Ответственность перед населением муниципального образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

 

 

Лекция № 8

Для курсантов и студентов 2 курса

 

ТЕМА: «Гарантии и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления».

 

Утверждена на

заседании кафедры

Протокол № __

«___» __________ 20__ г.

 

 

Тирасполь 2017


Тема № 8: «Гарантии и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления».

 

Время: - лекция – 4 часа;

- семинар – 2 часа;

- практич – 2 часа.

 

ПЛАН:

 

Введение

Понятие и система гарантий местного самоуправления.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Литература:

1. Конституция ПМР, от 24.12.1995 г. (действует с изменениями и дополнениями в редакции по состоянию на 10 февраля 2006 г.).

2. Комментарий к Конституции ПМР. Тирасполь, 2009.

3. Закон от 5 ноября 1994 г. «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР», с изменениями и дополнениями в редакции по состоянию на 20 февраля 2010 г.

4. Закон ПМР от 5 декабря 1996г. «О статусе народных депутатов местных советов народных депутатов ПМР», с изменениями и дополнениями по состоянию на 5 ноября 2001 г.

5. Арбитражный процессуальный кодекс ПМР, от 19.02.1998 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 2 декабря 2005 г.).

6. Избирательный кодекс ПМР, от 09.08.2000 г., (с изменениями и дополнениями в редакции по состоянию на 04.08.2005 г.).

7. Уголовный кодекс ПМР, от 7 июня 2002 года, в редакции по состоянию на 7 августа 2006 г.

8. Гражданский процессуальный кодекс ПМР, от 17 июля 2002 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25 октября 2005 г.).

9. Кодекс об административных правонарушениях ПМР, от 19 июля 2002 г., в редакции по состоянию на 28 июля 2006 г.

10. Трудовой кодекс ПМР, от 19 июля 2002 г., в редакции по состоянию на 1 января 2005 г.

11. Акмалова А.А. Муниципальное право России. Учебник. М., 2002.

12. Конституция ПМР. Краткий постатейный комментарий. Тирасполь, 2000.

13. Баранчиков В.А. Муниципальное право. Учебник. М.: Юнити-дана, 2000.

14. Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н. и др. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. М.: Юнити-Дана, 2003.

15. Выдрин И.В. Муниципальное право. Краткий учебный курс. М.: Норма, 2004.

16. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник. М.: Норма, 2001.

17. Глущенко П.П., Пылин В.В. Муниципальное право. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004.

18. Данилина И.Е. Муниципальное право в вопросах т ответах. Учебное пособие. М.: Проспект, 2004.

19. Данилина И.Е. Шпаргалка по муниципальному праву. Учебное пособие. М., 2004.

20. Дмитриев Ю.А., Комарова В.В., Пылин В.В. и др. Муниципальное право РФ. Учебное пособие. М.: Эксмо, 2005.

21. Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право. Учебник. М.: Юстиц информ, 2005.

22. Краснов М.А. Введение в муниципальное право. М. 1993.

23. Ковешников Е.М., Дубинин А.В. Муниципальное право России. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2003.

24. Кузякин Ю.П. Муниципальное право РФ. Учебное пособие. М.: МГИУ, 2005.

25. Кудилинский М.Н., Шевелёва Н.А. Муниципальное право России. Учебник. СПб.: Изд. СПб Ун-та, 2005.

26. Кутафин О.Е. Муниципальное право. М. 2000.

27. Кутафин О.Е., Фадеев Б.И. Муниципальное право. М.: Юристъ, 1997.

28. Муниципальное право РФ. Учебник. Под ред. Бондаря Н.С. М., 2002.

29. Муниципальное право. Учебник. Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Эксмо, 2005.

30. Муниципальное право России. Учебник. Отв. ред. Г.Н. Чеботарёв. М.: Юристъ, 2005.

31. Муниципальное право России. Учеб. пособие. Под ред. С.Е. Чаннова. М.: Теис, 2005.

32. Постовой Н.В. Муниципальное право России. Вопросы и ответы. М.: Юриспруденция, 2002.

33. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие. М.: Экмос, 2003.

34. Четвериков В.С. Муниципальное право. Учебное пособие. М., 2002.


Введение

Сегодня мы начинаем новую тему, посвящённую гарантиям деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц данных органов, а так же ответственности, которую несут вышеназванные органы и должностные лица, в случае нарушения законов, неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей.

Изучение данной темы предусмотрено программой на двух лекционных занятиях, а также на одном семинарском и одном практическом занятии.

В рамках данной темы мы будем рассматривать такие институты муниципального права как понятие и система гарантий местного самоуправления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Вышеперечисленные институты составляют вопросы плана данной лекции.

Настоящей темой мы заканчиваем изучение муниципального права, то есть данная тема является завершающей. Но тот факт, что она была оставлена под конец изучения дисциплины, вовсе не означает её второстепенный, малозначительный характер.

Тема сегодняшнего занятия имеет своей особенностью то, что она непосредственно связана с изучавшимися вами и изучаемыми в настоящее время юридическими дисциплинами, как «Конституционное право», «Уголовное право», «Административное право», «Трудовое право», «Правоохранительные органы», «Прокурорский надзор», а также такими общественными дисциплинами, как «Политология», «Социология», «Психология» и рядом других наук.

Фактически сегодняшний материал является обобщающим и конкретизирующим по ряду вопросов, изучаемых этими дисциплинами. Так если при изучении «Конституционного права» вы рассматривали в общих чертах возможность отзыва избранных должностных лиц, то в рамках настоящей темы мы рассмотрим более конкретно основание и процедуру отзыва народных депутатов местных Советов народных депутатов и глав госадминистраций села (посёлка).

Правильное понимание вопросов данной темы возможно только при активном использовании ранее изученного материала по Муниципальному праву, в частности на темах «Сущность местного самоуправления в ПМР», «Формы непосредственной демократии», «Представительные органы местного самоуправления», «Исполнительные органы местного самоуправления» и других.

Актуальность этой темы подчеркивается тем, что все вы, являясь гражданами республики имеете право принимать участие в формировании представительных органов местного самоуправления через муниципальные выборы. А следовательно вы имеете право требовать от органов, осуществляющих государственное управление на местах и должностных лиц этих органов строгого соблюдения законности в их деятельности, обеспечения реализации ваших прав и законных интересов, выполнение наказов избирателей и предвыборных программ и т.д.

Изучение этой темы мы начнём с вопроса о гарантиях местного самоуправления.

«Понятие и система гарантий местного самоуправления».

 

Гарантии местного самоуправления представляют собой систему средств и институтов, обеспечивающих реальные возможности реализации гражданами их прав на местное самоуправление. Одновременно это также своеобразный механизм ограничения государственной власти, которая всегда стремиться к усилению своего влияния на местном уровне, включая сферу местного самоуправления. То есть это те условия, которые позволяют обеспечить права местного самоуправления, его нормальное построение и эффективное функционирование.

Государство, признав местное самоуправление как одну из форм осуществление власти народа на местах, обязано обеспечить гарантированность прав местного самоуправления.

Для полного и правильного понимания данного вопроса необходимо вспомнить, что в соответствии со ст. 7 Конституции ПМР в ПМР признаётся и гарантируется местное самоуправление. Эта статья дает основания для вывода о том, что наличие государственных гарантий местного самоуправления относится к основам конституционного строя ПМР.

Гарантии местного самоуправления - это совокупность юридических, экономических, социальных и организационных условий и средств, обеспечивающих реализацию и защиту прав населения муниципального образования на осуществление местного самоуправления, а также защиту прав и интересов местного самоуправления.

Гарантии организации и деятельности местного самоуправления в ПМР определяются и обеспечиваются государством в лице его республиканских органов. Под гарантированностью местного самоуправления понимают обязательство государства в лице республиканских органов не только не препятствовать законной деятельности различных управленческих структур, но и благоприятствовать деятельности (вовремя принимать нужные законы), способствовать защите интересов местного самоуправления.

Однако само существование местного самоуправления в ПМР может быть поставлено под сомнение, что связано с тем, что в ПМР местные Советы народных депутатов и государственные администрации входят, согласно ст.ст. 77 и 78 Конституции ПМР в единую систему органов государственной власти. В то время как во всём цивилизованном мире они входят в систему органов местного самоуправления. Через призму этой существенной особенности и нужно рассматривать гарантии местного самоуправления в ПМР.

Тем не менее, гарантии местного самоуправления – это реально существующие и действующие явления реальной жизни. Гарантии нашли свое закрепление в первую очередь в конституционных принципах организации и деятельности местного самоуправления.

В Конституции ПМР закреплен целый ряд конституционных гарантий местного самоуправления. Прежде всего, общая конституционная гарантия самостоятельности местного самоуправления, так как в ПМР признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.

Конституция ПМР гарантирует осуществление гражданами права на местное самоуправление непосредственно и через ОМС; гарантирует гражданам право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; устанавливает наличие и защиту муниципальной собственности, являющейся одной из главных гарантий существования местного самоуправления; гарантирует самостоятельность ОМС в управлении муниципальной собственностью, формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов. Закреплены такие важнейшие гарантии, как право на судебную защиту и право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых республиканскими органами государственной власти. Не допускается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией ПМР и законами.

Гарантии имеют разнообразный характер и могут быть объединены в две основные группы: общие гарантии местного самоуправления и специально-юридические гарантии местного самоуправления.

Деятельность ОМС, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономических и политических условиях, которые оказывают влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые стимулируют развитие местного самоуправления, обеспечивают устойчивость и стабильность в деятельности ОМС, создают реальные возможности для наиболее полной реализации полномочий органов местного самоуправления.

Специально-юридические гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения осуществления местного самоуправления, защиты его прав и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации функций.

I) Таким образом, общие гарантии делятся на:

а) Экономические. Важнейшей гарантией самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения выступает закрепляемая законодательством финансово-экономическая основа местного самоуправления. Европейская хартия местного самоуправления устанавливает (ст. 9), что ОМС имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им Конституцией или законом.

К экономическим гарантиям местного самоуправления относятся:

- признание и равная защита государством муниципальной собственности наряду с иными формами собственности;

- самостоятельное решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. ОМС вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, республиканским органам государственной власти и ОМС, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местный бюджет;

- передача необходимых материальных и финансовых средств при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

- самостоятельность местных бюджетов. ОМС формируют, утверждают и исполняют местный бюджет;

- право установления размеров местных налогов и сборов. В статье 9 Европейской хартии местного самоуправления установлено, что по меньшей мере часть финансовых ресурсов ОМС должна пополняться за счет местных сборов и налогов, ставки которых ОМС вправе определять в пределах, установленных законом. В ПМР перечень местных налогов и сборов устанавливается законодательством ПМР о налогах и сборах;

- право выпускать местные займы для развития местной инфраструктуры;

- право на дотации и субвенции;

- право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых республиканскими органами государственной власти;

- право создавать юридические лица. ОМС могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. ОМС определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности.

б) Политические. Под политическими гарантиями местного самоуправления традиционно понимается политико-правовой режим государства, а именно система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения, народовластия, принципе идеологического многообразия, осуществление народовластия непосредственно и через ОМС. Политические права и свободы нацелены на активное вовлечение в политическую жизнь местных сообществ и именно от них зависит устойчивость местного самоуправления, реальность демократизма в местных сообществах.

К политическим гарантиям местного самоуправления относятся:

- принцип разделения властей по вертикали, как составная часть политико-правового режима государства, частью которого можно считать наличие муниципальной власти;

- принцип разграничения полномочий между республиканскими органами государственной власти и ОМС, наличие законодательно определенных вопросов местного значения, а, следовательно, определение исключительной компетенции местного самоуправления в решении вопросов местного значения, самостоятельность ОМС в пределах их полномочий;

- природа местного самоуправления, заключающаяся в признании за местным самоуправлением одинакового с республиканской государственной властью источника - народа, следовательно, признание публичного характера муниципальной власти;

- полнота и гарантированность прав и свобод человека и гражданина;

- наличие государственной воли осуществлять и поддерживать развитие местного самоуправления, и некоторые другие гарантии.

в) Организационные. Под организационными гарантиями понимаются организационные основы местного самоуправления, принципы определения компетенции ОМС, принципы обеспечения организационной самостоятельность местного самоуправления.

Организационные гарантии направлены на создание и поддержку демократического порядка формирования и деятельности структур местного самоуправления. Они создают условия для осуществления гражданами права на местное самоуправление в виде непосредственной и представительной форм демократии.

К организационным гарантиям местного самоуправления относятся:

- принцип самостоятельного определения структуры ОМС;

- принцип учета мнения населения при изменении границ территорий, на которых осуществляется местное самоуправление;

- гарантии на местный референдум, на выборы органов местного самоуправления, на отзыв депутата, на проведение собраний (сходов) граждан, на обращение в ОМС;

- право муниципальных образований объединяться (как в районы, так и в ассоциации и союзы).

г) Социальные (гуманистические, духовные). Социальные гарантии означают гарантирование прав в социальной, культурной жизни, гарантированность прав и свобод человека на уровне местного самоуправления. При этом речь идет о гарантированности образования, культуры, семьи, материнства и детства, здравоохранения и иных социальных вопросов на местном уровне.

Когда речь идет о социальных гарантиях, особо рассматриваются гуманистические основы местного самоуправления, под которыми понимаются такие основополагающие принципы, которые закрепляют правовое положение человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Исходя из этого, права и свободы должны выступать главным ориентиром при принятии нормативных актов органами государственной власти и местного самоуправления, и при применении данных нормативных актов.

Наряду с социальными гарантиями, выделяют духовные гарантии, включая в них систему духовных ценностей человека, я ментальность людей (ибо ментальность, ориентированная на участие в местном самоуправлении, является гарантией от злоупотребления властей, и является предпосылкой самостоятельности местного самоуправления).

К социальным гарантиям местного самоуправления относятся:

- закрепление прав и свобод граждан без дискриминации, с осуществлением со стороны органов государства и местного самоуправления действий по обеспечению этих прав, признание прав и свобод человека и гражданина основой любых муниципально-правовых отношений;

- система духовных ценностей и ориентаций человека в обществе и общества в целом;

- правосознание и правовая культура населения (осознание всеми значения местного самоуправления как важнейшей ценности демократической культуры общества и формирование на этой основе общего высокого уровня политической и правовой культуры);

- формирование институтов гражданского общества;

- учет национальных, исторических, культурных особенностей, традиций и обычаев конкретных территорий.

II) Специально-юридические гарантии. Правовые гарантии - совокупность правовых норм, обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления. Под правовыми гарантиями понимаются юридические гарантии местного самоуправления, целью которых является обеспечение правовыми средствами организации материально-финансовой самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а также защита прав местного самоуправления и создание благоприятной возможности для их наиболее полной реализации.

Специально-юридические гарантии делятся на:

1) Формально-юридические - закрепление местного самоуправления, его прав и гарантий в нормативно-правовых актах, в т.ч. в Конституции и законах.

2) Судебные, представляющие собой:

а) возможность судебной защиты прав муниципальных образований;

б) судебный порядок отмены решений, принятых населением или ОМС;

в) возможность обращения в суд, а также в прокуратуру по вопросам незаконности решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления (их должностных лиц).

3) Ограничительные, представляющие собой:

а) запрет на ограничение прав муниципальных образований, предоставленных Конституцией ПМР и Законами ПМР;

б) устанавливающие пределы государственного контроля за деятельностью местного самоуправления.

4) Принудительные,

а) представляющие собой закрепление обязательности правовых актов, принятых населением и органами местного самоуправления в пределах их компетенции, для предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан, находящихся на территории соответствующего муниципального образования;

б) установление ответственности за неисполнение муниципальных правовых актов;

в) обязательность рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления республиканскими органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, к которым эти обращения направлены;

г) установление права органов государственной власти на досрочное прекращение полномочий органов (должностных лиц) местного самоуправления, нарушающих законы;

д) установление, что в случае бездействия органов, обязанных принять решения, необходимые для осуществления местного самоуправления в определенные сроки (назначение муниципальных выборов и т.д.), соответствующее решение вправе принять иной орган власти.

Более детальное формулирование и закрепление правовых и организационных гарантий местного самоуправления предусматривается в Законе ПМР «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР». Глава V раздела II, глава IV раздела III и раздел VI посвящены гарантиям деятельности председателя Совета, гарантиям деятельности главы государственной администрации, гарантиям местного самоуправления и деятельности государственной администрации.

Так, глава Совета и глава государственной администрации имеют право получать ответы на свои обращения к Президенту ПМР, Верховному Совету, членам Кабинета министров не позднее, чем через месяц со дня получения ими соответствующего обращения. А также они обеспечивается документами, информационными справочными материалами, официально распространяемыми Верховным Советом, администрацией Президента ПМР, судом, Арбитражным судом и Комитетом государственного контроля, иными государственными органами и общественными объединениями. При обращении в общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации их руководители обеспечивают по вопросам, связанным с их компетенцией, консультациями специалистов, представляют необходимую информацию и документы.

Таким образом, важным средством правовой защиты интересов местного самоуправления, его прав являются обращения органов и должностных лиц местного самоуправления в органы и к должностным лицам республиканской государственной власти.

Особое внимание в законодательстве уделено праву законодательной инициативы ОМС в Верховном Совете ПМР. Предоставление местному самоуправлению права законодательной инициативы является достаточно эффективным механизмом реализации интересов муниципальных образований, взаимодействия государственных и местных интересов.

Вопросы создания, размещения, строительства или преобразования экономических и социальных объектов, использования природных ресурсов на соответствующей территории, другие вопросы хозяйственной, социальной и культурной деятельности, затрагивающие интересы населения, решаются только с согласия госадминистрации на договорной основе.

Предприятия, организации и учреждения, не вправе вносить изменения в планы своей деятельности по вопросам, обусловленным договором с госадминистрацией, а также в обязательном порядке согласовывают с соответствующей госадминистрацией изменения, вносимые в планы прибыли, влекущие уменьшение поступлений в бюджет Совета.

К числу, если можно так выразиться опосредованных гарантий местного самоуправления необходимо отнести и гарантии депутатам местных Советов, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления и муниципальным служащим.

Для людей избранных, назначенных или принятых на работу в органы местного самоуправления работа в этих органах не только выполнение долга и оправдание доверия, оказанного им населением, но и трудовая деятельность, которая, в силу её специфики, должна соответствующим образом оплачиваться и давать человеку определённые социальные гарантии, и которые в свою очередь будут являться стимулом для прихода в органы местного самоуправления людей достойных, образованных и высококвалифицированных.

Конституция и законы ПМР устанавливают систему правовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав местного самоуправления так и на предупреждение подобных нарушений. Особое место в системе гарантий занимает право местного самоуправления на судебную защиту. Главными целями судебной защиты является уважение законности, защита прав человека, эффективность муниципального управления, соблюдение актов вышестоящих органов.

«Органы местного самоуправления - как записано в ст. 11 Европейской хартии местного самоуправления, - должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления». Более детально такая защита регламентируется гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством.

Так, в пп. «в» п. 1. ст. 231-1 Гражданского процессуального кодекса ПМР установлено, что с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону (полностью или в части) в суд вправе обратиться органы государственной власти и органы местного самоуправления, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Помимо судов общей юрисдикции защита прав местного самоуправления осуществляется в арбитражном судопроизводстве. В частности, в соответствии с п. 1 ст. 34 Арбитражного процессуального кодекса ПМР органы местного самоуправления вправе обратиться с иском в арбитражный суд в защиту государственных или общественных интересов.

В свою очередь, граждане и организации могут обращаться в суд и арбитражный суд о признании недействительными (полностью или частично) актов органов местного самоуправления, не соответствующих законам и иным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан.

Сегодняшнее законодательство не позволяет ОМС (в отличие от республиканских органов государственной власти и граждан) защищать свои права в Конституционном суде ПМР, вернее можно защищать соответствующее право в Конституционном суде только путём обращений граждан. В свою очередь, акты ОМС могут быть обжалованы в Конституционном суде. На мой взгляд, это неправильно, что законодатель лишил ОМС права обращать в Конституционный суд. Наделение ОМС правом обращения в Конституционный Суд с запросами о конституционности нормативных правовых актов, о толковании Конституции потребует, прежде всего, внесения изменений в п. 4 ст. 87 Конституции ПМР.

В основном все исследователи рассматривают судебную защиту прав местного самоуправления, как вид правовой гарантии прав местного самоуправления. Традиционно право на судебную защиту, согласно законодательству, органов местного самоуправления трактуется более широко, чем в европейской хартии о правах местного самоуправления (там не говорится о гражданах, а только об органах местного самоуправления). В суд могут быть обжалованы акты как нормативного, так и индивидуального характера.

В целях обеспечения прав и интересов местного самоуправления местные Советы народных депутатов и государственные администрации имеют право:

1) предъявлять в суд или Арбитражный суд требования о признании недействительными актов государственного управления, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, расположенных на соответствующей территории, если эти акты нарушают права и законные интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, противоречат законам ПМР, либо решениям Совета и госадминистрации, принятым в рамках их компетенции. До принятия решения судом или арбитражным судом - приостанавливать действия оспариваемых актов, ОМС, предприятий, организаций и учреждений;

2) предъявлять иски в суд или в Арбитражный суд к предприятиям, организациям и учреждениям о применении к ним экономических санкций или о возмещении ущерба в случае нарушения ими договорных обязательств по выпуску товаров народного потребления, строительству и реконструкции объектов социальной сферы, развитию платных услуг населению и по другим социальным вопросам;

3) вносить предложения в банки о наложении ареста на счета этих предприятий, организаций и учреждений;

4) ставить вопрос в соответствующих органах о привлечении к ответственности руководителей предприятий, организаций и учреждений, находящихся на данной территории, вплоть до освобождения от занимаемой должности, за грубое нарушение законодательства, систематическое невыполнение решений Совета и госадминистрации, а также допустивших бюрократизм и волокиту, причинивших существенный ущерб интересам государства, предприятий, организаций, учреждений и граждан;

5) создавать формирования охраны общественного порядка и местной милиции;

6) принимать решения, устанавливающие административную ответственность за их нарушения, устанавливать перечень и размер штрафов за невыполнение или нарушение решений местного Совета и государственной администрации, если иное не оговорено законом;

Обеспечение законности:

1) противоречащие законам решения местных Советов народных депутатов и государственной администрации обжалуются в судебном порядке;

2) нижестоящий Совет также вправе обжаловать в Верховный Совет ПМР решения вышестоящего Совета по вопросам, отнесенным к его исключительной компетенции;

3) глава госадминистрации поселка, села вправе обжаловать Президенту ПМР решения главы госадминистрации города, района по вопросам, отнесенным к их компетенции;

4) решения главы госадминистрации поселка, села могут быть отменены соответственно главой госадминистрации города, района либо судом;

5) решения главы государственной администрации города, района могут быть отменены Президентом ПМР либо судом;

6) решения органов ТОС, принятые в пределах их полномочий, обязательны для выполнения всеми предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на соответствующей территории, а также должностными лицами и гражданами. В случае невыполнения решений органов ТОС, они вправе обратиться в соответствующий Совет народных депутатов об ответственности должностных лиц, виновных в невыполнении этих решений;

7) решения органов ТОС, а также собрания (схода) граждан по месту жительства, могут быть приостановлены главой госадминистрации и отменены соответствующим местным Советом народных депутатов в случаях, если они противоречат законодательству, уставу (положению) о данном органе либо нарушают права и законные интересы граждан;

8) предприятия, организации и учреждения, расположенные на территории местного самоуправления, несут ответственность, в том числе имущественную, возмещая в полном объеме убытки, причиненные их решениями (действиями иди бездействием) интересам населения, местному хозяйству, окружающей среде, а также ущерб, нанесенный в результате невыполнения решений органов местного самоуправления. Госадминистрация и Советы вправе также требовать возмещения недополученных доходов, которые могли быть получены, если бы ответчики не допустили нарушения;

9) защита прав и законных интересов органов самоуправления обеспечивается судом или Арбитражным судом в соответствии с законами ПМР;

10) Разногласия, возникающие между местными Советами народных депутатов по вопросам изменения их компетенции, рассматриваются в порядке, устанавливаемом законами ПМР.

Таким образом, подводя итог данному вопросу, можно отметить, что государство создало целую систему правовых гарантий защиты прав местного самоуправления. Однако, рассматривая её необходимо помнить о специфических условиях существования местного самоуправления в нашей республике, где основные органы местного самоуправления входят в единую систему органов государственной власти.

Необходимо также заметить, что соблюдение законности в организации и деятельности местного самоуправления обеспечивается контролем представительного органа местного самоуправления за деятельностью государственной администрации, других органов местного самоуправления и должностных лиц. Деятельность же всего местного самоуправления находится под контролем и надзором государства, в результате которого может наступить ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Поговорим об этом подробнее…

 

«Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления».

 

ПМР претендует на звание правового государства. Такое положение закрепляет Основной закон республики – Конституция, об этом заявляют органы исполнительной власти Приднестровья. Но становление правового государства можно констатировать только в том случае, если созданы как законодательный массив, гарантирующий беспрепятственное осуществление прав человека и гражданина, так и механизм его реализации. Касается это и вопроса ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Любые права всегда неразрывно связаны с определенными обязанностями и, следовательно, ответственностью. Поэтому, говоря о гарантиях ОМС, необходимо сказать об ответственности этих органов за ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

Важнейшим признаком местного самоуправления, отражающим его специфику как формы осуществления власти, является собственная ответственность муниципальных образований.

Все элементы структуры местного самоуправления, обеспечивая жизнедеятельность населения муниципального образования, вступают в широкий круг разнообразных общественных отношений, урегулированных нормами многих отраслей права, несут юридическую ответственность перед местным населением, государственными органами, юридическими лицами и гражданами. Ответственность, как негативное юридическое последствие за противоправное деяние, наступает в результате осуществления населением и государственными органами функций контроля и надзора за деятельностью муниципальных органов и должностных лиц.

В теории права ответственность рассматривается в форме позитивной и негативной ответственности. Под позитивной ответственностью понимается ответственная деятельность по решению вопросов местного значения в соответствии с Конституцией и в соответствии с законодательством. В науке муниципального права этот подход значительного числа сторонников не нашел. По нашему мнению, позитивная ответственность это не юридическая ответственность, и поэтому рассматривать её не стоит.

Юридическая ответственность – это применение санкции, что выражается в негативных последствиях, наступающих в виде лишений личного, организационного или материального характера.

Ответственность в муниципальном праве представляет собой наступление неблагоприятных последствий, которые применяются к субъектам муниципальных правоотношений, не исполняющим или ненадлежащим образом исполняющим свои обязанности по отношению к другим участникам правоотношений, а так же за принятие органами местного самоуправления или их должностными лицами противоправных решений и ненадлежащее осуществление своих задач и функций.

Речь, в данном случае, идет прежде всего о мерах уголовной, административной, дисциплинарной, материальной, организационно-правовой ответственности, которые могут возлагаться на ОМС и должностных лиц местного самоуправления на основании и в порядке, установленном законодательством ПМР. Уголовная, административная, дисциплинарная ответственность может распространяться только на физических лиц, а гражданско-правовая применяется к ОМС. Кроме того, могут применяться меры ответственности организационного характера.

Ответственность наступает за осуществление какой-либо деятельности, которая может выражаться в действии либо в бездействии. По сути, ответственность – одно из средств обеспечения нормального функционирования местного самоуправления.

В ПМР органы местного самоуправления несут ответственность за состояние государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства на своей территории, законность и последствия принятых решений.

Традиционно в муниципальном праве эта ответственность делится на три вида, в зависимости от субъектов, перед которыми органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность:

а) перед населением муниципального образования - в результате утраты доверия;

б) перед государством – за нарушение ОМС и должностными лицами местного самоуправления Конституции и законов;

в) перед физическими и юридическими лицами – за нарушение их прав и законных интересов.

Такая иерархия установления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления не случайна. Указание на первоочередность ответственности перед населением отражает сущность местного самоуправления как формы народовластия. Население является основным субъектом прав местного самоуправления. Поэтому, прежде всего, необходимо установление эффективных видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

Ответственность перед населением муниципального образования.

Первоочередность закрепления ответственности органов и должностных лиц муниципального управления перед населением — основным субъектом властеотношений на территории муниципального образования — основана на сущности местного самоуправления как формы народовластия. Поэтому санкции при реализации этого института ответственности перед населением носят в основном конституционно-правовой характер.

В ст. 7 Закона ПМР «Об органах местной власти, местного самоуправления и государственной администрации в ПМР» выделена ответственность перед местным населением – специфический вид конституционной ответственности.

Природа ответственности перед населением муниципального образования связана с выборным характером органов и должностных лиц. Поскольку население выбирает их, доверяя осуществлять свои полномочия, следовательно, вправе и спрашивать за качество выполнения таких функций.

Основанием ответственности ОМС и должностных лиц местного самоуправления перед населением является утрата доверия. Доверие это уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, основанное на этой уверенности отношение.

Непосредственная зависимость депутата от избирателей проявляется в том, что депутат обязан выполнять наказы избирателей и свою предвыборную программу, обязан отчитываться перед избирателями о своей работе и, что самое главное, может быть досрочно отозван избирателями в случае неоправдания их доверия. Это наиболее полно отвечает идее местного самоуправления, поэтому органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования.

Данная ответственность реализуется в виде отзыва (досрочного прекращения полномочий). Поэтому эта ответственность является ответственностью организационного характера. Отзыв выборных должностных лиц местного самоуправления, являясь одной из форм прямого волеизъявления граждан, основывается на Конституции ПМР.

Фактически все авторы говорят о том, что ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления имеет юридическую природу, но при этом упускают тот момент, что ответственность перед населением имеет не только юридическую, но и политическую природу (т.к. наступает в форме утраты доверия).

Отзыв депутата и главы госадминистрации села (поселка) - это важный элемент не только применительно к местному самоуправлению, но и в целом к институту народовластия. Утрата доверия возможна только в отношении выборных органов и должностных лиц. Отсюда вывод о том, что иные органы отвечают не перед населением, а перед органами и лицами, которых население уполномочило защищать свои интересы. Кроме этого, разграничивают институт отзыва и институт выражения недоверия. Выражение недоверия может выражаться на заседании представительного органа, а так же на собрании (сходе) граждан муниципального образования. Некоторые авторы выделяют в качестве самостоятельной формы ответственности и досрочное прекращение полномочий.

Основаниями для отзыва депутата местного Совета могут быть:

а) нарушение им Конституции или законов ПМР, а так же актов муниципального образования;

б) утраты доверия со стороны избирателей за неисполнение выборным должностным лицом положений своей предвыборной программы;

в) практические действия выборного должностного лица направлены на создание условий для нарушения прав человека, гражданина.

Депутаты местных Советов и главы госадминистрации села (посёлка) могут утратить доверие населения, что может привести к отзыву, в случае:

- невыполнения своих обязанностей;

- нарушения нормативно-правовых актов ПМР и муниципального образования;

- совершения действий, порочащих статус выборного лица;

- нетрудоспособности.

Глава госадминистрации села (посёлка) может быть отозван избирателями в порядке процедуры отзыва за нарушение Конституции и законов ПМР, постановлений Верховного Совета ПМР, указов Президента ПМР, распоряжений главы государственной администрации города (района), а также по иным основаниям, предусмотренным Избирательным кодексом ПМР. Глава госадминистрации города (района) назначает временно исполняющего обязанности главы госадминистрации села (поселка) вместо отозванного до проведения выборов нового главы госадминистрации.

Процедура отзыва в целом следующая:

Отзыв депутатов местных Советов и глав госадминистраций села (посёлка) производится в том же порядке и последовательности, в каком они выдвигались и избирались.

Сначала вносится предложение о проведении голосования по отзыву. Инициатива в проведении отзыва принадлежит избирателям того избирательного округа, на котором избиралось выборное должностное лицо, а также тем субъектам, которые выдвигали его на эту должность. Они формируют инициативную группу, которая обращается с ходатайством по проведению отзыва в территориальную избирательную комиссию. ТИК ставит в известность местный Совет.

После подачи инициативной группой ходатайства об отзыве депутата начинается сбор подписей (сбор подписей проводится так же как на выборах). По окончании сбора подписей подписные листы направляются в избирком. После чего ТИКом принимается решение о назначении голосования об отзыве депутата, о чём уведомляется местный Совет.

Далее механизм практически такой же, как на выборах: создается участок для голосования, формируется комиссия по проведению голосования по отзыву, уточняются списки избирателей, проводится агитация в связи с голосованием по отзыву депутата с предоставлением ему особых гарантий, далее – собственно голосование и подведение его итогов.

На голосование по отзыву, так же как и на выборы должно явиться 25 % избирателей. Отзыв выборного должностного лица считается поддержанным, если за отзыв проголосовало большее количество избирателей, чем за его избрание. В ином случае отзыв выборного должностного лица считается отклоненным и его повторное проведение в течение года не допускается.

Но депутата могут лишить полномочий не только избиратели. В случае неявки депутата на сессии, заседания постоянной комиссии без уважительных причин в течение 6 месяцев Совет вправе решить вопрос о досрочном прекращении полномочий этого депутата. Совет принимает такое решение и в связи с избранием или назначением депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением полномочий народного депутата местного Совета, либо с вступившим в законную силу обвинительным приговором суда в отношении лица, являющегося депутатом, а также в случае утраты народным депутатом местного Совета гражданства ПМР.

Полномочия народного депутата местного Совета могут быть прекращены досрочно по решению соответствующего Совета, принимаемому в связи с личным заявлением депутата о сложении депутатских полномочий.

В заключении можно сказать, что эта ответственность с точки зрения авторов, ее исследующих, вытекает логично из признания того факта, что население является субъектом муниципально-правовых отношений, а, следовательно, носит конституционный характер. Основанием ответственности является утрата доверия. Общепризнанной формой является отзыв. Что касается выражения недоверия и досрочного прекращения полномочий, это виды ответственности также рассматриваются в качестве отдельных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: