Условия подготовки заданных скоропортящихся грузов к перевозке

Наименование показателя Перевозимый груз
замороженный охлаждённый плодоовощи
1. Наименование груза Головы свиные Консервы рыбные Плоды граната
2. Первичная упаковка груза Плёнкаполимерная Банка жестяная Нет
3. Транспортная тара Ящиккартонный Ящиккартонный Ящикдеревянный
4. Возможные средства пакетирования груза Плоский поддон Плоский поддон Плоский поддон
4. Температура груза при погрузке, °С: фактическая (по заданию) нормированная Правилами при использовании: рефрижераторных вагонов крытых вагонов нормированная Временными условиями при использовании: УВ-термосов ИВ-термосов   –14   –12 и ниже –     – –     Не нормируется То же     Не ниже 0 При температуре хранения     Не нормируется То же     – –  
5. Вывод: условия холодильной подготовки грузов соответствуют («Да») или не соответствуют («Нет»)требованиям Правил или Временных условий (отсутствие вариантов обозначать «–») при использовании: рефрижераторных вагонов УВ-термосов ИВ-термосов крытых вагонов     Да – – –     Да Да Да Да     Да – – Да (сентябрь – октябрь)

Температурный режим перевозки охлаждённых грузов назначается в зависимости от наименования груза, а если наименование груза отсутствует, то – в зависимости от фактической температуры груза при погрузке. В [3, прил. М] наименование груза «консервы рыбные» отсутствует. Следовательно, температурный режим перевозки рыбных консервов, имеющих по заданию температуру при погрузке 2 °С, назначается по [3, прил. М, поз. 7]: верхняя граница – +5 °С, нижняя граница – +2 °С.

Температурный режим перевозки плодоовощей назначается только в зависимости от наименования груза. Поэтому значения верхней и нижней границ температурного режима перевозки плодов гранатадолжны быть установлены по [3, прил. М, поз. 8]: верхняя граница – +5 °С, нижняя граница – +2 °С.

Пример 4

Определить вид циркуляции воздуха в грузовом помещении изотермических и крытых вагонов для условий, рассмотренных в примерах 1–3.

В грузовых помещениях рефрижераторных вагонов циркуляция воздуха – принудительная, так как обеспечивается работой вентиляторов-цир­куляторов холодильно-отопительного оборудования и назначен температурный режим [3, п. 8.3 и прил. Н]. В остальных типах вагонов циркуляция воздуха будет естественной, поскольку она осуществляется путём самопроизвольного движения воздуха при конвективном теплообмене. Такой теплообмен присутствует, так как есть разница в температурах наружного воздуха, воздуха внутри грузового помещения и груза.

Пример 5

Определить режимы циркуляции воздуха в грузовом помещении изотермических и крытых вагонов для условий, рассмотренных в предыдущих примерах, а также способ и высоту укладки грузов.

Головы свиные и консервы рыбные как грузы, термически подготовленные к перевозке, по принципу непрерывности холодильной цепи должны в пути следования сохранять свою первоначальную температуру. Этим грузам не свойственно собственное биохимическое тепловыделение, они не требуют вентилирования. Поэтому для таких грузов следует применять режим циркуляции воздуха «только вокруг штабеля»[3, п. 8.3и прил. Н]за счёт плотной укладки мест в вагонах[3, разд.9].Высота погрузки свиных голов и консервов рыбных ограничивается грузоподъёмностью вагона.

Плоды граната выделяют биохимическую теплоту. Поэтому при перевозках в рефрижераторных и крытых вагонах (независимо от того, требуется или не требуется охлаждение или вентилирование груза) необходимо применять второй режим циркуляции воздуха в вагонах «вокруг и внутриштабелягруза»[3, п. 8.3и прил. Н]. Для этого штабель ящиков с плодами граната формируют воздухопроницаемым способом. В рефрижераторных вагонах следует применить плотно-вертикальный способ формирования штабеля, а в крытых вагонах – плотно-вертикальный или шахматный способы [3, п. 9.1]. В переходный период года плоды граната предпочтительно укладывать в крытом вагоне плотно-вертикальным способом, так как они слабо выделяют биохимическую теплоту. При этом лучше используется полезная загрузка вагона.Высота погрузки плодов граната определена по [3, прил. П] при использовании рефрижераторных вагонов 200 см, при использовании крытых вагонов – 180 см.

Пример 6

Определить теплообменные режимы в изотермических и крытых вагонах для условий, рассмотренных в предыдущих примерах.

Головы свиные и консервы рыбные являются грузами, термически подготовленными до погрузки, не выделяют биохимической теплоты, не требуют вентилирования. Оба груза подвергаются воздействию избыточной теплоты, поступающей из окружающей среды, так как заданная температуранаружного воздуха (+12°С) выше температуры, при которой предъявлены к перевозке и свиные головы (–14°С), и рыбные консервы (+2°С).

Для этой цели в рефрижераторных вагонах назначен температурный режим, регулируемый работой холодильных машин, и режим циркуляции воздуха «только вокруг штабеля» за счёт плотной погрузки мест (см. прим. 3–5). В этом случае за счёт внешнего источника холода происходит преднамеренная компенсация (погашение) подводимого к грузу положительного внешнего теплового потока. Это соответствуеттеплообменному режиму теплокомпенсация между воздухом и грузом [3, п. 8.5].

Плоды граната – термически не подготовленный продукт. По действующим Правилам перевозчик при использовании рефрижераторных вагонов обязан понизить температуру груза до режимного значения (в данном случае с 12 до 5°С).Режим, при котором груз во время транспортировки преднамеренно подвергают холодильной обработке для понижения температуры,есть охлаждение. Для организации режима охлаждение штабель груза (при погрузке) формируют воздухопроницаемым и назначают температурный режим.(см. примеры3 и 5). После охлаждения гранатов термическое воздействие на груз завершается, и режим охлаждение переходит в режим теплокомпенсация, который сохраняется до конца перевозки [3, п. 8.5].

В вагонах-термосах при перевозке термически подготовленных грузов (в данном случае только рыбных консервов) протекает теплообменный режим термос второго рода [3, п. 8.5]. Здесь груз уложен плотным штабелем для создания максимального сопротивления тепловому воздействию. Воздух циркулирует только вокруг штабеля, погашая теплоту от окружающей среды холодом, аккумулированным консервами. Штабель груза при этом незначительно отепляется.

Такой же теплообменный режимустанавливается при перевозке консервов в крытом вагоне за счёт разницы в температурах наружного воздуха и груза.Штабель груза при этом отепляется быстрее, чем в вагоне-термосе.

В крытых вагонах при перевозке плодов граната будет также протекать конвективный теплообмен термос второго рода за счёт наличия температурного напора через стенки крытого вагона. Через полуоткрытые люки вагона он дополняется непрерывным вентилированием груза.

Пример 7

Определить источники погашения избыточных теплопоступлений и способы обслуживания грузов в пути для условий, рассмотренных в предыдущих примерах.

При использовании рефрижераторных вагонов значения назначенных температурных режимов перевозкикаждого из трёх грузов (см. пример 3) нижетемпературынаружного воздуха. Очевидно,что поддержание этих режимов должно обеспечиваться работой холодильных машин. Работа холодильных машин является источником погашения теплопритоков [3, п. 8.6 и прил. Н]. В этом случае назначается режим обслуживания всех трёх грузов в пути с охлаждением, что соответствует теплообменным режимам охлаждение (только плоды граната) и теплокомпенсация.

При перевозке рыбных консервов в вагонах-термосахисточником погашения избыточных теплопритоков от наружного воздуха является холод, аккумулированный консервами, так как в этих вагонах нет холодильно-отопительных агрегатов, и перевозка осуществляется в режиме термос второго рода. Консервы в вагоне-термосе отепляются, но в меньшей степени, чем в крытом вагоне. Такой способ обслуживания груза в пути получил название без охлаждения и отопления.

При использовании крытых вагонов применять словосочетание «источник погашения теплопритоков» не имеет смысла, так как там отсутствуют и активные средства поддержания температуры воздуха (холодильно-отопительные агрегаты), и пассивные средства (теплоизоляция). Однако способ обслуживания консервов и плодов граната в этих вагонах Правилами также регламентирован: без охлаждения и отопления.

Пример 8

Определить необходимость вентилирования грузов в пути для условий, рассмотренных в предыдущих примерах.

Свиные головыи рыбные консервы, перевозимые в рефрижераторных вагонах, согласно [3, п. 8.4, прил. М]вентилирования не требуют.

Плоды граната в рефрижераторном вагоне обслуживаются с охлаждением в пути, поэтому не вентилируются [3, п. 8.4, прил. М].

В вагонах-термосах вентилирование любых грузов (в данном случае рыбных консервов) исключается.

В крытых вагонахнеохлаждённые плоды гранатавентилируют, а консервы рыбные – нет [3, п. 10.3].

В пункте «3 Сроки доставки и возможность перевозки заданных грузов в изотермических и крытых вагонах» необходимо [3, п. 7.5]:

– определить уставный срок доставки (tу)и предельные сроки перевозки (tп)заданных грузов по железной дороге (примеры 9–12);

– сравнить между собой значения tу и tпи сделать вывод о возможности перевозки заданных грузов на нормативной основе в рефрижераторных и крытых вагонах, а также, согласно Временным условиям, – в вагонах-термосах, используя критерий tу £ tп;

– занести значения уставного срока доставки и предельного срока перевозки, а также результаты их сравнения в таблицу 2.

Пример 9

Определить уставный срок доставки скоропортящихся грузов в изотермических вагонах применительно к заданию (см. вариант «00»).

Этот срок регламентирован Правилами [3, п. 7.5]для установления ответственности перевозчика за своевременную доставку груза. Величину уставного срока доставки скоропортящихся грузов определяют при таксировке перевозочных документов на станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается провозная плата, а также минимальных норм суточного пробега вагонов и контейнеров. Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются как полные.

Норма суточного пробега зависит от вида отправки, вида скорости и расстояния перевозки. Вид скорости перевозки скоропортящихся грузов (большая, грузовая) указывает в накладной грузоотправитель. При этом скоропортящиеся грузы в изотермических вагонах перевозят только большой скоростью. В курсовом проекте для всех грузов следует принять:

– вид отправки – повагонная;

– вид скорости: большая – при использовании рефрижераторных вагонов и вагонов-термосов, большая или грузовая (по усмотрению обучающегося)–при использовании крытых вагонов.

Для расчёта уставного срока доставки, сут, используют формулу:

,

где F {} – логическая операция округления результата вычислений до целого значения в большую сторону; L – заданное расстояние перевозки грузов, L = 3000 км; V м – минимальная скорость перевозки грузов в изотермических вагонах, V м = 480 км/сут [3, табл. 7.1]; tн.к – нормативная продолжительность начально-конечных операций в пунктах погрузки и выгрузки, tн.к = 2 сут [3, п. 7.5]).

Тогда при использовании рефрижераторных вагонов и вагонов-термо­сов tу = F {3000: 480} + 2 = 9 (сут).

Пример 10

Определить предельный срок перевозки свиных голов в рефрижераторных вагонах для условий, рассмотренных в предыдущих примерах.

Предельный срок перевозки (tп) устанавливает ответственность перевозчика за сохранность груза по качеству. В течение указанного срока перевозка груза потребителю должна осуществляться без понижения качества. Величина tп скоропортящихся грузов регламентирована Правилами при использовании рефрижераторных и крытых вагонов, а Временными условиями – при использовании вагонов-термосов. При этом учитываются вид термической подготовки, режим обслуживания груза в пути и период перевозки [3, прил. Л].

В рассматриваемом примере головы свиные являются мясными субпродуктами и перевозятся только в рефрижераторных вагонах с охлаждением. По [3, табл. Л.1] находим(для субпродуктов замороженных): tп = 25 сут.

Пример 11

Определить предельные сроки перевозки рыбных консервов в изотермических и крытых вагонах для условий, рассмотренных в предыдущих примерах.

Консервы рыбные в переходный период года допускается перевозить во всех типах изотермических вагонов и в крытых вагонах. В рефрижераторных вагонах их перевозят с охлаждением (см. табл. 2). Тогда по[3, табл. Л.5] находим: tп = 30 сут. В УВ-термосах перевозка рыбных консервов допускается на предельный срок tп = 15 сут [3, табл. Л.6], а в ИВ-термосах – на tп = 20 сут [3, табл. Л.7]. В крытых вагонах предельный срок перевозки этого груза – 15 сут [3, табл. Л.5].

Пример 12

Определить предельные сроки перевозки неохлаждённых плодов граната в рефрижераторных и крытых вагонах для условий, рассмотренных в предыдущих примерах.

Плоды граната перевозят в переходный период года в рефрижераторных вагонах с охлаждением, в крытых вагонах – без охлаждения и отопления. По [3, табл. Л.3] находим: при использовании рефрижераторных вагонов tп = 30 сут (сентябрь – ноябрь), при использовании крытых вагонов tп = 10 сут (сентябрь – октябрь).

В пункте «4 Специфические сопроводительные документы, оформляемые на перевозку заданных грузов» необходимо [3, п. 7.2]:

– привести специфические сопроводительные документы, необходимые на перевозку заданных грузов;

– указать для каждого из заданных грузов сведения, приводимые в удостоверении о качестве и безопасности.


Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: