ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.
1. На практическом занятии по дисциплине «Гражданская защита» выполняется практическая работа работа расчетно- графического вида.
2. До начала занятия курсант обязан проработать материал лекции (изучение конспекта и рекомендованной литературы), при возникновении неясных вопросов прибыть на консультацию к преподавателю.
3. Перед выполнением работы следует ознакомиться с ее содержанием, организационно-методическими указаниями.
4. На практическом занятии необходимо иметь:
· конспект лекций;
· тетрадь для практических работ;
· прозрачную линейку (офицерскую) с миллиметровой шкалой, циркуль;
· два карандаша типа 2М, 3М, белую резинку.
5. Все работы выполняются простым карандашом в тетради.
6. Решение каждой задачи предваряется выполнением схемы плавания судна в составе конвоя при перестроениях из одного строя в другой по командам флагмана в произвольном масштабе.
7. Рассчитанные элементы строя внести в таблицу.
8. Каждая практическая работа оценивается преподавателем.
9. Курсант, пропустивший практическую работу, обязан прибыть к преподавателю, взять задание и получить консультацию, выполнить его в недельный срок и представить для проверки.
10. Правильность решения задач, выполненных в ходе самостоятельных занятий или тренировки, следует проверить у преподавателя.
Элементы строя
Взаимное расположение судов при совместном плавании регламентируется элементами строя. Судно, относительно которого производится отсчет элементов строя и удерживается назначенная позиция остальными судами группы, называется уравнителем.
Строй определяется следующими элементами (рис. 1): линия строя (ЛC), пеленг строя (Пс), угол строя (qc), угол равнения (qp), глубина строя (Гс), ширина строя (Шс); расстояние между кораблями в строю (d)
Рис.1. Элементы строя
Линия строя - линия, соединяющая одинаковые точки находящихся в строю судов; ее направление считается от уравнителя.
Пеленг строя - угол между истинным меридианом и направлением линии строя. Измеряется в градусах по часовой стрелке от 0° до 360°.
Угол строя - угол междуИК уравнителя и линией строя. Измеряется от 0° до 180° с соответствующим наименование борта (правого или левого).
Угол равнения - угол междуИК и линией строя в обратном направлении. Измеряется в пределах от 0" до 180° с указанием борта.
Глубина строя - расстояние в кабельтовых от форштевня головного судна доахтерштевни концевого судна строя.
Ширина строя - расстояние в кабельтовых между наружными бортами крайних судов строя по направлению, перпендикулярному линии истинного курса.
Дистанция между судами в строю - промежуток "чистой воды" между соседними судами в строю.
Простые строи
К простым строям относятся строй кильватера, строй фронта, строй пеленга, строй уступа.
Строй кильватера
Строй кильватера - строй, при котором суда расположены на линии, совпадающей с ИК, последовательно друг за другом (рис. 2).
Рис.2. Строй кильватераРис.3. Строй фронта
Угол строя всегда равен 180°, а угол равнения - 0°. В строю кильватера уравнителем всегда является головное судно, однако при повороте "все вдруг" на обратный курс; уравнителем становится судно, бывшее до поворота концевым.
Строй фронта
Строй фронта - строй, при котором суда располагаются на линии, перпендикулярной линии курса (рис. 3).
В строю фронта угол строя и угол равнения всегда имеют значение 90°, но противоположных бортов. Уравнитель в данном строю расположен на одном из флангов строя. Поэтому различают строй фронта вправо (суда находятся справа от уравнителя) или влево (суда находятся влево от уравнителя).
Строй пеленга
Строй пеленга - строй, при котором корабли расположены на линии, совпадающей с заданным пеленгом строя (рис. 4).
Рис.4. Строй пеленга
В данном строю qc и qp не равны 0°, 90°, 180°. При (qc = 0е или qc =180° строй пеленга приобретает свойства строя кильватера, а при значениях qc= 90° - свойства строя фронта. Отсюда достоинства и недостатки строя пеленга.
Уравнителем в строю пеленга является, расположенный на любом фланге строя.
Строй уступа - частный случай строя пеленга с фиксированным значением qc =135° (qр =45°); особый сомкнутый строй на установленных по фронту и глубине расстояниях между судами (рис. 5).
Рис.5. Строй уступа
Уравнителем в строю уступа всегда является головное судно. Поэтому различают строй уступа вправо и строй уступа влево.
Правила перестроения из одного строя в другой
Поворот «все вдруг»
Все суда поворачивают одновременно в одну и ту жесторону на оди-наковый угол. Этот поворот характеризуется тем, что при одновременном по-вороте изменяется, как направление движения, так и угол строя. При этом пеленг остается постоянным. Поворот может быть выполнен из любого строя
Рис.6. Поворот «все вдруг»
Поворот «последовательно»
Выполняется только в строе кильватера для изменения направления линии строя. Суда поворачивают один за другим, проходя последовательно одну и ту же точку поворота, при этом угол строя, ширина строя и глубина остаются постоянными, а пеленг строя меняется.
Рис.7. Поворот «последовательно»