В федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закреплено следующее определение: информационная система – это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
В состав основных объектов информационной системы могут быть включены средства, комплексы, сети и системы, которые возможно объединить в одну структуру для выполнения одной или нескольких из перечисленных функций: сбор, хранение (накопление), обработка (производство), поиск, распространение (распределение, передача), прием (потребление) информации и предоставление информационных услуг.
Приступая к изучению института государственных информационных систем следует иметь в виду, что в настоящее время единой модели установления правового режима таких систем не установилось, хотя внедрено и используется несколько тысяч государственных информационных систем, различные аспекты использования которых регулируются нормативными правовыми актами, включая более 50 федеральных законов. Некоторые самые общие нормы содержатся в законе об информации.
Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях. Они создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, государственными органами, органами местного самоуправления. При этом перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления – Правительством РФ или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. В случае, если при создании или эксплуатации предполагается осуществление или осуществляется обработка общедоступной информации о деятельности государственных органов, государственные информационные системы должны обеспечивать размещение такой информации в сети «Интернет» в форме открытых данных.
Оператором информационной системы является гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных. Если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы. При этом ввод государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном указанным заказчиком.
Несмотря на то, что единая модель правового регулирования пока отсутствует, можно выделить ряд относительно устойчивых элементов правового режима государственных информационных систем: 1) цель и принципы создания информационной системы; 2) информационный ресурс системы – категории информации, хранящейся в системе; 3) правовой статус поставщиков информации; 4) правовой статус пользователей информацией; 5) правовой статус оператора информационной системы; 6) требования к техническим, программным, лингвистическим средствам информационной системы, а также функциональные требования; 7) применение ИС для выполнения государственных функций (оказания государственных услуг).
Правовой статус поставщиков информации, как правило, включает:
– обязанность по представлению в систему определенной информации;
– сроки и порядок представления информации в систему;
– ответственность за непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации.
Правовой статус оператора государственной информационной системы включает: обязанность по обеспечению бесперебойной работы информационной системы, обязанность обеспечить защиту информации (целостность, доступность, конфиденциальность) и другие права и обязанности.
Отношения по поводу создания и использования некоторых государственных информационных систем регулируются специальными федеральными законами. Для таких информационных систем характерна наибольшая проработанность элементов их правового режима. К ним относятся ГАС «Выборы», Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, Федеральная адресная система, Единая информационная система в сфере закупок, «ЭРА-ГЛОНАСС», Государственная информационная система топливно-энергетического комплекса.