Структура и содержание дисциплины. Раздел 1. Искусство Модернизма.Филофско-эстетические основы культуры Модернизма: интуитивизм А

Раздел 1. Искусство Модернизма. Филофско-эстетические основы культуры Модернизма: интуитивизм А. Бергсона, психоанализ З. Фрейда, «философия жизни» Ф. Ницше. Две художественно-эстетические доктрины в искусстве первой половины ХХ в.: 1) эмоционально-колористическая, рассматривающая выразительные, психологические свойства цвета, уделяющая внимание первобытному искусству, детскому творчеству, архаическим истокам культуры в целом, характеризующаяся ставкой на интуицию, экспрессию, спонтанное творчество и нашедшая свое воплощение в таких направлениях, как фовизм, экспрессионизм, сюрреализм, «лирическая абстракция» В. Кандинского; и 2) формотворческая, отмеченная обращением к технической эстетике, интересом к конструктивным основам формы, реализовавшаяся в таких направлениях, как футуризм, кубизм, неопластицизм. Авангард и классический модернизм: опыт дифференциации. Авангардное искусство эпохи Модернизма как радикальное обновление художественного языка и попытка постановки вопроса о границах искусства, его природе, дальнейших путях развития, наконец, о его месте и роли в культуре и обществе.

Тема 1. Стиль «модерн» (1890 – 1910-е гг.). Синтез искусств в модерне. Основные принципы формообразования в стиле. Психологизм, эстетизм, символичность образов в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве модерна.

 

Архитектура. Периодизация и характеристика развития стиля: 1) неоромантический период; 2) неоклассицистический период, 3) протоконструктивистский период. Региональные особенности стиля. Ар нуво: стилизованный растительный мотив, выполненный в металле и стекле; «живописность» и богатая орнаментация (Франция: архитектура Г. Гимара, А. Соважа; Бельгия: архитектура А. ван де Вельде, В. Орта). Испания: необарочные и неоготические тенденции в архитектуре А. Гауди. Основные этапы творчества испанского архитектора. Югендстиль: отход от историзма (Германия: архитектура О. Эскмана и А. Энделя). Сецессия: раскол, снятие авторитета традиции официального искусства; инновационные решения касаются поверхности и детали, в то время как планировка и конструктивная концепции здания – в контексте традиции позднего неоренессанса (Австрия: архитектура О. Вагнера, Й. Хофмана, Й.М. Ольбриха). Скандинавский модерн – «национальный романтизм», отмеченный стилизацией декоративных мотивов народного зодчества в декоре фасадов новых зданий, акцентированием этнических корней, обращением к мотивам средневекового зодчества (архитектура А. Линдгрена, Э. Сааринена, Л. Сонка). Моденстайл в Великобритании: группа Ч.Р. Макинтоша.

 

Живопись. Специфика сочетания декоративного мотива и символической идеи в живописи ведущих художников стиля модерна Г. Климта, Ж. де Фёра, А. Мухи. Альянс живописи модерна с живописью символизма («Прерафаэлиты», «Группа ХХ») или постимпрессионизма (П. Гоген, В. Ван Гог, П. Боннар, М. Дени).

 

Графика. Расцвет книжной графики в модерне: О. Бердслей, Э. Грассе. Становление искусства плаката в рамках стиля модерн: А. де Тулуз-Лотрек, А. Муха.

 

Декоративно-прикладное искусство. Анализ творчества Р. Лалика, К. Томсена, Э. Галле, Л.К. Тиффани.

Тема 2. Фовизм (1898 – 1908). Исторические корни фовизма: постимпрессионизм и примитив. Локальный, чистый цвет как доминантное изобразительное средство в живописи «диких». Цвет и линия как основа композиционного единства. Фовизм «дисциплинированный» (А. Матисс) и «необузданный» (А. Дерен, М. де Вламинк): характерные особенности. Основные этапы творчества А. Матисса. Техника декупажа и ее роль в развитии авангардного искусства. «Умеренный» фовизм А. Марке. Фовистские тенденции в творчестве Р. Дюфи, К. Ван Донгена, Ж. Руо. Реминисценции фовизма в творчестве экспрессионистов «Синего всадника» и группы «Бубновый валет».

 

Тема 3. Экспрессионизм (1905 – 1924). Группы «Мост» и «Синий всадник». Философско-эстетические корни экспрессионизма (лат. expression – выражение): волюнтаризм А. Шопенгауэра, экзистенциализм С. Кьеркегора. Влияние романтизма, символизма на формирование художественного языка направления. Крайний субъективизм экспрессионистского взгляда на мир. «Экспрессионизм – искусство кричать» (В.С. Турчин). Синтез искусств в экспрессионизме: литературы, живописи, архитектуры, кинематографа.

Живопись. Примат выражения над отражением – «expressio» над «impression» - код художественной системы экспрессионизма. Дрезденское объединение «Мост», история и характеристика фигуративного экспрессионизма. Традиции немецкого средневекового искусства и крестьянского искусства в творчестве художников объединения. Анализ творчества основных представителей «Моста» (1905-1913): Э.Л. Кирхнера, К. Шмидт-Ротлуффа, Э. Х. Нольде, М. Пехштейна, Э. Хеккеля. Мюнхенское интернациональное объединение «Синий всадник», история и особенности развития фигуративного, переходящего в абстракцию, экспрессионизма, или впоследствии «лирической абстракции». Сравнительная характеристика фовизма и экспрессионизма «Синего всадника»: общее и отличное в художественном языке и логике развития. Теория и символика цвета Ф. Марка. Основные теоретические положения концепции В. Кандинского (на примере работы «О духовном в искусстве»). Обзор творчества наиболее ярких представителей «Синего всадника» (1911 – 1914): В. Кандинского, Ф. Марка, А. Явленского, А. Кубина.

Архитектура. Экспрессионистические тенденции в архитектуре Голландии и Германии. Амстердамская школа (М. де Клерк, П. Крамер, И.Ф. Стаала), история и характеристика. Снятие различия между изобразительным искусством и архитектурой как основа программы немецкой группы художников и архитекторов «Рабочий совет по искусству» (руководитель Б. Таут). Специфика скульптурного моделирования архитектурной формы как основная черта проявления архитектурного языка экспрессионизма. Тенденции экспрессионизма в архитектуре Э. Мендельсона, Г. Пельцига.

Тема 4. Кубизм (1907 – 1914).Анализ основных приемов формотворчества как основная установка направления.

Живопись. Роль сезанновской традиции в становлении направления. Адаптация, перекодирование «пластических символов» искусства традиционных культур к эстетическим позициям кубизма – один из основных приемов искусства классического модернизма. Периоды кубизма и их характеристика: сезанновский («африканский»), аналитический и синтетический. Прием симультанизма в кубизме и футуризме. Техника коллажа и ее роль в развитии авангардного искусства. Группа «Бато-Лавуар» – основатели классического кубизма: П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис. Основные вехи творческого пути П. Пикассо. Пикассо как яркий пример художественного «полиглота» в искусстве, обращающийся к стилистике символизма, кубизма, неоклассицизма, примитива, сюрреализма для формирования собственно авторского высказывания. Живопись и скульптура П. Пикассо. Младокубисты – группа «Пюто»: анализ и краткая характеристика творчества Ж. Метценже, Ле Фоконье, Ф. Леже, М. Дюшана. Сравнительно-исторический анализ «второй волны кубизма» и русского кубофутуризма. Орфизм как развернутая программа и логическое завершение аналитического кубизма в абстракции. Рассмотрение творчества ведущих орфистов: Р. Делоне, С. Делоне. Ф. Купки. Пуризм как реакция и антитеза художественной системе кубизма. Основные положения пуризма и рассмотрение творчества его представителей: А. Озанфана, Э. Жаннере.

Скульптура. Кубистическая скульптура – первая волна авангарда в скульптуре. Влияние пластики примитивных, доиндустриальных культур на формирование пластического языка кубизма. Роль техники коллажа в формировании приемов кубистического языка в скульптуре. Роль и функции цвета в кубистической скульптуре. Анализ творчества основателей: А. Архипенко, Ж. Липшица, О. Цадкина, К. Бранкузи.

 

Архитектура. Тенденции кубизма в архитектуре. Основная задача здесь – поиск новых формообразовательных решений. Привнесение наработок кубистической живописи в решение архитектурных задач. Пределы экспериментов в области формотворчества как горизонт развития кубизма в архитектуре. Кубистический язык в архитектуре П. Янака и Й. Гочара.

 

Тема 5. Футуризм (1909 – 1920-е гг.).Футуризм как одно из самых ярких направлений авангардного искусства. Цель искусства – созидание новой реальности, которая базируется на художественном осмыслении научных открытий, а не на следовании или продолжении ранее существовавшей художественной традиции, а потому – снятие ее диктата и авторитета. Приоритет технической эстетики и «машинного духа» в системе ценностных ориентиров футуристов как образов будущего. Философско-культурологический взгляд на проблему технизации, механизации мира повседневности и ее роль в корректировании нового антропологического ракурса – человека-машины, начиная с индустриальной эпохи – до информационной (на примере работ Л. Мамфорда «Миф машины», М. Маклюэна «Галактика Гуттенберга», М.Н. Эпштейна «Знак пробела. О будущем гуманитарных наук»). Принцип движения как основной принцип жизни, требующий своего воплощения и в искусстве. Рассмотрение основных положений футуристических манифестов Т. Маринетти и К. Карры.

 

Живопись Преемственность в футуристической живописи ряда приемов и техник из пуантилизма и кубизма. Эволюция футуризма от фигуративного к абстрактному, основанная на развитии приема «пространственного симультанизма» и абсолютизации динамичной «разомкнутой» формы. Аэроживопись как апогей «машинизма в искусстве». Анализ творчества наиболее видных представителей футуризма: Д. Балла, У. Боччони, К. Карры, Д. Северини, Л. Руссоло, Р. Делоне, М. Дюшана. Влияние футуризма на становление направлений неоавангарда, таких, например, как кинетическое искусство.

Скульптура Перенос приемов футуристической живописи и их адаптация к языку скульптуры. Основные положения «Технического манифеста скульптуры» У. Боччони. Анализ скульптурных работ У. Боччони.

Архитектура Тенденции футуризма в архитектуре как протест против неоклассицизма ХХ в. Перенос и адаптация приемов футуристической скульптуры в архитектуру и их влияние на язык ее формообразования. Проект А. Сант-Элиа футуристического города в виде огромной верфи, полной движения, а домов как гигантских машин. Реминисценции модерна О. Вагнера в развитии архитектурной мысли А. Сант-Элиа. Сравнительно-историческая характеристика архитектурных концепций футуристического дома-машины А. Сант-Элиа и «мобильных жилых ячеек» М. Охитовича.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: