Выполните задания и ответьте на вопросы:
1. Опишите эмоциональный комплекс лирического героя этих стихотворений.
2. В каком контексте и в каком значении употребляется слово «душа»?
3. Какие чувства испытывает поэт при общении с природой?
4.Определите основную тему произведений И. С. Тургенева – рассказа «Живые мощи» и повести «Клара Милич (После смерти)». Почему в первом произведении ее художественное воплощение определяется христианской этикой, а во втором – мистикой?
5. Сны Лукерьи и галлюцинации Аратова – в чем их различие с христианской точки зрения?
Список литературы
Петров А. Личность и судьба Тютчева. М.,1992.
Шайтанов И.О. Федор Иванович Тютчев: поэтическое открытие природы. М.,1998.
Курляндская Г. Б. Структура повести и романа Тургенева 1850-х годов. Тула, 1977.
Муратов А.Б. Тургенев-новеллист (1870-1880-е годы). Л., 1985.
Практическое занятие № 3, 4
Тема: «Ася» И.С.Тургенева. Образ-понятие «лишний человек» и образ Н. Н.
План
1 История создания повести «Ася». Проблематика. Два плана повествования.
2 Содержание образа-понятия «лишний человек».
3 Герой «Аси» как «лишний человек» (трактовка Н.Г. Чернышевского).
4 Образ Н.Н. и образ-понятие «лишний человек».
Домашняя лабораторная работа
Анализ эпизода свидания Аси и Н.Н.
Вопросы и задания
Объясните мотивы поведения героя в сцене свидания. Подтвердите вашу интерпретацию текстуальным анализом.
Прочитайте и законспектируйте статью Н.Г.Чернышевского «Русский человек на render-vous». Согласны ли вы с основными выводами критика?
Консультация
Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – «система взаимосвязанных и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления, процессы» (Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975. С.263).
Концепция человека определяет метод, содержание и поэтику художественной модели действительности, систему образов, содержание и структуру образа персонажа в произведении. Создание образа человека основывается на воспринятой художником системе ценностей – религиозных, этических, эстетических.
«Человек – организующий формально-содержательный центр художественного видения» (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. С.162).
Список литературы
Гачев Г.Д. Образ в русской художественной литературе. М., 1981. С.61-62 (образ-понятие).
2 Чернышевский Н.Г. Русский человек на render-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася» //Чернышевский Н.Г. Литературная критика: В 2 т. М., 1981. Т.2 (конспект).
3 Пустовойт Л.Т. И.С.Тургенев - художник слова. М., 1987 (рабочие записи).
4 Розанов В.В. Загадочная любовь (Виардо и Тургенев) //Розанов В.В. о писательстве и писателях. М., 1995. С.540-545.
5 Лотман Л.М. И.С.Тургенев //История русской литературы: В 4 т. М., 1982. Т.3. Расцвет реализма.
6 Лебедев Ю.В. иван Сергеевич Тургенев. 1818-1883 //Литература в школе. - 1992. № 1. С.24.
7 Недзвецкий В.А. Русский социально-универсальный роман XIX века. Становление и жанровая эволюция. М., 1997.
8 Харитонова О.М. Повесть И.С.Тургенева «Ася» на уроках литературы в VIII классе //Литература в школе. 1994. № 6. С.83.
9 Калинина И.В. «История одной любви». Урок в VIII классе по повести И.С.Тургенева «Ася» //Литература в школе. 1994. № 6. С.87.
Практическое занятие № 5, 6, 7.
Тема: Роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева. Образ Павла Кирсанова: романтические традиции
План
1 Описание внешности Павла Петровича и традиции романтического портрета.
2 Место образа Павла Кирсанова в системе образов романа в свете романтической традиции.
3 История любви Павла Петровича и любовный сюжет в романтической светской повести (сравнительный анализ любовных историй в повести В.Ф.Одоевского «Княжна Мими» и в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»).
4 Изображение души в романе «Отцы и дети»: связь с романтической традицией и ее трансформация (сравните эпизод дуэли Павла Кирсанова и Базарова со сценами дуэли в повестях А.С.Пушкина «Выстрел», М.Ю.Лермонтова «Княжна Мери», А.Ф.Одоевского «Княжна Мими»).
5 Романтизация образа Павла Петровича в эпилоге романа.
6 Роль романтической традиции в сюжетно-образной системе реалистического романа.