Методические указания. 1. Международная ситуация и внутренняя обстановка в Советской России к началу 1920-х гг

 

1. Международная ситуация и внутренняя обстановка в Советской России к началу 1920-х гг. При обсуждении первого вопроса в центре внимания следует поставить главные аспекты перехода Советского государства от гражданской войны к гражданскому миру:

- итоги окончания I мировой войны и характер послевоенного передела мира;

- международное положение Советской России после разгрома иностранной военной интервенции, позиция западноевропейских стран в отношении Советского государства (сущность «плана Дауэса»);

- политика Советского государства по нормализации отношений с другими странами (Генуэзская конференция, Рапалльское соглашение и др.), особенности и противоречия дипломатического признания СССР.

Далее следует уяснить положение Советской республики к моменту окончания гражданской войны:

- экономический кризис с признаками приближения катастрофы: уровень производства, положение топливно-сырьевой базы, транспорта, сокращение посевных площадей, разрыв экономических связей регионов и их обособление, возвращение к натуральным основам существования;

- социальный кризис: деформирование социальной структуры общества, изменения в составе населения, общие потери (погибшие на фронтах, жертвы «белого» и «красного» террора, эмиграция, потери от голода, болезней, эпидемий, сокращение рождаемости); опасность «деклассирования пролетариата» и симптомов «аграризации страны»;

- политический кризис как результат экономического и социального кризисов: усиление классовой войны в стране, недовольство народных масс политикой большевиков и усиление крайних форм протеста (забастовки, восстания, мятежи).

Раскройте причины политического кризиса Советской власти, обратившись к политике «военного коммунизма» и характерных для нее методов. Можно ли считать народные восстания 1920-21 гг. «мятежами» против Советской власти? Проанализируйте те требования и лозунги, которые выдвигали повстанцы.

При подведении итогов обсуждения этого вопроса должен логически прозвучать вывод об опасности для большевиков политики следования прежним курсом, о необходимости принятия действенных мер по выходу из кризиса.

 

2. НЭП: сущность, цели и перспективы. Противоречивый характер развития страны в условиях НЭПа. Начните рассказ о том, где и когда обсуждался вопрос о переходе к новой экономической политике. Какие цели преследовала большевистская партия в этой новой политике? Почему эту политику большевики рассматривали как некое «отступление», как «уступку»? Чтобы ответить на эти вопросы, задумайтесь над тем, считали ли большевики кризис режима «военного коммунизма» кризисом его как доктрины.

Далее проанализируйте НЭП как систему политических, экономических и социальных мер: укрепление союза рабочего класса и крестьянства на экономической основе (замена продразверстки продналогом); кооперирование населения России; использование товарно-денежных, рыночных отношений; повсеместное внедрение хозрасчета, личной заинтересованности в результатах труда; временное допущение капиталистических элементов в экономику под контролем государства; совершенствование государственного планирования и управления; повышение культуры во всех сферах деятельности человека и др.

Анализируя составляющие НЭПа, зафиксируйте его внутренние противоречия, которые были обусловлены тем, что:

- решающую роль в экономическом возрождении страны играла государственная собственность на средства производства;

- отступив на время, госсектор развернул активное наступление на другие экономические уклады;

- раскрепощение хозяйственной жизни страны от тотального государственного регулирования сопровождалось «закручиванием гаек» в политической и идеологической областях, решительным пресечением любых попыток демократизировать общество, расширить гражданские права населения.

К каким явлениям приводила страну внутренняя противоречивость НЭПа? Охарактеризуйте периодически возникающие кризисы НЭПа. Какие методы использовались для преодоления кризисов? Почему многие историки расценивают НЭП как своеобразную систему подчинения экономической жизни политическим целям правящей партии?

Охарактеризуйте итоги нэповской экономики к моменту, когда она достигала пика в своем развитии. Обратите внимание на усиление антинэповских тенденций в стране и в партии. В чем состояли и проявились эти тенденции?

Далее следует уяснить причины свертывания НЭПа и окончательный слом всех его механизмов. Какова судьба НЭПа? Почему у историков не сложилась единая точка зрения, позиция о сущности НЭПа и причинах его свертывания? Каковы на сегодняшний день исторические концепции НЭПа?

 

3. Политическая борьба в 1920-е гг. Формирование однопартийного политического режима. Этот вопрос не следует рассматривать в контексте персональной борьбы за власть. Это – одномерный взгляд. Покажите, что политическая борьба «наверху» определялась суммой многих обстоятельств, складывавшихся во внутренней и международной жизни от самых низших ее пластов до высших эшелонов руководства:

- объективная неизбежность расхождения во взглядах о построении социализма, о темпах и методах строительства, об отношении к отдельным классам и слоям советского общества, о перспективах мировой революции, о приоритетах внешней и внутренней политики;

- рост антинэповских настроений в низах общества, особенно в рабочем классе;

- опасность новой иностранной интервенции и необходимость сохранения в стране постоянной мобилизационной готовности;

- усиление процесса бюрократизации советского общества и образование его нового правящего слоя – номенклатуры и др.

Как большевикам удавалось найти согласие в партии и обществе при жизни В.И.Ленина? Коротко охарактеризуйте дискуссии в РКП(б) в начале 20-х гг. и методы по недопущению перерастания расхождений во взглядах в партийный раскол. Почему В.И.Ленин и его сторонники боялись партийного раскола? Далее проследите процесс превращения большевистской партии в особый общественный институт, встроенный в государственный организм. Почему в этих условиях развитие советского общества во многом зависело от борьбы в высших эшелонах партийно-государственного руководства?

Проследите этапы внутрипартийной борьбы, которые определяли накал политической борьбы в стране в 1920-е гг. и втягивали в нее основные слои советского общества. Охарактеризуйте взгляды каждой из выступивших в то время групп, оппозиций и проанализируйте, чем они были вызваны: «рабочая оппозиция», «группа демократического централизма» и др. Особое внимание следует уделить взглядам Троцкого и его сторонников. Почему, выступая в качестве «выразителей настроений рабочей массы», Троцкий и оппозиция наиболее полно выражали антинэповские настроения и выступали против практики построения социализма в одной стране? Кто из видных деятелей большевистской партии выступил с критикой троцкистских взглядов? Какие меры принимались по отношению к «ослушникам»? Как номенклатура постепенно утверждала «генеральную линию партии» и ставила «выпавших из обоймы» в положение изгоев?

Обратите внимание, что разгром «троцкизма» и запрещение Х съездом РКП(б) фракционной деятельности не стабилизировали обстановку в партии. Почему меры по «развитию рабочей демократии», «совершенствованию внутрипартийной демократии» не дали реальных результатов?

Когда и почему сложилась «новая оппозиция»? Объясните, почему в ее основе лежало недовольство НЭПом? Как углубились противоречия в партии и обострилась борьба? Почему «новая оппозиция» особенно ополчилась на теоретические построения Н.И.Бухарина? Обратите внимание на все более растущий раскол внутри правящей политической элиты, на усиление личностной борьбы.

Уясните, на какой почве весной 1926 г. происходило сближение идей, объединение «старой» и «новой» оппозиции в «троцкистско-зиновьевский блок». Рассмотрите персональный состав блока. Почему взгляды блока были охарактеризованы как «левые»? Каковы эти взгляды? Как реагировала на внутрипартийную борьбу в 1926-1927 гг. основная масса членов партии? Почему всякое выражение инакомыслия превращалось в серьезную проблему? Какова судьба «левого блока»?

Далее проследите перипетии борьбы с «правым уклоном». Постарайтесь ответить на вопрос: какая концепция международного коммунистического движения являлась стержнем борьбы внутри РКП(б) – ВКП(б)? Почему победу в ожесточенной политической борьбе 1920-х гг. одержал И.Сталин и его когорта большевиков?

 

4. Национально-государственное строительство. Образование СССР. Начать рассмотрение этого вопроса целесообразно с характеристики предпосылок, которые привели к созданию союзного государства. В чем они заключались?

На пути к созданию такого государства (в конце 1922 г.) был пройден ряд этапов (За пять лет после Октябрьской революции объединительное движение прошло от распада старого имперского единства через строительство своей национальной государственности к новому единству в рамках союзного государства). Каковы были эти этапы? Как складывались межнациональные отношения на каждом из них?

Следует сказать далее о том, что сама форма государственного объединения была найдена не сразу. Возникли споры и разногласия по этому вопросу. Предполагались разные варианты объединения: унитарное государство, федерация, конфедерация. В чем сущность каждой из них?

Необходимо также (хотя бы кратко) охарактеризовать документы, принятые I-м Всесоюзным съездом Советов (Декларацию и Союзный Договор), провозглашавшие образование Союза ССР и определявшие условия его функционирования. Как на практике осуществлялось национально-государственное строительство? Почему право наций на самоопределение стало фикцией? В силу каких причин Союз сразу же приобрел характер унитарного государства? Подумайте над вопросом об успехах и противоречиях национальной политики в СССР.

 

Уясните следующие термины из понятийного аппарата темы: блок, военный коммунизм, демография, деклассирование, конфедерация, кооперация, мобилизационный, оппозиция, тоталитарный, унитарный, федерация, фракция, хозрасчет.

 

 

Семинар 11

Тема: Советское государство и мировое сообщество

в конце 20-х и 30-е годы ХХ столетия

 

План

1. Основные тенденции социально-экономического и политического развития мира.

2. Политика форсированного строительства социализма в СССР:

а) реализация курса на строительство социализма в одной стране, его последствия;

б) внутрипартийная борьба и политические процессы в СССР; усиление режима личной власти Сталина.

3. СССР в системе международных отношений в 1930-е гг.

 

Темы докладов и рефератов

1. Мировой кризис конца 1920-х – начала 1930-х гг. и пути выхода из него капиталис-

тических государств.

2. Первые пятилетние планы развития народного хозяйства СССР.

3. Власть и интеллигенция в 1930-е гг.

4. СССР и Германия в 1930-е гг.

5. Тоталитаризм или идеократия? Что вернее отражает складывающийся в 1930-е гг.

в СССР режим?

6. Назревание предвоенного политического кризиса в мире.

7. Секретные протоколы: проявление имперских амбиций или озабоченности нацио-

нальными интересами?

8. Ужесточение политического режима в стране: корни и «обоснования».

9. Коммунистическая партия – часть государственной системы или надгосударствен-

ная надстройка? (Система новых координат и оценок).

10.Мое поколение о Сталине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: