IV. Субъективные причины НС

1. Технические ошибки как в приемах передвижения, так и в приемах страховки - обусловлены нехваткой знаний, умений, навыков.

Всегда проще повесить собак на виновных и свалить вину за ошибки на действия участника, чем разобраться в том, что же послужило причиной этой ошибки, не была ли она предопределена. В большинстве случаев имеет место:

- недостаток предпоходной подготовки,

- неумение отличать существенные признаки опасности от несущественных,

- неумение анализировать изменяющуюся ситуацию на маршруте,

т.е. предварительные причины несчастных случаев такие как неправильный выбор маршрута и недостаточная подготовка участников.

2. Тактические ошибки:

  • несоблюдение заявленных контрольных сроков
  • самовольное изменение нитки маршрута
  • поздний выход на маршрут

Как лечить:

  • не допускать достижения маневренности группы за счет уменьшения количества снаряжения и продуктов
  • соблюдать контрольные сроки и нитку маршрута. Это мобилизует участников и облегчает проведение спасработ
  • не допускать хождение в одиночку и любых несанкционированных разделов группы

Нарушение элементарных требований техники безопасности: Бывает, что группа, верно оценивая опасность, почему-то считает, что к ним это не относится. В результате не принимаются меры безопасности или принимаются, но недостаточные - только для психологической уверенности. "С нами такого произойти не может" и попытка проскочить на "авось".

Известен случай, когда группа, поднявшись на перевал 1А, обсудила между собой, что путь спуска (сверху - снежный) не просматривается и, вероятно, может представлять опасность. После этого вся группа (7 человек) села на коврик и поехала по снегу вниз. Снег вскоре кончился, они ударились о камни, пятеро, сидевших первыми, разбились насмерть, остальные двое проехали по их телам, из-за чего удар смягчился и они остались живы.

Влияние неадекватных эмоциональных состояний

  • одинаково опасны как отрицательные (стресс, усталость, апатия), так и положительные (воодушевление, аффект) эмоциональные состояния
  • человек не поддается собственному контролю, необъективно оценивает свои силы и окружающую обстановку

Усталость:

  • особенно опасна на спусках, в конце дня, когда кажется, что все уже пройдено, а обстановка становится намного опаснее
  • главное - не подняться, а спуститься

НС на биваках - усталость, невнимательность

Если устали:

  • разгрузить участника
  • попить или поесть теплого и сладкого
  • сделать долгий привал в хорошем месте, дневку внизу
  • самоконтроль участников: нельзя скрывать своего плохого самочувствия из ложного чувства гордости!!!

Ошибки в подборе, хранении и эксплуатации снаряжения

Тратить деньги на безопасность выгоднее, чем на похороны.

Движение можно начинать только с подогнанным и исправным снаряжением!

Когда веревки намокают, они:

  • теряют надежность за счет уменьшения трения между волокнами веревки (5-10%)
  • гниют, а на солнце разлагаются => сушить веревки в тени
  • карабины, жумары, восьмерки проскальзывают по мокрым веревкам
  • мокрые и замерзшие веревки теряют 30% надежности
  • некоторые узлы не держат на мокрых и, особенно, замерзших веревках

Узлы на веревках уменьшают их прочность на 40-50%

Веревка, выдержавшая серьезный рывок, далее ведет себя непредсказуемо, поэтому нельзя пользоваться чужим, оставленным на маршруте снаряжением (крючья, петли), во всяком случае без проверки.

При неправильном использовании не полностью забитые крючья и зубья кошек могут ломаться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: