Направленные на гармонизацию осознания детьми прав и обязанностей

Важной особенностью этого структурного звена самосозна­ния у младших школьников является значительное преобладание осознаваемых обязанностей над правами. Кроме того, осозна­ваемые обязанности, как правило, односторонне ориентирова­ны на обеспечение успешности обучения в школе (хорошо учиться, красиво писать в тетради, всегда делать уроки и т. п.) или же на сдерживание у детей проявлений потребностей в игре и движении (не бегать, не вертеться, не играть на уроке, не кри­чать громко и т. п.). Исходя из этого, основные цели упражнений, приведенных в данном разделе, были определены как расшире­ние перечня прав, осознаваемых детьми, и формирование у де­тей представлений об относительности осознаваемых ими обязанностей.

1. «Школа для кенгуру» (дети сидят кругом) Инструкция: «Попробуем представить себе, что мы попали в школу для зверей, например, в школу для кенгуру. Кто хочет быть учителем-кенгуру? А все остальные будут учениками-кенгуру. "Учитель" будет вести урок, кого-то вызывать к доске, кого-то хва­лить, кого-то ругать, но все "на языке кенгуру". А мы попробуем отгадать, что от нас хочет "учитель"».

После проигрывания «урока» происходит обсуждение, на­сколько ученики поняли своего «учителя» и что помогало пони­манию. При повторении игры ее можно усложнить, надевая на «учителя» маску животного.

2. «Крокодил в синей шляпе» (дети сидят кругом)

Инструкция: «Давайте все вместе подумаем, что мы будем делать, если к нам сейчас постучит в дверь и зайдет большой кро­кодил в синей шляпе с полями».

Дети по очереди придумывают свои варианты. Затем пред­лагаются для обсуждения следующие ситуации:

«Прозвенел звонок. Все встали у своих парт. И вдруг учитель­ница не входит, а впрыгивает на одной ножке...»

«Вы открываете свой пенал, а оттуда выпрыгивает мама, ма­ленькая, размером с ластик...»

Можно предложить детям самим придумывать ситуации.

3. «Фантазеры» (дети сидят кругом) Инструкция: «Многие из вас, наверное, читали рассказ Н. Но­сова "Фантазеры". Давайте мы тоже поиграем в фантазеров. Каж­дый попробует придумать и рассказать какой-нибудь самый невероятный случай, который с ним произошел. А потом мы оп­ределим, кому же удалось лучше всех "соврать"».

4. «Комната смеха» (дети сидят кругом) Инструкция: «Кто-нибудь из вас был в "комнате смеха"? Я ни помню. Там стоят "кривые зеркала", которые могут расширить или сузить изображение, удлинить или укоротить его либо же сове! искривить, Смотреть на себя в такие "зеркала" бывает обычно очень смешно. Сейчас каждый из вас станет "кривым зеркалом (ведущий задает детям тип зеркала). А один из нас как будто купит билетик, зайдет в нашу "комнату смеха" и по очереди будет подходить к каждому "зеркалу" и что-нибудь перед ним делать. А "зеркало" попробует его отразить. Побеждает то "зеркало", которое сумеет "отразить" смешнее всего, то есть то, глядя на которое дети будут громче смеяться. Потом в "комнате смеха" у нас побывает каждый».

5. «Да и нет» (дети сидят кругом) Инструкция: «Попробуем определить, кто из вас умеет быть внимательным. Каждому по очереди мы будем задавать вопро­сы, на которые заранее знаем ответы: "да" или "нет".

Например: "Ты ходишь в школу?", "Ты был на Северном полюсе?", "Ты вчера целовался с тигром?" и т. п. А тот, кого спрашива­ют, должен обязательно отвечать наоборот. Например: "У тебя есть рога? — Да". Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Игра будет продолжаться до тех пор, пока не останется один участник победитель».

6. «Педсовет». Инструкция: «Представим себе, что мы вдруг стали взрослы­ми, учителями, сидим на педсовете. Давайте попробуем поси­деть, как учителя, посмотреть вокруг, как учителя. На нашем "педсовете" идет обсуждение обязанностей ученика в школе, ка­ким должен быть ученик. Учителя спорят, не соглашаются друг с другом. Давайте поиграем в такой педсовет. Один из нас будет говорить, что должен делать ученик, его сосед — опровергать сказанное и предлагать свой вариант ответа. Это может быть, на­пример, так:

- Ученик должен всегда слушаться учителя.

- Ученик не должен всегда слушаться учителя, потому что от­выкнет думать своей головой. Ученик должен всегда хорошо вес­ти себя в школе.

- Ученик не должен всегда хорошо вести себя в школе, пото­му что ему станет скучно в школу ходить. Ученик должен всегда отвечать уроки на "пять"» и т. п.

Дети начинают играть по кругу. В начале круга ведущий мо­жет помочь детям, так как многим бывает трудно переводить «должен» в «не должен».

Модификация: Упражнение можно повторить для ситуаций дома и улицы, то есть «Дома должен — не должен», «На улице должен — не должен».

7. «Учсовет» (дети сидят кругом) Инструкция: «А теперь представим себе педсовет учеников — "Учсовет". Ученики сидят и обсуждают, каким должен быть и ка­ким не должен быть учитель. И ученики тоже спорят и не соглашаются друг с другом. Давайте поиграем также, как и в пре­дыдущем упражнении, по схеме "должен — не должен". Это может быть, например, так:

- Учитель должен всегда говорить спокойным голосом, не кри­чать.

- Учитель не должен всегда говорить спокойным голосом, по­тому что дети не будут его слушаться. Он должен быть веселым».

8. «Родители и дети» (дети сидят кругом) Инструкция: «Представим себе, что мы превратились в роди­телей. Мы очень любим своего ребенка, хотим, чтобы он был хо­рошим, и поэтому даем ему советы, каким ему следует быть. Так же, как и в предыдущих упражнениях, каждый последующий "ро­дитель" отрицает совет предыдущего и дает свой собственный. Это может быть, например, так:

- Будь всегда честной.

- Не надо быть всегда честной, а то скажешь что-нибудь не так и можешь обидеть окружающих. Будь всегда веселой».

Далее выбирают одного из детей на роль воспитуемого ре­бенка, сажают его в центр круга и по очереди дают ему советы. В конце можно обсудить чувства детей в обеих ролях.

9. «Я имею право» (дети сидят кругом) Инструкция: «Вы хорошо знаете, что каждый человек имеет не только обязанности, но и права. Подумайте, какими правами обладает ученик в школе. А потом возьмите лист бумаги и запишите все права, которые вам удалось вспомнить. Когда все закончат, кто-нибудь зачитает то, что он записал. Остальные будут вычеркивать в своих списках те права, которые говорящий назвал. Победит тот, у кого в списке останется больше всего
вычеркнутых слов о правах».

В конце можно будет обсудить содержание прав, названных детьми, совместно раскрыть ту сферу прав, которая детьми названа.

Модификация: Упражнения повторяются для ситуаций и на улице.

10. «Я — учитель» (дети сидят кругом)

Инструкция: «А теперь попробуем опять превратиться в учителей и подумать, какими правами мы обладаем как учителя, а затем записать это».

Далее упражнение проигрывается по той же схеме, что и предыдущее.

 

Часть 3. Поведенческий блок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: