КОНЪЮНКТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Источники информации о рынке
Виды конъюнктурной информации. Разнообразие способов получения информации о конъюнктуре рынка довольно велико. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что практически любой рынок, обладает уникальными особенностями, которые должны быть учтены при проведении исследования, с другой стороны, существенно отличаются цели и возможности фирм, занимающихся маркетинговыми исследованиями. Критерием эффективности деятельности в сфере маркетинга является соотношение связанных с ней доходов и затрат. Стремление улучшить это соотношение и приводит к поискам новых технологий поучения и анализа данных, а также к адаптации уже используемых. Поскольку в одном пособии вряд ли возможно и целесообразно рассматривать все вариации методов сбора конъюнктурной информации, ниже будут представлены базовые походы, а затем, по мере необходимости, внесены дополнения и уточнения.
Состояние рынка можно охарактеризовать через систему количественных и качественных показателей, которые описывают ту или иную сторону рыночной ситуации, при этом можно выделить исходные показатели (первичные) и производные характеристики, получаемые на основе исходных. В частности к первой группе можно отнести:
|
|
Ёмкость рынка, спрос, предложение, производственный потенциал, реальный товарооборот, число фирм разного типа, уровень и структура цен по видам продукции, средний уровень рентабельности, ценовая эластичность спроса, величина товарных запасов и запасов сырья (материалов, полуфабрикатов), уровень цен на сырьё и материалы, их доступный объём, доходы потребителей, отношение покупателей к продукции, планы и ожидания участников рынка и др.
Производные характеристики формируются, как правило, с учётом задач конкретного исследования на основе комплекса исходных показателей, и результатах их обработки. Например, это могут быть [6]:
· Масштаб рынка – емкость, товарооборот, число предприятий различных типов (производственных, торговых и др.);
· Степень сбалансированности рынка – соотношение спроса и предложения;
· Конкурентная ситуация на рынке – тип рынка по характеру конкуренции и его конкретные особенности;
· Динамика рынка – скорость, интенсивность изменения основных параметров, характеристика изменения основных параметров, скорость, направление, цикличность, вариация основных параметров.;
· Уровень деловой активности – заполненность хозяйственного портфеля, по объёму и ассортименту, объём и динамика сделок;
· Сила и размах конкурентной борьбы – число конкурентов и их активность.
А также другие.
Следует отметить, что традиционно принято выделять первичную информацию, то есть полученную в соответствии с поставленными целями исследования, как правило, в ходе непосредственного изучения рынка, его субъектов. И вторичную – собранную изначально для решения других задач, доступную по печатным изданиям, отчётам специалистов разных фирм (табл. 3.1).
Таблица 3.1