Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями».

Как следует из этого определения, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Так, например, конфликт может быть внутриличностным, межличностным, между личностью и группой, в которую она входит, между организациями или группами одного или различного статуса.

Возможны также классификации конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные.

Допустима также классификация по характеру причин, вызвавших конфликт. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р.Л. Кричевский в книге «Если Вы руководитель...», тремя группами причин, обусловленными:

• трудовым процессом;

• психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя, плохой психологической коммуникацией и тд.;

• личностным своеобразием членов группы, например неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью и т.д.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Какая существует типология конфликтов?

2. Какие группы причин могут вызывать конфликт?

3. Какие стадии конфликта и какую его структуру можно выделить?

4. Какие факторы могут способствовать возникновению конфликтов?

Задания для практического занятия: подготовиться к анализу конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности.

Ситуация 1

 

Между двумя подчиненными (коллегами) возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой разобраться и поддержать его позицию.

 

Выберите и обоснуйте свой вариант поведения в этой ситуации.

 

1. Пресечь конфликт на работе, а конфликтные взаимоотношения порекомендовать разрешить во внеслужебное время.

 

2. Попросить разобраться в конфликте специалистов лаборатории социологических исследований или другого подразделения службы управления персоналом, в чьи функции это входит.

 

3. Лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обеих сторон вариант примирения.

 

4. Выяснить, кто из членов коллектива является авторитетом для конфликтующих сотрудников, и попытаться через него воздействовать на них.

 

Ситуация 2

 

Подчиненный (коллега) игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете.

 

Ваши действия.

 

1. Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, примените обычные административные меры наказания.

2. В интересах дела постараетесь вызвать его на откровенный разговор, попытаетесь найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт.

 

2. Обратитесь к коллективу, рассчитывая на то, что его неправильное поведение будет осуждено и к нему примут меры общественного воздействия.

 

3. Попытаетесь вначале разобраться в том, не совершаете ли вы сами ошибок во взаимоотношениях с подчиненным (коллегой), а потом уже решите, как поступить.

 

Ситуация 3

 

Вас недавно назначили руководителем коллектива, в котором вы несколько лет были рядовым сотрудником. На утро, в 8.15, вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 мин. Подчиненный же пришел вовремя и ждет вас.

 

Как вы начнете беседу при встрече?

 

1. Независимо от своего опоздания сразу же потребуете его объяснений об опозданиях на работу.

 

2. Извинитесь перед ним и начнете беседу.

 

3. Поздороваетесь, объясните причину своего опоздания и спросите его: «Как вы думаете, что можно ожидать от руководителя, который так же часто опаздывает, как и вы?»

4. Отмените беседу и перенесете ее на другое время.

 

 

Ситуация 4

 

Вы – руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из ваших рабочих по неосторожности испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травму. Виновник звонит вам домой по телефону и с тревогой спрашивает, что же им теперь делать?

 

Как вы ответите на звонок?

 

1. «Действуйте согласно инструкции. Прочитайте ее, она лежит у меня на столе и сделайте все, что требуется».

 

2. «Доложите о случившемся вахтеру. Составьте акт на поломку оборудования, пострадавший пусть идет к дежурной медсестре. Завтра разберемся».

 

3. «Без меня ничего не предпринимайте. Сейчас я приеду и разберусь».

 

4. «В каком состоянии пострадавший? Если необходимо, вызовите врача».

 

Ситуация 5

 

Однажды вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей о том, как лучше строить отношения с подчиненными. Одна из точек зрения вам понравилась больше всего.

 

Какая и почему?

 

1. «Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности».

2. «Все это мелочи. Главное в оценке людей – это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено».

3. «Успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его».

4. «Это правильно, но все же лучшими стимулами в работе являются четкий приказ, приличная зарплата, заслуженная премия».

 

Инструкция по выполнению практической работы. При подготовке к семинарским занятиям необходимо: выбрать наиболее значимый вопрос по предложенной теме; самостоятельно организовать поиск и изучение материалов с привлечением ресурсов Internet по данной проблеме; письменно представить тезисы по анализу теоретических аспектов исследуемого вопроса; сформулировать практические рекомендации по использованию полученной информации; оформить список литературы и ссылок на электронные источники.

После подведения итогов по вопросам семинара и анализа ситуаций необходимо ответить на вопросы предложенного теста в котором предполагается один правильный ответ.

Форма контроля и критерии оценки:

Оценка за семинарское занятие и решение практических ситуаций выставляется за правильный и развернутый ответ по вопросу и активное участие в обсуждении.

«Отлично» устный ответ полный, затронувший все аспекты обсуждаемого вопроса.

«Хорошо» - ответ может содержать неточности, или более глубокое исследование лишь нескольких сторон проблем.

«Удовлетворительно» - поверхностный анализ вопросов

«Неудовлетворительно» - слабая ориентация в понятиях и в вопросе.

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Уч. пособие.-М.: ИНФРА–М, 2011.

2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. Питер: «Мастера психологии», 2011. – 576 с.

3. Кузнецов И.Н. Технология психологии общения. – Минск, 2012. – 203 с.

4. Реан А.А. Психология изучения личности: учеб, пособие / А.А. Реан. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2010. – 288 с.

5. Рогов Е.И. Психология общения. М: «Владос», 2010. – 336 с.

6. Столяренко Л.Д. Психология и этика профессиональной деятельности- СПб.: Питер,2011.-592 с.

7. Интернет-ресурсы: www.Psychology Online.Netwww.laiko.narod.ruwww.hr-portal.ru

Тема 2.7. Психология, этика профессиональной деятельности.

Название практической работы: Разработка профессиограммы и психограммы менеджера.

Учебная цель: научиться разрабатывать и анализироватьпрофессиограмму и психограмму менеджера.

Учебные задачи:

1. научить анализировать элементы деятельности менеджера;

2. научить составлять психологический портрет менеджера

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен

уметь: применять приемы делового и управленческого общения в профессиональной деятельности;

знать: психологические свойства личности; психологию труда в профессиональной деятельности; психологические аспекты управления профессионального поведения; психологию коллектива и руководства.

Обеспеченность занятия (средства обучения): интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал, учебники.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: