ей компетенции, установленной Конституцией РФ,
законами или договорами о разграничении предме-
тов ведения между этими органами).
21. Конституционные основы организации местного самоуправления в России.
Принципы организации и деятельности органов
местного самоуправления закреплены ст. 130-133
Конституции РФ 1993 г.
Местное самоуправление - самостоятельная
деятельность населения по решению непосредствен-
но или через органы местного самоуправления во-
просов местного значения исходя из интересов на-
селения, его исторических и иных местных традиций.
Элементы местного самоуправления: 1) главный
субъект местного самоуправления - население, ко-
торому предоставлены права: избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления;
участвовать в местном референдуме; обращаться
лично, а также направлять индивидуальные и кол-
лективные обращения нв органы местного само-
управления; знакомиться с документами и ма-
териалами органов местного самоуправления,
непосредственно затрагивающими права и свобо-
|
|
ды гражданина; определять структуру органов мест-
ного самоуправления; выражать мнение по поводу
изменения границ территорий местного самоуправ-
ления; защищать право на местное самоуправление
и образующие его права в судебном порядке;
2) компетенция и пределы осуществления местно-
го самоуправления ограничиваются вопросами
местного значения, к ним относятся вопросы не-
посредственного обеспечения жизнедеятельности
населения муниципального образования (жилищное
строительство и распределение жилья, муниципаль-
ное здравоохранение и образование, управление
муниципальной собственностью, охрана обществен-
ного порядка и другие), отнесенные к таковым
ставом муниципального образования в соответ- ствии с Конституцией РФ, федеральными законами,
законами субъектов Федерации; 3) муниципальное
образование обладает правом собственности на му-
ниципальное имущество.
Структура органов местного самоуправления:
1) выборные органы, образуемые в соответствии
с федеральными законами, законами субъектов РФ,
уставами муниципальных образований (представи-
тельные органы местного самоуправления); 2) дру-
гие органы, образуемые в соответствии с уставами
муниципальных образований (глава муниципально-
го образования, исполнительные органы местного
самоуправления).
Органы местного самоуправления независимы от
федеральных органов власти и органов власти
субъектов РФ в решении вопросов, отнесенных Кон-
ституцией РФ к их ведению. К таким вопросам от-
носятся: 1) управление муниципальной собствен-
ностью; 2) формирование, утверждение и исполнение
|
|
местного бюджета; 3) установление местных нало-
гов и сборов; 4) охрана общественного порядка;
5) иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления не вправе вы-
полнять полномочия, отнесенные к исключительной
компетенции РФ и ее субъектов.
Компетенция законодательных (представитель-
ных) и исполнительных органов, а также главы му-
ниципального образованна устанавливается уставом
муниципального образования.
По соглашению между органами местного само-
управления и органами государственной власти РФ
или субъектов РФ часть полномочий органов госу-
дарственной власти может быть передана органам
местного самоуправления. В этом случае им должны
быть рррвдамы необходимые материальные и финан-
совые средства на реализацию соответствующих фе-
деральных программ и программ субъектов РФ.
22. Конституционные основы правового положения личности в РФ: конституционный статус человека.
Основы правового статуса личности в РФ
закреплены в виде специального конституционно-
правового института, под которым понимается со-
вокупность норм конституционного права РФ, рег-
ламентирующих отношения, возникающие по поводу
определения места и роли человека и гражданина
в обществе и государстве, характера реализации
индивидом своих возможностей и их пределов,
установленных государством, по поводу защиты
и обеспечения этих прав.
Конституционно-правовой статус личности
является одинаковым для всех. Им обладают:
1) граждане РФ; 2) иностранные граждане; 3) лица
без гражданства (апатриды).
Содержание конституционно-правового ста-
туса личности - это совокупность прав и обязан-
ностей индивида во взаимоотношениях с РФ.
Конституционный статус личности складывается из зак-
репленных в Конституции РФ прав и свобод личности,
а также обязанностей индивида перед государством.
РФ в целях соблюдения и защиты прав и сво-
бод личности: 1) устанавливает в федеральных
законах запреты на нарушения прав человека
и гражданина в какой бы то ни было форме, уста-
навливает меры ответственности за такие наруше-
ния в уголовном, административном, гражданском
и ином порядке; 2) обеспечивает экономические,
политические, социальные и иные условия для реа-
лизации прав и свобод человека и гражданина на
территории РФ независимо от пола, расы, нацио-
нальности й других признаков.
Характерные черты основ конституционно-пра-
вого статуса личности в РФ: 1) конституционные права и свободы личности - основа государственной
заботы и всей системы права в РФ; 2) они обладаю
высшей юридической силой; 3) эти права и свободы
подлежат особой охране со стороны государства.
Конституция РФ регулирует основы правового ста
туса личности не в полном объеме, а устанавливае
лишь основы этого статуса. Поэтому институт ос
нов конституционно-правового статуса личности яв
ляется комплексным и включяет в себя нормы не
только конституционного права, но и нормы други
отраслей российского права, например нормы се
мейного, гражданского, уголовного, экологическо
го и трудового права.
Элементы конституционно-правового стату
са личности: 1) права и свободы человека и граж
данина; 2) принципы конституционного статуса лич
ности; 3) наличие либо отсутствие российского
гражданства.
Конституционные права, свободы и обязанности
личности - базовый элемент всего конституцион
но-правового статуса той или иной категории лиц
При этом вид категории определяется именно объе
мом эти/ прав и обязанностей лица.
Принципы конституционно-правового стату-
са личности в РФ - основополагающие начала
всего взаимодействия РФ и лиц, находящих на ее
территории на законных основаниях.
Гражданство - основополагающий элемент кон
|
|
ституционно-правового статуса личности, необходи
мый для обладания лица всеми исключительными
гражданским правами, но одновременно налагаю-
щий на это лицо совокупность гражданских обязан-
ностей перед РФ. Конституционно-правовой статус
личности предполагает, что он обеспечивается го-
сударством (в том числе государственным принуж-
дением в случае нарушения конституционных прав
и свобод человека и гражданина). Принципы конституционного статуса лично-
сти - закрепленные нормами Конституции РФ ос-
новополагающие начала, регулирующие взаимодей-
ствие человека и гражданина с РФ.
Принципы конституционно-правового статуса
личности: 1) равенство всех перед законом и судом;
2) равенство прав и свобод каждого; 3) права и сво-
боды личности в РФ гарантируются государством;
4) основные права и свободы личности неотчуждае-
мы; 5) непосредственное действие общепризнанных
принципов и норм международного права в отно-
шении прав и свобод личности.
Принцип равенства всех перед законом и су-
дом заключается в том, что каждый независимо от
пола, расы, национальности, языка, имущественно-
го и должностного положения, места жительства, от-
ношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям и т. п. обязан соблю-
дать законодательство РФ.
Федеральными законами могут быть установлены
привилегии для отдельных категорий граждан, но
эти привилегии не должны затрагивать основных
прав и свобод человека. Эти привилегии устанав-
ливаются в связи с исполнением тех или иных пол-
номочий по должности. Каждый свободно и незави-
симо от чьего-либо мнения осуществляет свои права
и свободы, исполняет свои обязанности, а равно
взаимодействует с другими субъектами правоотно-
шений, отстаивает свои интересы,.права при усло-
вии соблюдения законодательства РФ и прав и за-
конных интересов других лиц и общества в целом.
Основные права и свободы принадлежат каждому
от рождения в равном объеме. Никто не может
быть лишен этих прав и свобод. РФ гарантирует реализацию всех элементов
|
|
конституционно-правового статуса личности
в РФ. За исключением случаев, когда ограничения
предусмотрены законами и вызваны необходи-
мостью защитить права и свободы других членов об-
щества (например, при введении военного или чрез-
вычайного положения на всей территории РФ или
ее части, а равно в случае вынесения приговора
суда, ограничивающего определенные права и сво-
боды личности).
РФ обеспечивает реализацию прав и свобод чело-
века и гражданина в РФ путем создания условий для
этого в политической, экономической, иных сферах
общественной жизни страны.
РФ, помимо гарантий неприкосновенности консти-
туционно-правового статуса личност, устанавливает
ответственность за нарушение прав и свобод чело-
века и гражданина, а также за воспрепятствование
их реализации.
Принцип неотчуждаемости основных прав
и свобод личности заключается в том, что огра-
ничения государством или кем-либо в этих правах
и свободах недопустимы, одновременно и отказ са-
мого лица от конституционных прав и свобод юри-
дически недействителен, т. е. недействительным
признается и добровольный отказ лица от жизни (за
исключением случаев самоубийства).
Неотчуждаемый характер присущ только естест-
венным правам человека, тогда как производные от
них права, например право собственности на опре-
деленную вещь, могут отчуждаться как по воле пра-
вообладателя, так и по воле иных лиц.
Принцип непосредственного действия основ-
ных прав и свобод человека и гражданина заключа-
ется в том, что именно эти права и свободы опреде-
ляют смысл и содержание конституционно-правового
статуса личности.
23. Конституционные поправки и пересмотр Конституции: субъекты, обладающие правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции и порядок внесения поправок и пересмотра положений Конституции РФ.
Конституция РФ является постоянно действующей,
однако современная жизнь подвижна, в результате
чего может возникнуть необходимость внесения
поправок и изменений в конституционные нормы.
Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным
конституциям, поэтому порядок ее принятия, пе-
ресмотра и внесения в нее поправок различен в за-
висимости от изменяемой главы или статьи. Напри-
мер, упрощенный порядок внесения поправки
предусмотрен только для ст. 65, в которой устанав-
ливается субъектный состав РФ. Процедуры измене-
ния той или иной части Конституции РФ установле-
ны в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции
может быть в виде: пересмотра, внесения поправок
и изменения Конституции. В зависимости от этого
дифференцируется процедура внесения соответствую-
щих изменений.
Конституция РФ может быть пересмотрена (по
сути это принятие нового текста Конституции РФ)
только всенародным голосованием по проекту
Конституции, который должен быть предварительно
одобрен 2/3 голосов от числа членов специального
Конституционного Собрания, организованного
в связи с принятием нового текста Конституции.
Если же проект, подготовленный конституционной
комиссией, не получил на заседании Конституцион-
ного Собрания необходимого числа голосов в свою
поддержку, он не может быть вынесен на референ-
дум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая про-
цедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9,
где закреплены основы конституционного строя
России, права и свободы личности и порядок при-
нятия, изменения и внесения поправок в Консти- Проведение референдума по проекту Конституции
является достаточно трудоемким процессом, имен-
но поэтому процедура изменения Конституции на-
звана усложненной, однако именно референдум
обеспечивает право народа на самостоятельный
выбор конституционного строя страны.
Часть конституционных норм может быть измене-
на путем издания Федеральным Собранием РФ фе-
деральных законов о внесении изменений в статьи
Конституций РФ.
Предложение о внесения поправок в Консти-
туцию РФ могут внести следующие субъекты
(ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Со-
вет Федерации либо его группа численностью не
менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо
ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов;
4) Правительство РФ; 5) законодательные (предста-
вительные) органы субъектов Федерации.
В этом случае поправки к Конституции должны быть
одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа чле-
нов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от
общего числа депутатов Государственной Думы.
В таком порядке вносятся изменения в гл. 3-8 Кон-
ституции РФ, которые посвящены организации го-
сударственной власти (порядок формирования и ком-
петенция органов власти), поэтому не затрагивают
первооснов конституционного строя России.
Изменения в Конституцию могут быть внесе-
ны только в отношении ст. 65, где устанавлива-
ется субъектный состав РФ. Эта статья изменяется
Указом Президента РФ, изданным на основании фе-
деральных законов о принятии в состав РФ нового
субъекта или образовании нового субъекта в ее
составе. В настоящее время таким образом внесе-
ны изменения в ст. 65 в связи с изменением наиме-
нований субъектов РФ: Республики Ингушетии
и Алании.
24. Конституционные характеристики российского государства.
Российское государство можно понимать
в 2 смыслах: 1) как определенное территориальное
образование, в пределах которого осуществляется
суверенная власть многонационального народа Рос-
сии; 2) как специальный аппарат государственной
власти, который распространяет свое влияние на
определенную государственными границами тер-
риторию.
Конституция РФ устанавливает основные харак-
теристики российского государства: 1) РФ -
демократическое государство; 2) РФ - правовое
государство; 3) высшая ценность РФ - права и сво-
боды человека и гражданина; 4) форма правле-
ния РФ - республика.
Демократическая природа РФ складывается
из: 1) народовластия - как непосредственного, так
и представительного; 2) федеративного устройства
на основе равенства субъектов РФ; 3) политического
и идеологического многообразия.
Народовластие - осуществление власти наро-
да посредством принятия решения непосредствен-
но (на референдуме) либо путем избрания законо-
дательной (представительной) власти и через
органы местного самоуправления. Народовластие
в РФ осуществляется исходя из воли большинства
при уважении воли и прав меньшинства. Террито-
рия всей РФ является совокупностью территорий ее
отдельных субъектов, которые равны перед РФ.
Федеративное устройство России строится на
принципах территориальной целостности и единства
российского государства.
Правовое государство - это государство,
в котором во всех сферах жизнедеятельности общест-
ва обеспечивается верховенство закона. Правовое государство подразумевает, что в нем
господствует общество над государством, а не на-
оборот, т. е. РФ имеет социальный характер.
В таком государстве право является объективным
следствием исторических процессов, оно закрепля-
ет необходимые рамки свободы и справедливости,
обеспечивается государственным аппаратом и вы-
ражается в международных нормах, в Конституции
РФ, в законах, подзаконных актах и практике реа-
лизации прав и свобод человека, демократии, ры-
ночного хозяйства и т. п.
Правовое государство предполагает наличие свет-
ского характера государства, т. е. в РФ не может
быть объявлено в качестве обязательного ни одно
из вероисповеданий, никто не может быть принуж-
ден к принятию или отказу от религии, церковные
должностные лица и иерархи не вправе занимать
какие-либо государственные должности, запреща-
ется дискриминация по признаку принадлежности
к той или иной религии и т. д.
Гарантированность прав и свобод личности
в РФ обеспечивает реализацию принципов демокра-
тии в РФ, так как только государство, в котором при-
знаются и гарантируются права человека, может
утверждать, что в нем установлена власть народа.
Республиканская форма правления РФ озна-
чает, что: 1) во главе государства стоят: Президент
РФ, Федеральное Собрание РФ (Государственная
Дума и Совет Федерации) и Правительство РФ;
2) органы государственной власти являются в Рос-
сии выборными или назначаемыми, но не наслед-
ственными; 3) срок полномочий органов власти
устанавливается федеральными законами и не мо-
жет быть пожизненным. РФ - это смешанная рес-
публика, т. е. власть Президента РФ и исполнитель-
ной власти уравновешивается деятельностью
Федерального Собрания РФ.
25. Контроль Федерального Собрания за деятельностью органов исполнительной власти.
Федеральное Собрание РФ вправе осуществ-
лять контрольные полномочия в отношении Пре-
зидента РФ и Правительства РФ. Эти полномочия
Федеральное Собрание осуществляет в форме:
1) установленной процедуры отрешения Президен-
та РФ от должности; 2) осуществления контрольных
полномочий за исполнением бюджета РФ; 3) объяв-
ления Правительству РФ «вотума недоверия».
Отрешение Президента РФ от должности воз-
можно только на основании выдвинутого Государ-
ственной Думой РФ обвинения в государственной
измене или совершении иного тяжкого преступле-
ния, подтвержденного заключением Верховного
Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ при-
знаков преступления и заключением Конституцион-
ного Суда РФ о соблюдении установленного поряд-
ка выдвижения обвинения.
Решение Государственной Думы о выдвижении
обвинения и решение Совета Федерации об отре-
шении Президента РФ от должности должны быть
приняты не менее чем 2/3 голосов от общего числа
в каждой из палат по инициативе не менее 1/3 де-
путатов Государственной Думы и при наличии за-
ключения специальной комиссии, образованной Го-
сударственной Думой.
После выдвижения обвинения Президенту РФ Го-
сударственной Думой Совет Федерации должен при-
нять решение об отрешении Президента РФ в тече-
ние 3 месяцев, если же в этот срок решение об
отрешении Президента РФ от должности не приня-
то, то обвинение против Главы государства счита-
ется отклоненным.
В случае принятия в установленном порядке ре-
шения об отрешении Президента РФ от должности назначаются досрочные выборы Президента не
позднее 3 месяцев отрешения.
В сфере бюджетного контроля нижняя палата
Федерального Собрания РФ: 1) рассматривает
представленный Правительством РФ федеральный
бюджет и отчет о его исполнении; 2) заслушивает
отчеты о ходе исполнения федерального бюджета.
«Вотум недоверия» Правительству РФ -
принципиальное несогласие Государственной Думы
с правительственной политикой вообще или по ка-
кому-то весьма важному вопросу, в результате чего
их дальнейшее взаимодействие невозможно.
Решение Государственной Думы о недоверии Пра-
вительству РФ считается принятым в случае, если
за это решение проголосовало большинство голо-
сов от общего числа депутатов Государственной
Думы РФ, т. е. не менее 226 голосов.
Вотум недоверия Правительству РФ влечет за со-
бой обязанность Президента РФ согласиться с мне-
нием Федерального Собрания и отправить Пред-
седателя Правительства РФ в отставку (а значит,
и весь состав Правительства, так как все члены обя-
заны уйти в отставку в случае ухода Председателя)
либо не согласиться и распустить Государственную
Думу с назначением досрочных выборов.
При этом если Президент РФ не согласился с Госу-
дарственной Думой по вопросу недоверия Правитель-
ству, то Президент должен предложить Государствен-
ной Думе повторно рассмотреть вопрос о доверии
Правительству. Если же Государственная Дума в те-
чение 3 месяцев повторно выразит недоверие
Правительству, то только в этом случае Президент РФ
вправе распустить Государственную Думу, если по-
прежнему не согласен с мнением депутатов.
Если же Президент РФ согласился с мнением Го-
сударственной Думы, он должен представить кан-
дидатуру нового Председателя Правительства РФ.
26. Личные права и свободы: понятие и структура.
Основные личные права и свободы гражда-
нина РФ - это неотчуждаемые и принадлежащие
каждому с рождения права и свободы человека, не
зависящие от наличия гражданства РФ и обеспечи-
вающие охрану жизни, свободы и достоинства лич-
ности.
Основные личные права и свободы человека
и гражданина закреплены в гл. 2 Конституции РФ.
К личным правам и свободам человека и гражда-
нина в РФ относятся: 1) право на жизнь и охрану здо-
ровья; 2) на личную неприкосновенность и охрану
чести и достоинства личности; 3) на личную свободу
и свободу передвижения; 4) равенство всех перед
законом и судом; 5) право на неприкосновенность
частной жизни и жилища; 6) право на свободное оп-
ределение национальной принадлежности и свобод-
ное пользование национальным языком; 7) на свобо-
ду совести и вероисповедания и т. д.
Право на жизнь и охрану здоровья - это осно-
вополагающее право. Без него теряется весь смысл
в установлении и соблюдении иных прав и гарантий.
Никто не может безнаказанно лишить жизни дру-
гого человека. С развитием России как правового
государства еще более увеличилась ценность чело-
веческой жизни в РФ. Даже ранее допустимая мера
наказания за преступление - смертная казнь - се-
годня запрещена законодательством, и, хотя ее по-
прежнему можно назначить в качестве исключитель-
ной, приведение ее в исполнение не допускается.
Право на защиту и охрану достоинства лич-
ности означает, что «никто не должен подвергать-
ся пыткам, насилию, другому жестокому или уни-
жающему человеческое достоинство обращению или
наказанию» (ст. 21 Конституции РФ). К нарушени-
ям права на честь и достоинство личности относят- ся также оскорбление, клевета, нанесение побоев.
За подобные покушения на честь и достоинство
граждан устанавливается федеральными законами
ответственность.
Право на личную неприкосновенность озна-
чает недопустимость лишения кого бы то ни было
его свободы и личной неприкосновенности.
Федеральными законами допускается ограничение
этого права в виде санкций за неправомерные дей-
ствия лица, причем их применение возможно толь-
ко по постановлению суда или органов прокурату-
ры и следствия.
Конституция РФ закрепляет право на неприкос-
новенность частной жизни, личную и семей-
ную тайну, защиту своей чести и доброго име-
ни. Это право обеспечивается самим гражданином
либо защищается его представителем в судебном
порядке. В силу этого права не допускается сбор,
хранение, использование и распространение инфор-
мации о частной жизни кого бы то ни было без его
согласия.
Законом допускается нарушение права на непри-
косновенность жилища в форме проникновения
в него в случаях, когда это необходимо в силу за-
кона, например на основании судебного решения
для обеспечения безопасности общества и в других
предусмотренных законом случаях.
РФ гарантирует каждому право свободного пе-
ремещения как по территории РФ, так и вне ее
пределов, т. е. каждый может свободно выбирать
для себя место жительства на всей территории РФ,
выезжать за ее пределы и беспрепятственно воз-
вращаться в РФ.
Личные права и свободы человека составляют
костяк всего правового положения человека в РФ
и обеспечивают уважение и защиту личности в со-
ответствии с международными стандартами.
27. Местное самоуправление в РФ: понятие, принципы организации и деятельности, функции и полномочия.
Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: « Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Статья 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со статьями 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся:
· Через референдумы, выборы, собрания и сходы;
· Посредством выборных и других органов местного самоуправления.
Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функциями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправления (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции:
· обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131)
· управление муниципальной собственностью (ст. 132)
· обеспечение развития соответствующей территории
· охрана общественного порядка (ст.132)
· защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 133)
· обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах
Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены природой, местом в системе народовластия, задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.
Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.
Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение местного самоуправления и процесс его осуществления.
С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные его функции:
1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
5) охрана общественного порядка;
6) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.
Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения.
Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.
К этим условиям прежде всего относятся:
1) наличие выборных органов местного самоуправления;
2) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии;
3) материально-финансовая база для решения вопросов местного значения.
Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в осуществлении муниципальной деятельности.
В соответствии со ст. 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.