категории: экспертные оценки, проводимые в один тур путем одноразового заполнения анкет и проводимые в несколько туров путем многократного заполнения анкет экспертами с целью последовательного уточнения оценок (метод «Дельфи»). Примером третьего типа экспертных оценок является метод «мозговой атаки».
Эффективность маркетинга - соотношение конечных показателей маркетинговой деятельности (объем продаж, прибыль, доля рынка) и затрат на маркетинг. Указанные конечные показатели характеризуют отдельные составляющие результативности функционирования организации в целом, выявить в которой «долю» маркетинга чрезвычайно сложно. Кроме того, эффективность маркетинга надо оценивать за стратегический период времени, а не по итогам текущей деятельности, хорошие результаты которой могут быть следствием благоприятных обстоятельств, а не эффективной работы маркетинговой службы. Поэтому для оценки эффективности маркетинга применяются более комплексные методы, основанные главным образом на качественных оценках. Поскольку используемые в этих мето
|
|
дах показатели, как правило, не характеризуют соотношение эффекта и затрат, а являются просто удельными показателями (например, число сделок на визит сбытовика), то, строго говоря, они являются показателями не эффективности, а результативности маркетинговой деятельности. Один из таких подходов оценки эффективности маркетинга (результативности) основан на оценке уровня достижения в организации следующих пяти атрибутов маркетинговой эффективности: ориентация на потребителей, маркетинговая интеграция, адекватность маркетинговой информации, стратегическая ориентация, эффективность управления текущей маркетинговой деятельностью. Более глубокая оценка эффективности маркетинга предполагает применение аудита маркетинга. Параллельно с общей оценкой эффективности маркетинга целесообразно также осуществлять оценку эффективности конкретных составляющих маркетинговой деятельности. Важнейшими из них являются эффективность отдельных методов продвижения, эффективность торгового персонала, эффективность функционирования каналов сбыта. В группе методов продвижения оцениваются, прежде всего, эффективность рекламы и эффективность стимулирования сбыта.
Эффективность рекламы - частный случай эффективности маркетинга, характеризующий соотношение результатов (эффекта) конкретной рекламной кампании и затрат на ее проведение. Поскольку рассчитать конечный эффект рекламной кампании — весьма непростая задача, то при оценке эффективности рекламы широко используют различные удельные (относительные) показатели (см. «Эффективность маркетинга»). Выделяют коммуникационную эффективность рекламы и конечную эффективность рекламы.
|
|
Эффективность рекламы коммуникационная - направление оценки эффективности рекламы, характеризующее соотношение между степенью воздействия рекламы на целевую аудиторию и затратами проведения рекламной кампании. Главным в определении эффективности рекламы коммуникационной является измерение коммуникационной результативности (эффекта) рекламы. Обычно для этого используют метод фокус- группы. В состав фокус-группы включаются потенциальные покупатели рекламируемого продукта. Оценка эффективности рекламы коммуникационной после проведения рекламной кампании определяется целями этой кампании. Если рекламодатель установил коммуникационные цели (например, достижение определенного процента знакомых с данным продуктом), то после проведения рекламной кампании измеряют уровень реализации этих целей. Для этого проводят опросы потребителей или специальные экспериментальные исследования, направленные на определение степени узнавания рекламы и процента потребителей, ее вспомнивших. Для определен!® процента вспомнивших рекламу респондентам задаются вопросы относительно того, какую рекламу они видели, читали или слушали за последнее время. Процент вспомнивших мог быть измерен путем применения нецелевого (спонтанного) или целевого метода. Маркетинговая статистика говорит о том, что люди, которым понравилась реклама, в два раза чаще оценят рекламируемый товар как лучший; од
нако только 16% из числа тех, кому понравилась реклама, в существенной степени увеличат свое предпочтение рекламируемому товару.
Эффективность рекламы конечная - направление оценки эффективности рекламы, характеризующее соотношение между объемом продаж и затратами на рекламу, их обусловившими, т.е. эффективность рекламы конечная характеризует степень влияния рекламы на результаты продаж. Определить эффективность рекламы конечной чрезвычайно сложно, так как на результаты продаж, помимо рекламы, влияет множество других факторов. В данном случае требуется проведение специальных исследований, основанных на использовании методов математической статистики (например, проведение анализа на основе множественной регрессии, факторного анализа). Эти исследования не сводятся к составлению простых методик расчета эффективности рекламы конечной, доступных широкому кругу пользователей. С целью определения влияния рекламы на объем продаж иногда проводятся экспериментальные исследования. В ходе экспериментов остаются без изменения и контролируются все факторы, влияющие на объем продаж, кроме рекламы. Выявляется зависимость объема продаж от проведенной рекламной кампании. В ряде случаев пользуются такими частными показателями эффективности, как рекламные затраты на тысячу целевых покупателей, откликнувшихся на конкретный рекламный носитель; рекламные затраты на одну покупку.
Эффективность стимулирования сбыта - частный случай эффективности маркетинга, определяемой соотношением между степенью воздействия методов стимулирования сбыта на целевую аудиторию и затратами. Для оценки экономической эффективности сбыта необходимо фиксировать затраты по каждому меро-приятию стимулирования сбыта и определять его влияние на сбыт (продажу). Здесь используются следующие показатели: объем продаж в рамках каждого стимулирующего мероприятия; доля затрат на стимулирование сбыта в общих затратах на продажи; процент погашенных купонов; число запросов, обусловленных стимулирующим мероприятием, и др.
|
|
Эффективность технико-экономическая - характеристика уровня развития производительных сил и результативность их использования безотносительно к существующим производственным отношениям.
Эффективность торгового персонала - частный случай эффективности маркетинга, характеризующий результативность работы торгового персонала. При оценке экономической эффективности торгового персонала используются следующие показатели: среднее число контактов по поводу покупок (визитов, телефонных звонков, связей через Интернет и т.п.), приходящееся на одного торгового сотрудника в день; среднее время одного контакта; средний доход на один контакт; средние затраты на один контакт; представительские затраты на один контакт; процент заказов на 100 контактов; число новых потребителей за рассматриваемый период; число потерянных потребителей за рассматриваемый период; доля затрат на содержание торгового персонала в общем объеме продаж.
Эффективность труда - соотношение между показателями экономического эффекта (чистой продукции, дохода или прибыли) и соответствующими затратами на потребление. С показателем эффективности труда связывают показатели производительности (продуктивности) труда и рентабельности труда [10].
ЛИТЕРАТУРА
232) ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов. - М.:Изд-во стандартов, 1994.
233) ГОСТ Р 1.12-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения. - М.:Изд-во стандартов, 2000.
234) ГОСТ Р 6.30-97 УСД. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. -М.:Изд-во стандартов, 1997.
235) Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность Маркетинг. Москва 2000.
236) Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. Спб.: Питер, 1999.
237) Вебер М. Коммерческие расчеты от А до Я. М.: Дело и сервис. 1999.
|
|
238) Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория методология и практика. М.: Финпресс, 1999.
239) Голубков Е.П. Словарь-справочник. - М.: Дело, 2000.
240) Дровников Ю.С. Статистика. Общая теория статистики: Учебное пособие для заочного обучения. Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та,
240)
241) Дровников Ю. С. Статистика. Социальная статистика: Учебное пособие для заочного обучения. Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та,
-
И.КузинФЛ. Дипломная работа. - М.: Изд-во МПИ, 1990.
- КузинФЛ. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. - М.: «Ось-89», 1997
- Ламбен Ж. Ж. Стратегический менеджмент. Спб.: Наука, 2001. 14,Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности.