Лекция № 7. Формирование и сущность советского строя

(1921-1941 гг.).

НЭП. Внутрипартийная борьба и складывание режима личной власти.Образование СССР. Форсированная индустриализация промышлен- ности. Первые пятилетки и их итоги. Насильственная коллективизация сельского хозяйства и создание колхозного строя в СССР. Культурные преобразования. Политические процессы и масовые репрессии 30-х годов

Лекция №8. СССР накануне и в годы Второй мировой и Великой

Отечественной войн (1939-1945 гг).

Советская внешняя политика. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне. Периодизация и этапы Великой Отечественной войне. Основные события на советско-германском фронте. Перевод экономики на военный лад и советский тыл в годы войны. Решающий вклад СССР в разгром фашизма.

Лекция №9.Советский Союз в послевоенные годы и завершение

Строительства социализма в СССР

Послевоенное развитие Советского Союза. СССР в условиях холод-

ной войны. Проблемы социально-экономического развития СССР в 50-80-е

гг. Проблемы политического развития СССР в 50-80-е гг. Перестройка

1985-1991 гг. Распад СССР и его последствия. Россия в 90-е гг.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Цели и задачи семинарских занятий. Основной целью и задачей семинарских занятий в высшей школе является, прежде всего, развитие интеллектуальных возможностей и способностей студентов, повышение их профессиональной компетентности.

В организационном плане семинарские занятия есть совместное деятельностное решение студентами и преподавателем познавательных задач, которые возникают в ходе учебного процесса. В семинарских занятиях важная роль отводится не только приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, но и развитию научного мышления, без чего сама профессиональная деятельность не может быть эффективной. В сознании студента должно отложиться представление о творчестве как основе его профессиональной деятельности. Поэтому, организуя семинарские занятия, преподаватель должен создавать организационные и интеллектуальные условия, прежде всего для творческой, познавательной активности студентов.

В процессе семинарских занятий по курсу «Отечественная история» студент должен приобрести умение получать и их систематизировать новые теоретические и практические знания,; оперировать базовыми понятиями учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.

С целью приобретения умения систематизации исторических знаний студент должен, прежде всего, научиться выстраивать устные и письменные тексты в соответствии с заданиями семинарских занятий. Студент должен уметь систематизировать новые теоретические и практические знания; оперировать базовыми понятиями учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.

Умение систематизировать необходимо для успешного усвоения хронологии, времени исторических событий, процессов, их причинной связи и значения, а также историографии, в связи с тем, что государственный образовательный стандарт преподавания социально-экономических и гуманитарных дисциплин в высшей школе требует от студента знания различных научных точек зрения по тому или иному вопросу.

В ходе семинарских занятий следует уделять большое внимание усвоению студентами базовых понятий учебного курса. При этом важно ориентироваться не на «заучивание» того или иного определения понятия, а его осмысления и определения его предметной области, затем характеризовать ее признаки, функции и т.д. Например, государство – это понятие для обозначения основного института политической системы общества, который выполняет функции административного управления, социальной интеграции и мобилизации, защиты национальных интересов и характеризуется наличием следующих признаков: 1) публичная власть; 2) единая территория; 3) подвластное население; 4) правовая система; 5) налоги.

С целью активизации познавательной деятельности и развития логики исторического мышления студент должен уметь решать разного рода познавательные задачи, например на доказательство и сравнение. При решении задач на доказательство ему необходимо: 1) дать определение того, что надо доказать; и 2) выявить, исходя из определения, основные направления поиска доказательства; и наконец, 3) найти согласно этим направлениям конкретно-исторические факты доказательства. При решении задач на сравнение необходимо дать определение того, что сравнивается; 2) выделить, исходя из определения, параметры сравнения; 3) установить общее и различное (единичное) между сравниваемыми историческими явлениями.

С целью развития творческой самостоятельности и логического мышления, связанного с формализацией исторических знаний студент должен уметь выполнять предложенные задания на составление (заполнение) структурно-логических схем по вопросам семинарских занятий.

Особое место в структуре семинарского занятия принадлежит учебным докладам студентов. При подготовке докладов студенты должны продемонстрировать все свои знания и умения, связанные с творческой самостоятельностью, и в первую очередь - умения читать и понимать учебные и научные тексты, анализировать и систематизировать и содержащиеся в них исторические знания в соответствии с определенным заданием и планом доклада.

В ходе семинарских занятий студент должен готовиться к успешной сдаче зачета, экзамена по курсу «Отечественная история», который может быть проведен в различной форме. Экзамен по курсу «Отечественная история», как продолжение учебно-познавательного процесса, является одной из форм его контроля и методом определения качества знаний, умений и навыков студентов по всему учебному курсу.

В ходе подготовки к семинарским занятиям, зачету и экзамену, а также при выполнении контрольной работы и подготовки докладов важную роль играет умение студента выделять исторические источники (перечень приводится ниже), основную и дополнительную литературу по каждой отдельно взятой теме. Большую помощь при подготовке к занятию оказывает умение использовать учебные карты по Отечественной истории, где студент может «привязывать» даты к месту события конкретной территории государства.

Источники для изучения истории России:

1. Судебник 1497 г. // http://krotov.info/acts/16/2/pravo_01.htm.

2. Судебник 1550 г. // http://krotov.info/acts/16/2/pravo_02.htm.

3. Соборное Уложение 1649 г. // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm.

4. Артикул воинский 1715 г. // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/articul.htm.

5. Табель о рангах 1722 г. // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tabel.htm.

6. Манифест о даровании вольности российскому дворянству. 18 февраля 1762г. // http://www.hrono.info/dokum/1700dok/1762volnosti.php.

7. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства. 21 апреля 1785 г. //http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/dv_gram.htm.

8. Грамота на права и выгоды городам Российской империи. 21 апреля 1785 г. // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/gorgram.htm.

9. Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных. 20 февраля 1803 г. // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1803.htm.

10. Манифест 19 февраля 1861 г. // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/feb1861.htm.

11. Судебные Уставы 20 ноября 1864 г. // http://civil.consultant.ru/sudeb_ustav/.

12. Манифест о незыблемости самодержавия // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1881.htm.

13. Манифест об усовершенствовании государственного порядка. 17 октября 1905 г. // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/oct1905.htm.

14. Реформы П.А. Столыпина // http://stolyipin.narod.ru/Reformi.html#Agrarnaya_reforma.

15. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm.

16. Конституция СССР 1936 г. // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm.

17. Конституция СССР 1977 г. // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm.

18. Конституция Российской Федерации 1993 г. // http://www.constitution.ru/.

19. Документы и материалы государственных органов и общественных организаций Российской империи (по февраль 1917 г.)

20. Документы и материалы государственных органов и общественных организаций Российского государства (февраль-октябрь 1917 г.)

21. Документы и материалы государственных органов и общественных организаций Советского государства (до упразднения СССР в 1991 г.)

22. Документы и материалы государственных органов и общественных организаций («белого движения», «демократической контрреволюции» и т.д.)

23. Документы и материалы государственных и общественных организаций Российской Федерации (до настоящего времени).

24. Документы и материалы политических партий и общественных

движений России и СССР.

25. Произведения партийных и государственных деятелей.

26. Периодическая печать.

27. Мемуарная литература.

28. Кино, фото документы.

29. Документы и материалы государственных партий и зарубежных архивов, музеев.

Основная и дополнительная литература дается после каждой темы семинарского занятия. При этом надо учитывать то, что список литературы носит рекомендательный характер, и студент при подготовке к занятиям может использовать и другие дополнительные материалы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: