1. Технические ошибки как в приемах передвижения, так и в приемах страховки - обусловлены нехваткой знаний, умений, навыков.
Всегда проще повесить собак на виновных и свалить вину за ошибки на действия участника, чем разобраться в том, что же послужило причиной этой ошибки, не была ли она предопределена. В большинстве случаев имеет место:
- недостаток предпоходной подготовки,
- неумение отличать существенные признаки опасности от несущественных,
- неумение анализировать изменяющуюся ситуацию на маршруте,
т.е. предварительные причины несчастных случаев такие как неправильный выбор маршрута и недостаточная подготовка участников.
2. Тактические ошибки:
- несоблюдение заявленных контрольных сроков
- самовольное изменение нитки маршрута
- поздний выход на маршрут
Как лечить:
- не допускать достижения маневренности группы за счет уменьшения количества снаряжения и продуктов
- соблюдать контрольные сроки и нитку маршрута. Это мобилизует участников и облегчает проведение спасработ
- не допускать хождение в одиночку и любых несанкционированных разделов группы
Нарушение элементарных требований техники безопасности: Бывает, что группа, верно оценивая опасность, почему-то считает, что к ним это не относится. В результате не принимаются меры безопасности или принимаются, но недостаточные - только для психологической уверенности. "С нами такого произойти не может" и попытка проскочить на "авось".
|
|
Известен случай, когда группа, поднявшись на перевал 1А, обсудила между собой, что путь спуска (сверху - снежный) не просматривается и, вероятно, может представлять опасность. После этого вся группа (7 человек) села на коврик и поехала по снегу вниз. Снег вскоре кончился, они ударились о камни, пятеро, сидевших первыми, разбились насмерть, остальные двое проехали по их телам, из-за чего удар смягчился и они остались живы.
Влияние неадекватных эмоциональных состояний
- одинаково опасны как отрицательные (стресс, усталость, апатия), так и положительные (воодушевление, аффект) эмоциональные состояния
- человек не поддается собственному контролю, необъективно оценивает свои силы и окружающую обстановку
Усталость:
- особенно опасна на спусках, в конце дня, когда кажется, что все уже пройдено, а обстановка становится намного опаснее
- главное - не подняться, а спуститься
НС на биваках - усталость, невнимательность
Если устали:
- разгрузить участника
- попить или поесть теплого и сладкого
- сделать долгий привал в хорошем месте, дневку внизу
- самоконтроль участников: нельзя скрывать своего плохого самочувствия из ложного чувства гордости!!!
Ошибки в подборе, хранении и эксплуатации снаряжения
|
|
Тратить деньги на безопасность выгоднее, чем на похороны.
Движение можно начинать только с подогнанным и исправным снаряжением!
Когда веревки намокают, они:
- теряют надежность за счет уменьшения трения между волокнами веревки (5-10%)
- гниют, а на солнце разлагаются => сушить веревки в тени
- карабины, жумары, восьмерки проскальзывают по мокрым веревкам
- мокрые и замерзшие веревки теряют 30% надежности
- некоторые узлы не держат на мокрых и, особенно, замерзших веревках
Узлы на веревках уменьшают их прочность на 40-50%
Веревка, выдержавшая серьезный рывок, далее ведет себя непредсказуемо, поэтому нельзя пользоваться чужим, оставленным на маршруте снаряжением (крючья, петли), во всяком случае без проверки.
При неправильном использовании не полностью забитые крючья и зубья кошек могут ломаться.