица

без гражданства (апатриды).

Содержание конституционно-правового ста-

туса личности - это совокупность прав и обязан-

ностей индивида во взаимоотношениях с РФ.

Конституционный статус личности складывается из зак-

репленных в Конституции РФ прав и свобод личности,

а также обязанностей индивида перед государством.

РФ в целях соблюдения и защиты прав и сво-

бод личности: 1) устанавливает в федеральных

законах запреты на нарушения прав человека

и гражданина в какой бы то ни было форме, уста-

навливает меры ответственности за такие наруше-

ния в уголовном, административном, гражданском

и ином порядке; 2) обеспечивает экономические,

политические, социальные и иные условия для реа-

лизации прав и свобод человека и гражданина на

территории РФ независимо от пола, расы, нацио-

нальности й других признаков.

Характерные черты основ конституционно-пра-

вого статуса личности в РФ: 1) конституционные права и свободы личности - основа государственной

заботы и всей системы права в РФ; 2) они обладаю

высшей юридической силой; 3) эти права и свободы

подлежат особой охране со стороны государства.

Конституция РФ регулирует основы правового ста

туса личности не в полном объеме, а устанавливае

лишь основы этого статуса. Поэтому институт ос

нов конституционно-правового статуса личности яв

ляется комплексным и включяет в себя нормы не

только конституционного права, но и нормы други

отраслей российского права, например нормы се

мейного, гражданского, уголовного, экологическо

го и трудового права.

Элементы конституционно-правового стату

са личности: 1) права и свободы человека и граж

данина; 2) принципы конституционного статуса лич

ности; 3) наличие либо отсутствие российского

гражданства.

Конституционные права, свободы и обязанности

личности - базовый элемент всего конституцион

но-правового статуса той или иной категории лиц

При этом вид категории определяется именно объе

мом эти/ прав и обязанностей лица.

Принципы конституционно-правового стату-

са личности в РФ - основополагающие начала

всего взаимодействия РФ и лиц, находящих на ее

территории на законных основаниях.

Гражданство - основополагающий элемент кон

ституционно-правового статуса личности, необходи

мый для обладания лица всеми исключительными

гражданским правами, но одновременно налагаю-

щий на это лицо совокупность гражданских обязан-

ностей перед РФ. Конституционно-правовой статус

личности предполагает, что он обеспечивается го-

сударством (в том числе государственным принуж-

дением в случае нарушения конституционных прав

и свобод человека и гражданина). Принципы конституционного статуса лично-

сти - закрепленные нормами Конституции РФ ос-

новополагающие начала, регулирующие взаимодей-

ствие человека и гражданина с РФ.

Принципы конституционно-правового статуса

личности: 1) равенство всех перед законом и судом;

2) равенство прав и свобод каждого; 3) права и сво-

боды личности в РФ гарантируются государством;

4) основные права и свободы личности неотчуждае-

мы; 5) непосредственное действие общепризнанных

принципов и норм международного права в отно-

шении прав и свобод личности.

Принцип равенства всех перед законом и су-

дом заключается в том, что каждый независимо от

пола, расы, национальности, языка, имущественно-

го и должностного положения, места жительства, от-

ношения к религии, убеждений, принадлежности

к общественным объединениям и т. п. обязан соблю-

дать законодательство РФ.

Федеральными законами могут быть установлены

привилегии для отдельных категорий граждан, но

эти привилегии не должны затрагивать основных

прав и свобод человека. Эти привилегии устанав-

ливаются в связи с исполнением тех или иных пол-

номочий по должности. Каждый свободно и незави-

симо от чьего-либо мнения осуществляет свои права

и свободы, исполняет свои обязанности, а равно

взаимодействует с другими субъектами правоотно-

шений, отстаивает свои интересы,.права при усло-

вии соблюдения законодательства РФ и прав и за-

конных интересов других лиц и общества в целом.

Основные права и свободы принадлежат каждому

от рождения в равном объеме. Никто не может

быть лишен этих прав и свобод. РФ гарантирует реализацию всех элементов

конституционно-правового статуса личности

в РФ. За исключением случаев, когда ограничения

предусмотрены законами и вызваны необходи-

мостью защитить права и свободы других членов об-

щества (например, при введении военного или чрез-

вычайного положения на всей территории РФ или

ее части, а равно в случае вынесения приговора

суда, ограничивающего определенные права и сво-

боды личности).

РФ обеспечивает реализацию прав и свобод чело-

века и гражданина в РФ путем создания условий для

этого в политической, экономической, иных сферах

общественной жизни страны.

РФ, помимо гарантий неприкосновенности консти-

туционно-правового статуса личност, устанавливает

ответственность за нарушение прав и свобод чело-

века и гражданина, а также за воспрепятствование

их реализации.

Принцип неотчуждаемости основных прав

и свобод личности заключается в том, что огра-

ничения государством или кем-либо в этих правах

и свободах недопустимы, одновременно и отказ са-

мого лица от конституционных прав и свобод юри-

дически недействителен, т. е. недействительным

признается и добровольный отказ лица от жизни (за

исключением случаев самоубийства).

Неотчуждаемый характер присущ только естест-

венным правам человека, тогда как производные от

них права, например право собственности на опре-

деленную вещь, могут отчуждаться как по воле пра-

вообладателя, так и по воле иных лиц.

Принцип непосредственного действия основ-

ных прав и свобод человека и гражданина заключа-

ется в том, что именно эти права и свободы опреде-

ляют смысл и содержание конституционно-правового

статуса личности.

23. Конституционные поправки и пересмотр Конституции: субъекты, обладающие правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции и порядок внесения поправок и пересмотра положений Конституции РФ.

Конституция РФ является постоянно действующей,

однако современная жизнь подвижна, в результате

чего может возникнуть необходимость внесения

поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным

конституциям, поэтому порядок ее принятия, пе-

ресмотра и внесения в нее поправок различен в за-

висимости от изменяемой главы или статьи. Напри-

мер, упрощенный порядок внесения поправки

предусмотрен только для ст. 65, в которой устанав-

ливается субъектный состав РФ. Процедуры измене-

ния той или иной части Конституции РФ установле-

ны в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции

может быть в виде: пересмотра, внесения поправок

и изменения Конституции. В зависимости от этого

дифференцируется процедура внесения соответствую-

щих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по

сути это принятие нового текста Конституции РФ)

только всенародным голосованием по проекту

Конституции, который должен быть предварительно

одобрен 2/3 голосов от числа членов специального

Конституционного Собрания, организованного

в связи с принятием нового текста Конституции.

Если же проект, подготовленный конституционной

комиссией, не получил на заседании Конституцион-

ного Собрания необходимого числа голосов в свою

поддержку, он не может быть вынесен на референ-

дум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая про-

цедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9,

где закреплены основы конституционного строя

России, права и свободы личности и порядок при-

нятия, изменения и внесения поправок в Консти- Проведение референдума по проекту Конституции

является достаточно трудоемким процессом, имен-

но поэтому процедура изменения Конституции на-

звана усложненной, однако именно референдум

обеспечивает право народа на самостоятельный

выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть измене-

на путем издания Федеральным Собранием РФ фе-

деральных законов о внесении изменений в статьи

Конституций РФ.

Предложение о внесения поправок в Консти-

туцию РФ могут внести следующие субъекты

(ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Со-

вет Федерации либо его группа численностью не

менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо

ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов;

4) Правительство РФ; 5) законодательные (предста-

вительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть

одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа чле-

нов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от

общего числа депутатов Государственной Думы.

В таком порядке вносятся изменения в гл. 3-8 Кон-

ституции РФ, которые посвящены организации го-

сударственной власти (порядок формирования и ком-

петенция органов власти), поэтому не затрагивают

первооснов конституционного строя России.

Изменения в Конституцию могут быть внесе-

ны только в отношении ст. 65, где устанавлива-

ется субъектный состав РФ. Эта статья изменяется

Указом Президента РФ, изданным на основании фе-

деральных законов о принятии в состав РФ нового

субъекта или образовании нового субъекта в ее

составе. В настоящее время таким образом внесе-

ны изменения в ст. 65 в связи с изменением наиме-

нований субъектов РФ: Республики Ингушетии

и Алании.

24. Конституционные характеристики российского государства.

Российское государство можно понимать

в 2 смыслах: 1) как определенное территориальное

образование, в пределах которого осуществляется

суверенная власть многонационального народа Рос-

сии; 2) как специальный аппарат государственной

власти, который распространяет свое влияние на

определенную государственными границами тер-

риторию.

Конституция РФ устанавливает основные харак-

теристики российского государства: 1) РФ -

демократическое государство; 2) РФ - правовое

государство; 3) высшая ценность РФ - права и сво-

боды человека и гражданина; 4) форма правле-

ния РФ - республика.

Демократическая природа РФ складывается

из: 1) народовластия - как непосредственного, так

и представительного; 2) федеративного устройства

на основе равенства субъектов РФ; 3) политического

и идеологического многообразия.

Народовластие - осуществление власти наро-

да посредством принятия решения непосредствен-

но (на референдуме) либо путем избрания законо-

дательной (представительной) власти и через

органы местного самоуправления. Народовластие

в РФ осуществляется исходя из воли большинства

при уважении воли и прав меньшинства. Террито-

рия всей РФ является совокупностью территорий ее

отдельных субъектов, которые равны перед РФ.

Федеративное устройство России строится на

принципах территориальной целостности и единства

российского государства.

Правовое государство - это государство,

в котором во всех сферах жизнедеятельности общест-

ва обеспечивается верховенство закона. Правовое государство подразумевает, что в нем

господствует общество над государством, а не на-

оборот, т. е. РФ имеет социальный характер.

В таком государстве право является объективным

следствием исторических процессов, оно закрепля-

ет необходимые рамки свободы и справедливости,

обеспечивается государственным аппаратом и вы-

ражается в международных нормах, в Конституции

РФ, в законах, подзаконных актах и практике реа-

лизации прав и свобод человека, демократии, ры-

ночного хозяйства и т. п.

Правовое государство предполагает наличие свет-

ского характера государства, т. е. в РФ не может

быть объявлено в качестве обязательного ни одно

из вероисповеданий, никто не может быть принуж-

ден к принятию или отказу от религии, церковные

должностные лица и иерархи не вправе занимать

какие-либо государственные должности, запреща-

ется дискриминация по признаку принадлежности

к той или иной религии и т. д.

Гарантированность прав и свобод личности

в РФ обеспечивает реализацию принципов демокра-

тии в РФ, так как только государство, в котором при-

знаются и гарантируются права человека, может

утверждать, что в нем установлена власть народа.

Республиканская форма правления РФ озна-

чает, что: 1) во главе государства стоят: Президент

РФ, Федеральное Собрание РФ (Государственная

Дума и Совет Федерации) и Правительство РФ;

2) органы государственной власти являются в Рос-

сии выборными или назначаемыми, но не наслед-

ственными; 3) срок полномочий органов власти

устанавливается федеральными законами и не мо-

жет быть пожизненным. РФ - это смешанная рес-

публика, т. е. власть Президента РФ и исполнитель-

ной власти уравновешивается деятельностью

Федерального Собрания РФ.

25. Контроль Федерального Собрания за деятельностью органов исполнительной власти.

Федеральное Собрание РФ вправе осуществ-

лять контрольные полномочия в отношении Пре-

зидента РФ и Правительства РФ. Эти полномочия

Федеральное Собрание осуществляет в форме:

1) установленной процедуры отрешения Президен-

та РФ от должности; 2) осуществления контрольных

полномочий за исполнением бюджета РФ; 3) объяв-

ления Правительству РФ «вотума недоверия».

Отрешение Президента РФ от должности воз-

можно только на основании выдвинутого Государ-

ственной Думой РФ обвинения в государственной

измене или совершении иного тяжкого преступле-

ния, подтвержденного заключением Верховного

Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ при-

знаков преступления и заключением Конституцион-

ного Суда РФ о соблюдении установленного поряд-

ка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении

обвинения и решение Совета Федерации об отре-

шении Президента РФ от должности должны быть

приняты не менее чем 2/3 голосов от общего числа

в каждой из палат по инициативе не менее 1/3 де-

путатов Государственной Думы и при наличии за-

ключения специальной комиссии, образованной Го-

сударственной Думой.

После выдвижения обвинения Президенту РФ Го-

сударственной Думой Совет Федерации должен при-

нять решение об отрешении Президента РФ в тече-

ние 3 месяцев, если же в этот срок решение об

отрешении Президента РФ от должности не приня-

то, то обвинение против Главы государства счита-

ется отклоненным.

В случае принятия в установленном порядке ре-

шения об отрешении Президента РФ от должности назначаются досрочные выборы Президента не

позднее 3 месяцев отрешения.

В сфере бюджетного контроля нижняя палата

Федерального Собрания РФ: 1) рассматривает

представленный Правительством РФ федеральный

бюджет и отчет о его исполнении; 2) заслушивает

отчеты о ходе исполнения федерального бюджета.

«Вотум недоверия» Правительству РФ -

принципиальное несогласие Государственной Думы

с правительственной политикой вообще или по ка-

кому-то весьма важному вопросу, в результате чего

их дальнейшее взаимодействие невозможно.

Решение Государственной Думы о недоверии Пра-

вительству РФ считается принятым в случае, если

за это решение проголосовало большинство голо-

сов от общего числа депутатов Государственной

Думы РФ, т. е. не менее 226 голосов.

Вотум недоверия Правительству РФ влечет за со-

бой обязанность Президента РФ согласиться с мне-

нием Федерального Собрания и отправить Пред-

седателя Правительства РФ в отставку (а значит,

и весь состав Правительства, так как все члены обя-

заны уйти в отставку в случае ухода Председателя)

либо не согласиться и распустить Государственную

Думу с назначением досрочных выборов.

При этом если Президент РФ не согласился с Госу-

дарственной Думой по вопросу недоверия Правитель-

ству, то Президент должен предложить Государствен-

ной Думе повторно рассмотреть вопрос о доверии

Правительству. Если же Государственная Дума в те-

чение 3 месяцев повторно выразит недоверие

Правительству, то только в этом случае Президент РФ

вправе распустить Государственную Думу, если по-

прежнему не согласен с мнением депутатов.

Если же Президент РФ согласился с мнением Го-

сударственной Думы, он должен представить кан-

дидатуру нового Председателя Правительства РФ.

26. Личные права и свободы: понятие и структура.

Основные личные права и свободы гражда-

нина РФ - это неотчуждаемые и принадлежащие

каждому с рождения права и свободы человека, не

зависящие от наличия гражданства РФ и обеспечи-

вающие охрану жизни, свободы и достоинства лич-

ности.

Основные личные права и свободы человека

и гражданина закреплены в гл. 2 Конституции РФ.

К личным правам и свободам человека и гражда-

нина в РФ относятся: 1) право на жизнь и охрану здо-

ровья; 2) на личную неприкосновенность и охрану

чести и достоинства личности; 3) на личную свободу

и свободу передвижения; 4) равенство всех перед

законом и судом; 5) право на неприкосновенность

частной жизни и жилища; 6) право на свободное оп-

ределение национальной принадлежности и свобод-

ное пользование национальным языком; 7) на свобо-

ду совести и вероисповедания и т. д.

Право на жизнь и охрану здоровья - это осно-

вополагающее право. Без него теряется весь смысл

в установлении и соблюдении иных прав и гарантий.

Никто не может безнаказанно лишить жизни дру-

гого человека. С развитием России как правового

государства еще более увеличилась ценность чело-

веческой жизни в РФ. Даже ранее допустимая мера

наказания за преступление - смертная казнь - се-

годня запрещена законодательством, и, хотя ее по-

прежнему можно назначить в качестве исключитель-

ной, приведение ее в исполнение не допускается.

Право на защиту и охрану достоинства лич-

ности означает, что «никто не должен подвергать-

ся пыткам, насилию, другому жестокому или уни-

жающему человеческое достоинство обращению или

наказанию» (ст. 21 Конституции РФ). К нарушени-

ям права на честь и достоинство личности относят- ся также оскорбление, клевета, нанесение побоев.

За подобные покушения на честь и достоинство

граждан устанавливается федеральными законами

ответственность.

Право на личную неприкосновенность озна-

чает недопустимость лишения кого бы то ни было

его свободы и личной неприкосновенности.

Федеральными законами допускается ограничение

этого права в виде санкций за неправомерные дей-

ствия лица, причем их применение возможно толь-

ко по постановлению суда или органов прокурату-

ры и следствия.

Конституция РФ закрепляет право на неприкос-

новенность частной жизни, личную и семей-

ную тайну, защиту своей чести и доброго име-

ни. Это право обеспечивается самим гражданином

либо защищается его представителем в судебном

порядке. В силу этого права не допускается сбор,

хранение, использование и распространение инфор-

мации о частной жизни кого бы то ни было без его

согласия.

Законом допускается нарушение права на непри-

косновенность жилища в форме проникновения

в него в случаях, когда это необходимо в силу за-

кона, например на основании судебного решения

для обеспечения безопасности общества и в других

предусмотренных законом случаях.

РФ гарантирует каждому право свободного пе-

ремещения как по территории РФ, так и вне ее

пределов, т. е. каждый может свободно выбирать

для себя место жительства на всей территории РФ,

выезжать за ее пределы и беспрепятственно воз-

вращаться в РФ.

Личные права и свободы человека составляют

костяк всего правового положения человека в РФ

и обеспечивают уважение и защиту личности в со-

ответствии с международными стандартами.

27. Местное самоуправление в РФ: понятие, принципы организации и деятельности, функции и полномочия.

Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: « Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Статья 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со статьями 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся:

· Через референдумы, выборы, собрания и сходы;

· Посредством выборных и других органов местного самоуправления.

Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функ­циями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправле­ния (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельно­сти) позволяет выделить следующие основные функции:

· обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131)

· управление муниципальной собственностью (ст. 132)

· обеспечение развития соответствующей территории

· охрана общественного порядка (ст.132)

· защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Кон­ституцией РФ (ст. 133)

· обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены природой, местом в системе народовластия, задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.
Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.
Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение местного самоуправления и процесс его осуществления.
С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные его функции:
1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
5) охрана общественного порядка;
6) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.
Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения.
Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.
К этим условиям прежде всего относятся:
1) наличие выборных органов местного самоуправления;
2) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии;
3) материально-финансовая база для решения вопросов местного значения.
Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в осуществлении муниципальной деятельности.
В соответствии со ст. 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: