Оценку параметров физического развития производят по таблицам центильного типа (таблицы 2, 3, 4, 5).
Таблица 2.
Длина тела (рост) мальчиков, см
Возраст, лет | Центили | ||||||
136,2 | 140,0 | 143,6 | 149,2 | 154,5 | 159,5 | 163,5 | |
141,8 | 145,7 | 149,8 | 154,8 | 160,6 | 166,0 | 170,7 | |
148,3 | 152,3 | 156,2 | 161,2 | 167,7 | 172,0 | 176,7 | |
154,6 | 158,6 | 162,5 | 166,8 | 173,5 | 177,6 | 181,6 | |
158,8 | 163,2 | 166,8 | 173,3 | 177,8 | 182,0 | 186,3 | |
162,8 | 166,6 | 171,6 | 177,3 | 181,6 | 186,0 | 188,5 |
Таблица 3.
Масса тела мальчиков, кг
Возраст, лет | Центили | ||||||
28,2 | 30,7 | 34,4 | 38,8 | 45,1 | 50,6 | 58,7 | |
30,9 | 33,8 | 38,0 | 43,4 | 50,6 | 56,8 | 66,0 | |
34,3 | 38,0 | 42,8 | 48,8 | 56,6 | 63,4 | 73,2 | |
38,7 | 43,0 | 48,3 | 54,8 | 62,8 | 70,0 | 80,1 | |
44,0 | 48,3 | 54,0 | 61,0 | 69,6 | 76,5 | 84,7 | |
49,3 | 54,6 | 59,8 | 66,3 | 74,0 | 80,1 | 87,8 |
Таблица 4.
Длина тела (рост) девочек, см
Возраст, лет | Центили | ||||||
137,6 | 142,2 | 145,9 | 150,4 | 154,2 | 159,2 | 163,2 | |
143,0 | 148,3 | 151,8 | 155,5 | 159,8 | 163,7 | 168,0 | |
147,8 | 152,6 | 155,4 | 159,0 | 163,6 | 167,2 | 171,2 | |
150,7 | 154,4 | 157,2 | 161,2 | 166,0 | 169,2 | 173,4 | |
151,6 | 155,2 | 158,0 | 162,5 | 166,8 | 170,2 | 173,8 | |
152,2 | 155,8 | 158,6 | 162,8 | 169,2 | 170,4 | 174,2 |
|
|
Таблица 5.
Масса тела девочек, кг
Возраст, лет | Центили | ||||||
27,8 | 31,8 | 36,0 | 40,0 | 45,4 | 51,8 | 63,4 | |
32,0 | 38,7 | 43,0 | 47,5 | 52,5 | 59,0 | 69,0 | |
37,6 | 43,8 | 48,2 | 52,8 | 58,0 | 64,0 | 72,2 | |
42,0 | 46,8 | 50,6 | 55,2 | 60,4 | 66,5 | 74,9 | |
45,2 | 48,4 | 51,8 | 56,5 | 61,3 | 67,6 | 75,6 | |
46,2 | 49,2 | 52,9 | 57,3 | 61,9 | 68,0 | 76,0 |
Показатели физического развития, находящиеся в интервале от 10 до 90-го центиля, оцениваются как варианты нормы. Дети, имеющие антропометрические показатели, относящиеся к диапазонам 3 – 10-й и 90 -97-й центили, входят в группу внимания и нуждаются в консультации педиатра (семейного врача). Дети с параметрами ниже 3-го и выше 97-го центилей нуждаются в консультации эндокринолога.
К сожалению, оценка физического развития только по соматометрическим показателям не дает достаточной надежности и точности оценки. Поэтому для индивидуализации оценки физического развития целесообразно использовать ряд других показателей, характеризующих уровень биологического развития детей. Среди них погодовые прибавки роста, сроки прорезывания постоянных зубов, степень полового созревания и др.
В разные возрастные периоды одни показатели являются ведущими, другие вспомогательными. В младшем школьном возрасте ведущими показателями биологического развития служат длина тела и число постоянных зубов. В среднем и старшем возрасте - выраженность вторичных половых признаков и характер процессов роста.
Особое социальное и медицинское значение имеет нервно-психическое развитие ребенка.