Методические указания. 1. Основные тенденции социально-экономического и политического развития мира

 

1. Основные тенденции социально-экономического и политического развития мира. При рассмотрении первого вопроса необходимо уяснить, что 1929-1933 гг. были периодом крупнейшего в истории экономического кризиса. Каковы причины и особенности этого кризиса? Какое влияние он оказал на экономику и политику капиталистических стран? Покажите на конкретных примерах обострение международных противоречий (валютные войны, сокращение мировой торговли и др.). Рассматривая пути выхода из кризиса, укажите тенденции, общие для всех государств: усиление регулирующих функций государства в экономике и социальных отношениях, стремление к сильной власти, к авторитарным методам правления. Проанализируйте основные направления либерально-реформаторского пути выхода из кризиса, получившие характерное воплощение в реформах Ф.Рузвельта – «Новый курс». Каковы экономические и социальные преобразования, осуществленные социал-демократическими правительствами Швеции, Норвегии, Дании?

Либерально-реформаторский путь был не единственным выходом из кризиса, который опробовали ведущие политические силы Запада. Выход из кризиса протекал и по фашистскому типу. Что такое фашизм? Какова его сущность? В 1930-х гг. фашизм быстро распространялся по Европе. На каких стадиях развития он находился в разных странах? Каковы причины прихода к власти фашистов в Германии? Рассмотрите программу «национального социализма» германских фашистов. Что лежало в основе идеологии фашизма? Сделайте выводы, проанализировав политическую и социально-экономическую структуру фашистской Германии.

 

2. Политика форсированного строительства социализма в СССР. При подготовке материала к анализу проблем, отраженных в дополнительных формулировках ко второму вопросу, подтвердите, что это важный период в жизни нашей страны, когда был взят курс на форсированный рывок в экономическом развитии и свертывании НЭПа. Именно тогда определились особенности и трудности политического и социально-экономического развития страны, укрепление тоталитарной системы. Что означает тоталитарная форма общественной организации? Какому классу отдавались приоритеты при имевшейся в СССР тоталитарной форме общественной организации? Какие факторы наложили отпечаток на выбор стратегии социалистического строительства? Отвечая на этот вопрос, обратите внимание на уровень народнохозяйственного развития СССР в конце 1920-х гг., отсталую социальную структуру, низкий культурный уровень населения, международное положение СССР.

В чем вы видите объективные предпосылки индустриализации экономики СССР? Существовала ли такая проблема в дореволюционной России? В чем принципиально отличался метод индустриализации в СССР от опыта западных стран в решении этой задачи?

Расскажите о проведении индустриализации, раскройте ее цели, методы, источники. Каковы были последствия форсированных темпов экономического развития страны в годы первых пятилеток? Каковы были масштабы применения принудительного труда?

В чем вы видите объективные и субъективные предпосылки коллективизации сельского хозяйства в СССР? Как вы понимаете сущность понятия «коллективизация»? Как проводилась коллективизация сельского хозяйства? Почему в результате массовой коллективизации было «раскулачено» почти 15% крестьянства страны, причем его наиболее хозяйственного слоя? Какие меры были приняты к исправлению положения в сельском хозяйстве?

Каковы основные итоги социально-экономического развития нашей страны к концу 1930-х гг.? Остановитесь также на результатах культурной политики Советского государства. Какие цели преследовала репрессивная политика руководства страны? В заключение проанализируйте общую линию, направленную на развитие советского общества – реставрацию, восстановление и возрождение российского имперского социума, сохранение и развитие базовых структур традиционного общества, патерналистской государственности.

 

3. СССР в системе международных отношений в 1930-е гг. 1930-е годы сыграли трагическую роль в истории человеческой цивилизации. Нарастание противоречий между крупнейшими странами Запада, острые социальные последствия мирового экономического кризиса способствовали обострению международной обстановки, дали толчок к гонке вооружений, укрепили позиции милитаристских сил. Приведите примеры, указывающие на крах Версальско-Вашингтонской системы, созданной после I мировой войны. В чем проявилось попустительство фашистской Германии со стороны стран Запада? В середине 1930-х годов фашистские державы перешли к прямым актам агрессии. Назовите их в хронологическом порядке.

Покажите, что на рубеже 1920-1930-х гг. во внешней политике СССР произошли радикальные изменения. Почему деятельность Коминтерна рассматривалась как второстепенная по сравнению с Наркоматом иностранных дел, во главе которого был поставлен М.М.Литвинов, известный своими симпатиями к западным демократиям? На конкретных примерах покажите, как укреплялись связи СССР с развитыми капиталистическими государствами Европы. До какого периода проходило экономическое и военное сотрудничество с Германией? Охарактеризуйте деятельность СССР на дипломатической арене, которая получила название «политики коллективной безопасности». Почему переговоры военных миссий Англии и Франции в Москве с руководством СССР не принесли результатов? Каковы обстоятельства, приведшие к заключению 23 августа 1939 г. пакта о ненападении с Германией? Проанализируйте содержание секретного протокола. Как оценивался данный пакт мировым сообществом?

 

Раскройте сущность следующих понятий: экономический кризис, либерализация трудовых отношений, либерализация экономики, государственное регулирование, фашизм, тоталитаризм, идеократия, коллективизация, индустриализация, культурная революция.

 

Семинар 12

Тема: Вторая мировая война. Великая Отечественная

война Советского Союза против фашистской Германии.

План

1. Вторая мировая война – продолжение общецивилизационного кризиса. Междуна-

родный политический кризис конца 1930-х гг.

2. Нападение фашистской Германии на СССР. Великая Отечественная война: основ-

ные этапы военных действий. Единство фронта и тыла.

3. Антигитлеровская коалиция. Освободительная миссия Красной Армии в странах

Европы и Юго-Восточной Азии.

4. Источники и значение победы СССР в Великой Отечественной войне. Итоги и уроки Второй мировой войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: