МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
Часть 1 Общая психология
Методические указания по практическим занятиям
Модуль 1. Введение в общую психологию.
Общая характеристика психологии как науки. Психология в структуре наук.
Цель: Обсудить со студентами общую характеристику психологии как науки, имеющей объект и предмет исследования.
Вопросы для обсуждения:
1.Описательная характеристика психических явлений. Сферы проявления психической жизни человека (внутренний опыт, внешнее поведение, неосознаваемое, психосоматика, материальная и духовная культура).
2. Психология в системе наук.
3. Психические явления и психические факты.
4. Психология житейская и научная.
Задание: СРС (ДР1) - Завести понятийный терминологический словарь по Общей психологии в алфавитном порядке в общей тетради или телефоном справочнике. Составить схему «Психология в системе наук».
Литература.
1.Общая психология: Учеб. для вузов: В 7 т. Т.1 Введение в психологию/Е.Е.Соколова/Под ред.Б.С.Братуся;МГУим. М.В.Ломоносова, Фак. психологии, каф. Общей психологии.-М.:Академия, 2007, 2005,-351 с. -(Университетский учебник по психологии).
|
|
2.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в психологию. Хрестоматия по курсу Введение в
Основные этапы развития представлений о предмете психологии
Цель: Обсудить со студентами основные этапы развития представлений о предмете психологии.
Вопросы для обсуждения:
1.Развитие психологии в рамках философии. Материалистические и идеалистические направления изучения психики в истории психологии. 2.Психология как наука о поведении. Бихевиоризм о предмете психологии. 3.Современные представления о предмете психологической науки.
Задание: СРС (ДР2) – Вести запись основных понятий в словаре. Составить конспект в вопросам семинара из Общей психологии: Учеб. для вузов: В 7 т. Т.1 Введение в психологию/Е.Е.Соколова/Под ред.Б.С. Братуся; МГУ им. М.В.Ломоносова, Фак. психологии, Каф. Общей психологии.-2-е изд.,испр. и доп.-М.:Академия,2007.-351, [1] с.-(Университетский учебник по психологии).
Литература:
1 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.:МГУ, 2002-2005.
2 Ждан А.Н. История психологии: От античности до наших дней. Учебник. – М., Академический проект. 2004. – 573.
Зарождение и эволюция психики. Происхождение и развитие психики человека.
Цель: Обсудить зарождение и эволюцию психики, происхождение и развитие психики человека.
Вопросы для обсуждения:
1.Субъективные и объективные критерии наличия психики. Понятие чувствительности как элементарной формы психики.
2.Основные свойства психического отражения. Становление низших форм поведения и психики, стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри).
|
|
3.Основные этапы развития психики в филогенезе.
Задание: СРС (ДР3) – Вести запись основных понятий в своём словаре.
Составить конспект по Разделу 3 Эволюционное введение в психологию гл. 6 Возникновение и развитие психики в филогенезе. С. 186-20. Общая психология: Учеб. для вузов: В7т.Т.1 Введение в психологию/Е.Е.Соколова/Под ред.Б.С. Братуся; МГУ им. М.В.Ломоносова, Фак. психологии, Каф. Общей психологии.-2-е изд.,испр. и доп.-М.:Академия,2007.-352, [1] с.-(Университетский учебник по психологии).
Литература:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.2002. -20-47 с.
2. Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие./ Ред.
сост. Е.Е.Соколова. М.,1999. Раздел III. Эволюционное введение в психологию:
Происхождение и развитие сознания человека. Отрасли психологии и задачи психологической практики.
Цель: Обсудить со студентами основные этапы развития представлений о сознании человека, отрасли психологии и задачи психологической практики.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о сознании.
2. Активность и интенциональность – основные характеристики сознания.
3. Рефлексия и мотивационно-ценностный характер сознания.
4. Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского.
Высшие психические функции (сознание).
5. «Я – концепция» личности. Структура Я - концепции и ее свойства.