Инфляция — один из важных факторов, оказывающих влияние на достоверность финансовой отчетности. Даже относительно невысокие темпы инфляции могут снизить качество представляемой информации, следствием чего станут ошибочные управленческие решения, принимаемые на ее основе.
Российские компании более 10 лет работали в условиях гиперинфляции, не применяя системных корректировок отчетности, что приводило к ее серьезным искажениям и полной потере информативности и значения для пользователей. В последние годы в России уровень инфляции неуклонно снижается, однако он еще не достиг величин, при которых негативное влияние инфляции на финансовую отчетность отсутствует.
Как правило, под инфляцией понимают рост цен. Инфляционный процесс представляет собой процесс постоянного превышения темпа роста денежной массы над товарной. В результате экономика перенасыщается денежной массой, происходят обесценение денег и рост цен.
Инфляцию не стоит смешивать с девальвацией (снижением) курса национальной валюты относительно иностранных валют. Инфляция сопровождается увеличением общего уровня цен в стране, которое, как правило, приводит к снижению покупательной способности национальной валюты. Девальвация обменного курса национальной валюты обычно не связана с изменением уровня цен в стране, а происходит под влиянием иных факторов: правительственных решений, принимаемых в разных странах, неустойчивости мировых финансовых рынков, разного рода форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий, начала военных действий и т.п.). В связи с этим учет снижения курса национальной валюты при составлении финансовой отчетности (см. МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов») нельзя смешивать с отражением в отчетности инфляционных процессов.
|
|
Инфляция оказывает существенное влияние на разнообразные процессы, протекающие в экономике. В первую очередь, инфляция приводит к искажению ценовых показателей. На уровне хозяйствующих субъектов наибольший массив ценовой информации содержится в финансовой отчетности, показатели которой под влиянием инфляции теряют свою информативность и полезность для пользователей информации.
При высоких темпах инфляции компаниям необходимо обеспечить эффективное управление своими ресурсами с тем, чтобы свести к минимуму потери покупательной способности имеющихся у них денежных средств. Инфляционные процессы приводят к тому, что денежные средства и дебиторская задолженность утрачивают часть своей стоимости: из-за роста цен та же самая денежная сумма будет эквивалентна меньшему количеству продукции (товаров, услуг), чем ранее. В этих условиях компании заинтересованы в сокращении положительных денежных потоков. Кредиторская задолженность, напротив, в условиях инфляции способствует получению компанией прибыли: обязательства погашаются денежными средствами, покупательная способность которых снизилась. Чем в большей степени откладывается платеж, тем сильнее обесцениваются деньги и тем выгоднее использовать снижение покупательной способности денег. Следствием подобного положения являются неплатежи по текущим операциям, дезорганизующие денежное обращение. Необходимы специальные методики проведения количественного и качественного анализа статей финансовой отчетности для их соотнесения с инфляционными процессами.
|
|
Влияние инфляции на финансовое положение компании может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от структуры имеющихся у нее активов и обязательств. Данные отчетности искажаются прежде всего потому, что при изменении покупательной способности национальной валюты и меняющихся ценах показатели отчетности, сформированные на основе исторической стоимости в разные периоды, оказываются несопоставимыми. Так, выручка от продажи продукции (работ, услуг), полученная в отчетном периоде, неразрывно связана с использованием внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов), приобретенных несколько лет назад. С учетом общей покупательной способности валюты начисляемая по ним амортизация оказывается несопоставимой с размерами текущих доходов. В результате в отчете о совокупных доходах затратные статьи будут признаны в заниженной оценке. Занижение расходов, в свою очередь, вызывает искусственное завышение прибыли компании. Завышенная таким образом прибыль может вести к необоснованным претензиям со стороны пользователей финансовой отчетности: уплате налогов в повышенном размере, дополнительной выплате дивидендов и т.п.
Одновременно с искусственным завышением прибыли в условиях инфляции происходит снижение стоимости активов, оцененных по фактическим затратам на их приобретение. Следствием начисления амортизации на недооцененные активы становится занижение амортизационных накоплений. В момент замены внеоборотных активов у компании может не хватить средств.
Необходимо выделить следующие негативные последствия неприменения корректировок отчетности в условиях гиперинфляционной экономики.
При инфляции на дату составления финансовой отчетности имущество компании стоит дороже, чем в момент его приобретения. В отсутствие соответствующих корректировок текущая стоимость компании признается в отчетности в заниженной оценке. Кроме того, занижение материальных затрат и амортизационных отчислений приводит к необоснованному занижению себестоимости продаж, следовательно, и к росту налоговых платежей. Наконец, занижение себестоимости продаж влечет за собой неполное возмещение реальной суммы текущих затрат из выручки компании. Возмещенная сумма не позволяет воспроизвести весь комплекс материальных затрат компании в натуральном выражении, что создает объективные предпосылки для сокращения объемов производства.
Рассмотренные последствия влияния инфляции искажают картину имущественного и финансового положения компании, затрудняя принятие обоснованных управленческих решений по данным финансовой отчетности.
Кроме того, в таких условиях значительно снижается эффективность деятельности планово-финансовых служб компании: анализируемые ими показатели реальными не являются.
Инфляция негативно влияет на качественные характеристики финансовой отчетности: понятность, уместность, достоверность и сопоставимость. Наиболее сильным оказывается ее воздействие на две последние характеристики. Финансовая отчетность, не скор ректированнаяна инфляционную составляющую, может содержать столько искажений, что достоверность ее станет ничтожной. Кроме того, в отсутствие необходимых инфляционных корректировок сравнительный анализ результатов деятельности компании в разных отчетных периодах будет несопоставимым и некорректным.
|
|
Пример 10.1
Компания, работающая в стране с гиперинфляционной экономикой, на начало и конец отчетного года имела на счетах 100 000 пессо. Валютный курс составлял на начало периода: 1 евро = 10 пессо; на конец периода: 1 евро = 30 пессо. Валюта представления отчетности - пессо.
Если, проигнорировав инфляционные процессы, в балансе на начало и конец периода сумму денежных средств отразить в оценке 100 000 пессо, то не будет учтен следующий факт: в начале отчетного периода на ту же сумму компания могла приобрести запасов (товаров, услуг) втрое больше, чем на конец года. Для обеспечения сопоставимости представляемой информации показатели отчетности следует выразить в покупательной способности валюты отчетности на дату формирования баланса, отразив в балансе:
• на начало года - 300 000 пессо (скорректированная сумма);
• на конец года - 100 000 пессо.
В зависимости от уровня инфляции компании могут практически не принимать ее во внимание (при уровне ниже 3—5% в год), а могут учитывать инфляционные процессы при принятии большей части организационно-управленческих решений (при инфляции, большей 30-50%). Предприятия, игнорирующие влияние инфляции на показатели своей деятельности, оказываются в ситуации, когда вроде бы при одинаковых финансовых результатах (абсолютных значениях размеров продаж и прибыли) они с каждым годом теряют операционные мощности, снижают объемы выпуска продукции, реальную заработную плату работников, размер оборотных средств.
При высоком уровне инфляции становится невыгодным производство с длительным сроком окупаемости: при длительном производственном циклеприбыль от продаж почти полностью уходит на закупку подорожавшего сырья. Компания повысит цену на свою продукцию, но инфляция снова «съест» основную часть прибыли. В этой ситуации трудно наладить и контролировать работу сложных производств, требующих привлечения большого числа контрагентов, поставляющих комплектующие изделия. В связи с неравномерным ростом цен на них крупному производителю сложно прогнозировать величину издержек и правильно установить цену на конечный продукт.
|
|
Необходимость корректировки финансовой отчетности в условиях инфляции непосредственно связана с концепцией поддержания капитала.
Пример 10.2
Торгово-закупочная компания инвестировала 1 мая 2012 г. средства в приобретение 100 ед. оборудования по цене 200 долл. за единицу; 1 ноября того же года она реализовала всю технику по цене 250 долл. за единицу. Закупочная цена оборудования к этому моменту равнялась 220 долл.
Составив отчет о совокупном доходе и использовав историческую оценку, получим (долл.):
Выручка 25 000
Себестоимость продаж 20 000
Финансовый результат (прибыль) 5 000.
Если изъять заработанную прибыль в виде дивидендов, оставшихся 20 000 долл. уже не хватит на закупку прежней партии техники. На 20 000 долл. в условиях инфляции можно приобрести лишь
20 000: 220 - 90 (ед. оборудования).
На закупку партии в 100 ед. потребуется инвестировать уже
220 х 100 = 22 000 (долл.).
Таким образом, для обеспечения процесса простого воспроизводства в целях сохранения капитала приведенный отчет следовало откорректировать с учетом инфляционных процессов, указав в нем прибыль в сумме 3000 долл.
Большая часть компаний реализует концепцию поддержания финансового капитала, устраняя влияние инфляции путем приведения оценки статей финансовой отчетности к денежным единицам текущей покупательной способности. Концепции сохранения капитала и способы его поддержания подробно были изложены в гл. 1 учебника.