При изучении биологии 6 класса учащиеся сталкиваются с вопросами о связи строения и жизнедеятельности растений с условиями окружающей среды, т.е. с экологическими понятиями. В этом контексте можно выделить три группы экологических понятий: о среде обитания растений, о жизненных формах, т.е. приспособлениях растений к жизни в определенной среде, и о взаимном влиянии растений друг на друга. Экологические понятия формируются при изучении морфологического и анатомического строений растений, их жизнедеятельности в зависимости от условий окружающей среды. При изучении систематики растений и рассмотрении вопросов развития растительного мира на Земле эти понятия дополняются, усложняются. Знакомясь с растительными сообществами, учащиеся узнают о том, как влияют растения друг на друга и на среду обитания, как отдельные растения определяет жизнь сообщества и изменения среды.
Для формирования экологических знаний важно, чтобы учащиеся имели запас знаний о конкретных растениях и их взаимоотношениях со средой обитания, которые приобретаются как на уроках, так и (в большей мере) при выполнении внеурочных заданий, работе с растениями в уголке живой природы, на школьном учебно-опытном участке, на экскурсиях в природу. Важно широко использовать на уроках гербарный материал, демонстрирующий морфологическое разнообразие вида. Большое значение здесь имеют использование краеведческого материала, проведение фенологических наблюдений, составление календарей природы.
|
|
На уроках необходима демонстрация аудиовизуальных средств наглядности и т.д. Итак, для формирования у школьников знаний о взаимосвязи растений с окружающей средой необходимо:
1) вскрывать причинно-следственные связи различных явлений жизни растений, от наблюдения явлений переходить к познанию их сущности;
2) связывать экологические понятия с морфологическими и физиологическими;
3) связывать внеурочные формы работы (задания, экскурсии и пр.) с материалом уроков;
4) широко привлекать краеведческий материал и результаты фенологических наблюдений;
5) использовать растения уголка живой природы и проводить опыты с ними;
6) использовать в учебном процессе кинофильмы, кинофрагменты и др. изобразительные средства наглядности.