Относительность инновациононго (эффективного) педагогического опыта

По степени новизны инновационный (эффективный) педагогический опыт может квалифицироваться как:

- новаторский опыт (опыт разработки и реализации новых педагогических системы обучения и воспитания);

- модифицирующий опыт (содержит менее выраженные и менее оригинальные элементы нового; построен на серьезном усовершенствовании, развитии существующих форм, методов и подходов).

КРИТЕРИИ ИННОВАЦИОНОНГО (ЭФФЕКТИВНОГО) ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Актуальность и перспективность, направленность на решение ключевых проблем современной школы (ДОУ и т.д.).

Новизна в постановке целей, отборе содержания, выборе средств и форм организации педагогического процесса.

Соответствие основополагающим положениям современных социальных наук.

Устойчивость, стабильность положительных результатов.

Возможность творческого применения опыта в сходных условиях, его переносимость на другие педагогические объекты (образовательное учреждение, район, город и т.д.).

Оптимальное расходование сил, средств и времени.

Оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе.

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО (ЭФФЕКТИВНОГО) ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Тезисы для обсуждения:

· применение критериев инновационного (эффективного) педагогического опыта обеспечивает его комплексную оценку;

· соответствие опыта всем названным критериям позволяет квалифицировать его как инновационный (эффективный, передовой) педагогический опыт;

· в случае поиска опыта, потенциального для распространения, критерии инновационного (эффективного) педагогического опыта могут быть представлены частично.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБОБЩЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Выявление, первичная диагностика и оценка опыта (по приведенным выше критериям).

Описание педагогических явлений, опирающееся на накопленный фактический материал и его систематизацию.

Теоретико-методологический анализ, главным содержанием которого является выделение ведущих задач, идей, замысла, технологии его воплощения.

Обобщение и рекомендации, связанные с выявлением закономерных связей между нововведениями и результатами, научных основ опыта, с оценкой результатов и определением условий их распространения.

СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Предлагаются три параметра для описания эффективного педагогического опыта:

- формальные, отражающие формальные характеристики автора (авторского коллектива), чей инновационный опыт описывается;

- содержательные, характеризующие сущностную (смысловую) сторону инновационного опыта;

- результативные, указывающие на инновационного опыта с точки зрения его апробации в реальной педагогической практике.

ФОРМАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Наименование инновационного педагогического опыта.

Автор (авторский коллектив) – разработчик инновационного педагогического опыта.

Тип и вид представляемого образовательного учреждения.

Период формирования и функционирования инновационного педагогического опыта.

Адрес инновационного педагогического опыта.

Специалист, представляющий инновационный педагогический опыт.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Актуальность педагогического опыта. Признаки актуальности (соотнесенность с образовательным заказом, проводимой политикой в области в образования и востребованность в практике).

Содержательная форма представления педагогического опыта (программа, проект, технология, методика и т.д.). Доказательная характеристика соответствия представленного опыта той или иной форме.

Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев.

Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.

Педагогическая целесообразность опыта. Характеристика ключевых элементов, определяющих смысловую направленность педагогического опыта. Цели, задачи, содержание и его представление, формы, методы и средства педагогического работы. Соответствие содержательных элементов заявленного опыта требованиям педагогической науки.

Психологическая целесообразность педагогического опыта. Основные субъекты, вовлеченные в осуществление педагогического опыта и для которых данный опыт предназначен. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников).

Социальная направленность педагогического опыта. Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся (воспитанников). Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.

Воспроизводимость педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта. Экономическая эффективность педагогического опыта (соотнесение затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей). Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: