Ход урока:
Примечание: материал, набранный курсивом, является дополнением к учебнику.
Выявление восприятия, мотивация
Сначала размышляем сами
1. Поясните слово, ставшее темой урока.
2. После первого вопроса рубрики следует уточнить значение слова «традиция» - 1) то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т.д. Например: воинские традиции, национальные традиции; 2) обычай, установившийся порядок поведения в быту. Например: традиция встречи Нового года.
3. Традиции могут быть связаны и с повседневной бытовой жизнью и с другим серьезным опытом предшествующих поколений.
4. Расскажите о традициях, которые сложились в твоей семье, в школе, в кругу друзей. Если для оформления рассказа потребуются некоторые из перечисленных ниже положений, используй предложенные положения. Добавь другие, если аргументов недостает. Главное: подумай, что дает человеку и человеческому обществу следование традициям.
|
|
- взаимоуважение
- равенство
- доброе первенство (отца, матери, друга, учителя и т.д.)
- непреложность семейных или прочих установок
- следование слову, обещанию
- ответственность перед другими
- стремление помочь
- совместное переживание горя и радости
- уважение к старшим
5. Сделайте вывод о том, что дает человеку следование традициям. Это помогает или мешает ему жить? Аргументируйте свою мысль о роли традиции как цементирующего скрепляющего начала жизни.
6. Есть заповеди, которые пришли к нам из древности. Какие заповеди вы знаете?
7. Прочитайте текст в учебнике.
Исследовательская работа с текстом
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ.
Что нового вы узнаете из текста? Отмечайте новую информацию.
Чтение текста
Послетекстовая работа
Работа с заданиями учебника рубрики «Вопросы». Дополнительные задания прописаны курсивом.
1. Есть ли связь между словами: заповедь, заповедник заповедный?
Попросим детей дать определение слова заповедь. Затем даем определение: Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. Пусть дети выделят главные слова в определении: религиозное предписание, моральная норма.
2. Что общего у вора и убийцы? Какие заповеди и моральные предписания они нарушили?
3. Чтение ВРЕЗКИ из учебника МОИСЕЙ.
4. Поразмышляйте над некоторыми заповедями Моисея:
Чти отца твоего и матерь твою, и благ и долголетен будешь на земле. По чему почитание и уважение родителей – залог доброй жизни на земле?
Не убий! На первый взгляд все ясно: не убивай! Но будем еще помнить, что под убийством разумеется не только лишение жизни, но и попустительство, совет, способствующий этому преступлению. Эта заповедь повелевает жить со всеми в мире и согласии, потому что и словом можно убить человека. Лишение жизни человека всегда является грехом.
|
|
Не укради. То есть не воруй ни тайно, ни явно. Не обманывай при продаже, при сделке, делай все по совести.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Нельзя лгать, клеветать, осуждать другого.
В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Заповеди, о которых мы говорили, регулируют отношения между людьми и оказываются теснейшим образом связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь абсолютным, непререкаемым законом. Ведь они – договор Бога с человеком!
Подведение итогов
Сядем в кружок. Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? Расскажите о случаях преодоления себя.
Урок 13 Милосердие
Цели урока: Осмысление понятие «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.
Ход урока: