Вопросы для самоконтроля

1. Классификация психостимуляторов по химической структуре.

2. Фармакологическая характеристика кофеина: фармакокинетика, влияние на процессы возбуждения в коре головного мозга, спинном мозге; на центры продолговатого мозга, ССС, ЖКТ, диурез.

3. Метаболические эффекты кофеина, связанные со стабилизацией цАМФ.

4. Отличие от кофеина препаратов его группы – эуфиллина, применение в клинике.

5. Показания и противопоказания к применению кофеина.

6. Особенности действия меридила, сиднокарба, применение.

7. Теизм, кофеинизм; распространение, влияние на ЦНС, ССС.

10. Классификация аналептиков по механизму действия.

11. Фармакодинамические эффекты бемегрида, этимизола, кордиамина, цититона. Показания к их применению.

12. Классификация ноотропных средств по химической принадлежности.

13. Действие ноотропных препаратов на функции мозга (интегративную деятельность, ассоциативные процессы, память и т.д.).

14. Механизм ноотропного действия (влияние на метаболические процессы мозга).

15. Показания к применению ноотропных средств, тактика назначения, побочные эффекты).

16. Фармакологическая характеристика адаптогенов (женьшень, левзея, аралия, заманиха, лимонник, элеутерококк, пантокрин). Клинические проявления действия, показания и противопоказания к применению.

ЗАДАНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМОПОДГОТОВКИ

Уметь выписать в рецептах с указанием конкретного показания к применению (рецепты выписать в тетради для самостоятельной работы): настойка валерианы, настойка женьшеня, кофеин-бензоат натрия в таблетках, в ампулах, пирацетам в таблетках, в ампулах.

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ – см. электронную библиотеку кафедры.

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

Задача 1. Больной после перенесенного ОРЗ жаловался на вялость, сниженную работоспособность, быструю утомляемость. Препараты какой группы целесообразно назначить больному и почему?

Задача 2. После тяжелой нейроинфекции пациент жалуется на нарушение памяти, внимания, головокружение. Какие препараты целесообразно назначить и почему?

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ –
см. стр. 133.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКОМ (ЛАБОРАТОРНОМ) ЗАНЯТИИ

Задание 1. Центральные и периферические эффекты кофеина (представить в виде таблицы).

Задание 2. Представить влияние ноотропных средств на функции мозга и их действие на биоэнергетику.

Задание 3. Составить краткую характеристику кофеина, амитриптилина, флуоксетина, ниаламида, пирацетама, аминалона, бемегрида, кордиамина, женьшеня, пантокрина в виде таблицы.

Препа-раты   Фармакологи-ческая группа   Механизм действия на ЦНС   Фармаколо-гические эффекты   Форма выпуска, дозы   Применение  

 

Задание 4. Выписать в рецептах:

1. Психостимулятор группы пурина (в таблетках и ампулах).

2. Психостимулятор – производное сиднонимина.

3. Основной ноотроп группы пирролидина (в ампулах и таблетках).

4. Ноотроп – синтетический аналог ГАМК.

5. Аналептик – антагонист барбитуратов.

6. Аналептик с противовоспалительным и противоаллергическим эффектом.

7. Аналептик смешанного типа действия (официнальный препарат).

8. Адаптоген растительного происхождения.

9. Адаптоген животного происхождения.

Занятие 15.

Заключительное занятие по разделу:

«Средства, влияющие на центральную нервную систему»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ (МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ). Заключительное занятие по этому разделу частной фармакологии предусматривает контроль усвоения и умения обобщать материал пройденных тем, уметь анализировать и сравнивать свойства отдельных препаратов для наркоза, снотворных, спирта этилового, анальгетиков, НПВС, нейролептиков, психостимуляторов, транквилизаторов, седативных, противосудорожных средств, антидепрессантов, аналептиков, адаптогенов и ноотропных препаратов.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

· закрепить и углубить знания по перечисленным выше темам;

· уметь выписать в рецептах по конкретным показаниям наиболее широко применяемые препараты.

Для достижения цели самоподготовки к занятию необходим следующий объем знаний:

1. Для отдельных групп лекарственных средств:

- классификация;

- общая характеристика наиболее типичных эффектов;

- основное применение в медицине.

2. Для отдельных препаратов:

- химическое строение (принадлежность к группе химических соединений);

- фармакодинамика (основные эффекты, локализация и механизм действия);

- фармакокинетика (всасывание, распределение, биотрансформация, пути выве-дения);

- показания и противопоказания к применению;

- сравнительная характеристика препаратов;

- побочные эффекты препаратов и вопросы токсикологического плана.

При подготовке к заключительному занятию необходимо повторить материал, изученный на занятиях по входящим в раздел темам.

Контрольные вопросы

1. Классификация снотворных средств по химической структуре. Механизмы снотворного эффекта препаратов. Применение при разных видах гипосомний. Побочные эффекты. Симптомы отравления снотворными, меры помощи.

2. Местное и резорбтивное действие этанола, применение в медицине, показания к применению. Симптоматика острого отравления этанолом, меры помощи. Социально-биологические аспекты алкоголизма, лечение.

3. Классификация наркотических анальгетиков по преимущественному влиянию на опиоидные рецепторы. Механизмы анальгезирующего эффекта. Отличительные особенности фармакодинамики промедола, омнопона, фентанила, трамала, бупренорфина, пентазоцина от морфина.

4. Фармакодинамика и фармакокинетика морфина. Показания и противопоказания к применению. Симптомы острого отравления, меры помощи. Социально-биологические аспекты морфинизма, принципы терапии.

5. Классификация ненаркотических анальгетиков по химической структуре. Меха-низмы анальгезирующего и гипотермического эффектов данных препаратов. Показания к применению, побочные эффекты.

6. Фармакотерапевтическая классификация противоэпилептических средств. Меха-низмы противосудорожного действия, особенности отдельных препаратов, побочные эффекты.

7. Классификация противопаркинсонических средств по механизму действия. Осо-бенности отдельных препаратов.

8. Классификация нейролептиков по химической структуре. Механизмы антипси-хотического эффекта.

9. Фармакодинамические эффекты и фармакокинетика аминазина. Показания и протиивопоказания к применению, нежелательные эффекты.

10. Классификация транквилизаторов по химической структуре. Механизмы седатив-ного действия, фармакодинамические эффекты. Показания к применению, тактика рационального назначения, побочные эффекты.

11. Седативные средства различных групп (бромиды, растительные препараты). Влияние на ЦНС, фармакокинетика, показания к применению, побочные эффекты.

12. Классификация антидепрессантов по механизму действия, фармакодинамические особенности отдельных препаратов, побочные эффекты.

13. Классификация психостимуляторов по химической структуре. Механизмы влия-ния на ЦНС. Фармакодинамика кофеина. Показания и противопоказания к применению. Теизм, его отрицательное влияние на организм.

14. Ноотропные средства, классификация. Влияние на функции мозга. Показания к применению.

15. Адаптогенные препараты. Фармакодинамические эффекты. Показания и противо-показания к применению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: