Расставить знаки препинания. Обратить внимание на употребление точки с запятой, тире и тире с запятой

1.Почти каждый вечер они уезжали куда-нибудь за город в Ореанду или на водопад и прогулка удавалась впечатления неизменно всякий раз были прекрасны величавы (Ч.). 2.Мне послышалось что он заплакал а надо вам сказать что Азамат был преупрямый мальчишка и ничем бывало у него слез не выбьешь даже когда он был и помоложе (Л.). 3.Я не выдержал и бросился к ней но едва успела она вглядеться в меня как откуда взялись силы она с слабым криком поднялась и исчезла за деревьями оставив разбросанные цветы на земле (Т.). 4.То нам казалось что это не такие уж маленькие колокольчики но что это далеко может быть на склоне другого холма ходят три коровы то напротив воображение сбивая с толку говорило что совсем рядом не в пятидесяти ли шагах от нас с тремя миниатюрными колокольчиками пасутся овцы (Сол.). 5.А вот старик Гронский выглянувший в переднюю и впрямь был облачен в полотняный чехол поверх бумажных брюк и рубашки «смерть прачкам» да и Валина мать принесшая из кухни запах прогорклого масла была зачахлена понизу… (Нагиб.). 6.Если бы спросили его сколько времени он косил он сказал бы что полчаса а уж время подошло к обеду (Л.Т.). 7.Но тут из-за перегородки вышел Александр Михайлович и мои размышления прервались и рассыпались в прах (Зерн.). 8.Вавила бросил что-то в костер притоптал и тотчас стало очень темно (Ч.). 9.Треск разрываемой рубахи и Гаврила лежал на песке безумно вытаращив глаза (М.Г.). 10.А то бывало осень вязнут танки и чад и гарь и вдруг она возмет и чистым взором познанской крестьянки из-под руки лукавая сверкнет (Винок.). 11.Позови меня Есенин позови в ту страну где алый свет зари где под небом голубым по весне скачешь ты на розовом коне! Ты летишь и конь траву сечет и роса зеленой кровью течет (С.Маркин). 12.Проси в субботу расчет и марш в деревню (М.Г.).

 

Самодиктант. Записать текст под диктовку, проверить и сделать анализ ошибок.

А бесконечная, упорная, неодолимая зима все длилась и длилась. Держались жестокие морозы, сверкали ледяные капли на голых деревьях, носились по полям крутящиеся снежные вьюги, по ночам громко ухали, оседая, сугробы, красные кровавые зори подолгу рдели на небе, и тогда дым из труб выходил кверху к зеленему небу прямыми страшными столбами; падал снег крупными, тихими, безнадежными хлопьями, падал целые дни и целые ночи, и ветви сосен гнулись от тяжести белых шапок (А.Куприн).

В полях стояла мертвая тишина. Стоило свернуть в сторону, войти в белый неподвижный лес, и картина менялась. Нет-нет и послышится шорох – осыплется снег. Нет-нет и раздастся живой звук: дятел тронет морозное дерево, или клест обронит сосновую шишку, или в последний момент, не разбирая кустов, рванется от голодной лисы длинноногий беляк, пойдет отмахивать по лесу широкие сажени (Проск.).

Написать сочинение-миниатюру по аналогии на тему «Зимний лес», используя сложносочиненные предложения.


Тема 12-13.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

1. Сложноподчиненное предложение.

2. Запятая между главным и придаточным предложениями.

3. Запятая при сложных подчинительных союзах.

4. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

5. Запятая на стыке двух союзов.

6. Тире, двоеточие, запятая и тире (как единый знак) в сложноподчиненном предложении.

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Орфография и пунктуация. – М.: Высшая школа, 1970, стр. 234-235, 238-239, 242, 245, 248-250.

2. Ковалев В.П., Горяной В.Д. Современный русский язык: Практикум. – К.: Вища школа, 1987, стр. 227-228, 230, 232.

3. Практикум по русскому языку: Орфография. Пунктуация. –М.: Просвещение, 1991.

4. Просцевичус В.Э. Русский язык. Справочник школьника и студента. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006.

5. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – М.:Высшая школа, 1989.

6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Книга, 1989.

7. Федоренко Л.П., Лотарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение,1979.

8. Щипачева Л.А. Русская орфография и пунктуация в таблицах и схемах. – М.: Школьная Пресса, 2004./ Серия: Твой помощник справочник(Русский язык и литература в школе – приложение к журналу «Русская словесность». Вып. 16.)

ЗАДАНИЯ

1.Выполнить упражнение 365 (Ковалев, Горяной. Современный…).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: