Предпосылки изменений и реформирования в ГиМ управлении
Из лекции, 1я тема.
- конкуренция на мировых рынках и необходимость привлечения инвестиций связанных с формированием благоприятного и инвестиционного климата.
- повышение требовательности потребителей государственных услуг качеству государственного управления.
- необходимость общественного признания и аргументации эффективности деятельности.
Повышение эффективности государственного и муниципального управления
Необходимость достижений большей эффективности госрасходрв и пересмотров гос политик и программ.
Переосмысление роли масштабов госрегулир и обЪемовгос сектора.
Необходимость повышения доверия общества гос-ым институтам.
Успешность реформ связанос с наличием определенных условий.
выделяются различные виды эффективности государственного управления:
- экономическую, отражающую эффективность проводимой государством экономической политики, эффективность протекающих процессов и явлений (экономического роста, использование ресурсов, приватизации, инвестиций, государственного сектора экономики и т.д.);
- социальную, позволяющую определить эффективность социальной политики государства, решения социальных проблем жизнедеятельности общества, его различных групп и классов. Главный критерий социальной эффективности государственного управления – повышение качества и уровня жизни человека.
- экологическую, связанную с использованием окружающей среды, реализацией природоохранных мер;
- внешнеэкономическую, отражающую взаимовыгодное экономическое сотрудничество с государствами на международной арене, в международном разделении труда, в области кредитно-денежных отношений, при обмене новейшими технологиями и т.д.
Выделяется также эффективность отраслевого, регионального и местного управления и самоуправления.
Понятие административной реформы, предпосылки её проведения
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА - преобразование связанной системой, структурой, полномочиями, функциями и механизмами деятельности органов исполнительной власти, в том числе и организации, предоставление государственных услуг обществу.
ПРЕДПОСЫЛКИ:
- потребность сокращ.бюджетных расходов.
- рекстуризация структуры государственной власти.
Исторический анализ проведения административных реформ (опыт в РФ и зарубежный опыт)
Административная реформа, проводимая в нашей стране, не российское изобретение. В конце XX - начале XXI вв. в значительной части государств осуществлялись и продолжаются крупномасштабные реформы, направленные на преобразование систем государственного управления.
В России особенно внимательно изучается опыт Австралии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Канады, Китая, Нидерландов, США, Финляндии, Южной Кореи, Японии и др. Движущими мотивами большинства административных реформ в названных странах являлось осознание необходимости решить одну (или несколько) из следующих комплексных задач:
повышение эффективности системы государственных органов;
превращение государства в ответственного работодателя, способного привлечь достаточное количество служащих необходимой квалификации и в то же время контролировать издержки на их содержание;
повышение доверия к государству со стороны населения и частного сектора.
В одних странах административные реформы характеризуются как экстремально радикальные (полная перестройка системы органов, «новый государственный менеджеризм» - Австралия, Новая Зеландия, Великобритания), другие же характеризуются более выраженным прагматизмом и постепенностью – Германия, Финляндия, Нидерланды.
В то же время как государства с радикальными подходами, так и государства, идущие по пути постепенных реформ, проявляют желание позаимствовать у частного сектора модели и методы управления (целиком или более целенаправленными частями). И это несмотря на значительные различия между сравнительно простыми результатами деятельности частного сектора и чрезвычайно сложным комплексом результатов деятельности государственного аппарата. Такое стремление связано с осознанием необходимости отказа в современных условиях от чисто бюрократических принципов, форм и методов как основы государственного управления.
В некоторых странах (Великобритания, Новая Зеландия, Австралия) программы административных реформ были сформулированы, приняты и реализованы политическими элитами и государственными службами. В других странах, хотя принципиальная основа административных реформ и разрабатывалась политической элитой и центральными государственными органами, многие мероприятия проводились снизу вверх путем экспериментов и разнообразных нововведений.
В Канаде, например, использовались оба подхода. Ключевыми факторами здесь являются структура государства, его политическая система и конституционный порядок.
Анализ проведения административных реформ в мире показывает следующую картину. Бразилия проводит свою административную реформу, начиная с 1995 г. по настоящее время, Германия - с 1995 г. по настоящее время, Канада - с 1994 г. по настоящее время, Польша - с 1999 г. по настоящее время. Некоторые страны проводили свои административные реформы в течение определенного времени. Например, в Австралии это были 1986-1996 гг., в Великобритании - 1979-1997 г., в Венгрии - 1994-2000 гг., в Китае - 1982-2001 гг., в Нидерландах - 19911998 гг., в Новой Зеландии - 1984-1990 гг., в США - 1992-2000 гг., в Финляндии - 1994-2000 гг., в Чили - 1973-1994 гг., в Южной Корее - 1995-2003 гг.