Проанализируйте основные аспекты Казахстанско-Итальянского сотрудничества на современном этапе

Современная внешняя политика Республики Казахстан направлена на развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с государствами Европы, среди которых Италия была и остается перспективным партнером. Казахстанская политика направлена на увеличение европейского присутствия, в том числе Итальянской Республики, играющей значительную роль в европейской и мировой политике, дипломатии, экономике, торговле, образовании, культуре. Двусторонние отношения с Италией имеют свои особенности и в целом открывают перед Республикой Казахстан возможности в связи с готовностью ЕС к расширению политического диалога с Казахстаном, для инвестиционной деятельности, реализации крупных международных проектов, привлечения в нашу страну передовых технологий и знаний, для вхождения РК в мировое культурное пространство. В этом направлении Италия имеет налаженную практику устойчивого сотрудничества с Казахстаном.

С начала 1990-х гг. Казахстан получил возможность выбора собственного пути развития и стал самостоятельным субъектом международных отношений. По словам Президента Казахстан Н.Назарбаева, выстраивая свою внешнюю политику, заинтересован в установлении «подлинно нового миропорядка, построенного на доверии и сохранении безопасности» при непосредственном участии республики в «насыщенном диалоге между странами как развитыми, так и развивающимися».

Двусторонние политические отношения с ведущими европейскими государствами, с непременной поддержкой со стороны Итальянской Республики, позволили Казахстану в более быстром вхождении в международное сообщество. Они также положили начало формированию важнейшего европейского вектора внешней политики РК, а значимое присутствие Италии в Казахстане активизировало интересы Европейского Союза к нашей стране и в целом к центральноазиатскому региону.

Италия – одна из первых стран Запада, признавших независимость Республики Казахстан и является одним из наиболее важных политических и экономических партнеров Казахстана в Южной Европе, в силу чего состоянию отношений с этой страной уделяется особое внимание. Итальянская внешнеполитическая линия на международной арене активна, она претендует на особое место в мировой политике. Все чаще Италия выступает автором важных региональных инициатив и заявляет о своем праве на присутствие в кругу ведущих государств мира. Необходимо признать итальянский вклад в мировую политику, ее стремление подчеркнуть активность и самостоятельность внешней политики страны. Интерес Италии к Казахстану обусловлен в первую очередь открывающимися перспективами экономического, политического и культурного сотрудничества.

Отношения между Республикой Казахстан и Итальянской Республикой получили новый импульс развития на рубеже веков в контексте общего повышения заинтересованности Казахстана в укреплении своих связей с единой Европой и более представительного вхождения на пространство ЕС через утверждение заявки на председательство в ОБСЕ. В свою очередь, в политических кругах Италии присутствует устойчивый интерес к укреплению казахстанско-итальянского диалога и торгово-экономического сотрудничества. С начала нового столетия Казахстан вошел в фазу относительно устойчивого экономического развития, смог с новых позиций оценить открывающиеся перед ним перспективы, в частности, на европейском направлении.

Экономическая заинтересованность Европы в освоении энергетических и других минеральных ресурсов Казахстана сегодня наиболее выражена, а в Казахстане давно присутствуют крупнейшие европейские компании, среди них итальянская «Аджип». В этом смысле актуальна деятельность РК по использованию накопленного потенциала двусторонних отношений с ведущими странами Европейского Союза, прежде всего, в торгово-экономической и энергетической областях.

Между ЕС и Казахстаном сотрудничество осуществляется как на двусторонней основе, так и на многосторонней – в рамках стратегического курса и комплексной программы Европейского Союза по отношению к странам Центральной Азии. Европейский Союз сегодня – один из центров мировой политики, экономики и культуры, а Италия является политико-географическим центром самого крупного и сложного европейского региона Средиземноморья и Балкан, обладает значительным экономическим и политическим весом.

Новое партнерство ЕС и Центральной Азии для XXI века действительно приносит результаты. В соответствии с целью государственной программы «Путь в Европу» (2009-2011 гг.) РК добивается выхода на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими государствами, в том числе с Италией. Структуризация комплекса взаимоотношений Казахстана и Италии в таких сферах, как технологической, энергетической, транспорта, торгово-экономической, гуманитарной является актуальной востребованностью международной практики.

Несмотря на то, что взаимоотношения отличаются высокой интенсивностью контактов и оцениваются как дружественные, без наличия разногласий по большинству вопросов международной политики, глобальных и региональных проблем, именно указанные направления требуют их углубления, научного анализа и прикладных рекомендаций.

Италия рассматривает Казахстан как геополитический мост между Европой и Азией и, являясь активной участницей трансатлантического партнерства, с пониманием и поддержкой относится к внешнеполитическим приоритетам РК, в том числе к процессу СВМДА, который оценивается как фактор, способствующий укреплению стабильности в регионе.

Сотрудничество Республики Казахстан с Итальянской Республикой

Общие сведения

21 августа 1992 г. – установлены дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Итальянской Республикой.

В 1992 г. – открыто Посольство Итальянской Республики в Казахстане (с апреля 2005 г. находится в г. Астана).

В 1996 г. – открыто Посольство Республики Казахстан в Италии.

С сентября 2015 г. – Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Казахстан в Италии является С.Нуртаев.

С августа 2014 г. – Чрезвычайным и Полномочным Послом Итальянской Республики в Республике Казахстан является С.Раваньян.

Политические отношения

Президент РК Н.Назарбаев посетил Италию с официальными визитами в 1994 г., 1998 г., 2003 г. и 2009 г. В ходе визита Главы государства в 2009 г. был подписан межгосударственный Договор о стратегическом партнерстве между Республикой Казахстан и Итальянской Республикой.

В 1997 г. Президент Италии О.Л.Скальфаро посетил с официальным визитом РК.

Председатель Совета Министров Италии Р.Проди совершил визит в РК в 1998 г. и 2007 г. В 2008 г. (краткосрочный) и 2010 г. (Саммит ОБСЕ) состоялись визиты Председателя Совета Министров С.Берлускони. 12 июня 2014 г. состоялся рабочий визит Председателя Совета Министров Италии М.Ренци в Казахстан. 17 октября 2014 г. в Милане в рамках 10-го саммита Форума «Азия – Европа» Президент РК Н.Назарбаев провел двустороннюю встречу с Премьер-министром Италии М.Ренци.

27 июня 2015 г. Президент РК Н.Назарбаев был с визитом в г.Милан. В рамках визита проведена двусторонняя встреча с Председателем Совета Министров Италии М.Ренци. Также, в ходе визита состоялся казахстанско-итальянский бизнес-форум с участием Н.Назарбаева и М.Ренци на полях международной выставки «Милан ЭКСПО-2015».

17 июня 2016 г. в Санкт-Петербурге в рамках 20-го Петербургского Международного экономического форума состоялась встреча Н.Назарбаева с Председателем Совета Министров Италии М.Ренци.

В Парламенте Италии и Мажилисе Парламента РК созданы группы межпарламентской дружбы. Укреплению связей между парламентариями способствуют рабочие визиты в Италию парламентских делегаций РК в 2007, 2009, 2010 и 2016 гг.

Торгово-экономические отношения

Товарооборот между РК и ИР в 2014 г. составил 17,09 млрд. долл. США (экспорт – 16,05 млрд., импорт – 1,04 млрд.). За 2015 г. данный показатель вследствие падения цен на энергоносители снизился и составил чуть больше 9,3 млрд. долл. США (экспорт – 8,1 млрд., импорт – 1,2 млрд.). За 10 мес. 2016 г. товарооборот составил 6,508 млрд. долл. США (экспорт – 5,798 млрд., импорт – 710 млн.), что на 18 % меньше по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. (7,969 млрд. долл., в т.ч. экспорт – 7,044 млрд., импорт – 925 млн.). Однако, Италия по-прежнему занимает третье место среди стран-торговых партнеров РК (удельный вес в общем объеме товарооборота РК за 2015 г. составил 15,4 % (после Китая и РФ) и первое – среди европейских стран.

Для развития казахстанско-итальянских торгово-экономических отношений создана Межправительственная рабочая группа по промышленному и экономическому сотрудничеству и обмену (МРГ). Вфевраля 2015 г. в Риме под председательством Вице-министра национальной экономики РК Т.Жаксылыкова и Вице-министра экономического развития ИР К.Календа состоялось 7-е заседание МРГ, в ходе которого были заложены основы двустороннего сотрудничества на ближайшую перспективу.

С целью расширения двустороннего сотрудничества в 2016 г. состоялись визиты в Астану Министра сельскохозяйственной, продовольственной и лесной политики Италии М.Мартина (27-28 января), Президента итальянского региона Фриули-Венеция-Джулия Д.Серраккиани (2-4 ноября) и делегации МИД Италии, состоящая из экспертов в сфере безопасности и защиты итальянских граждан за рубежом (7-9 ноября).

Культурно-гуманитарное сотрудничество

На регулярной основе проходит обмен культурными мероприятиями (концерты, дни кино и культуры, выставки и др.).

В 2015 г. подписано Соглашение между Национальным музеем Казахстана и итальянской группой Civita, которая управляет 100 итальянскими музеями.

На сегодняшний день ряд казахстанских университетов сотрудничает с Миланским университетом Санта Куоре в области менеджмента социальной работы.

Продолжается сотрудничество между университетом Феррары и университетом «КИМЭП» в области налогового законодательства.

КАЗНУ им.Аль-Фараби успешно сотрудничает с Университетами Флоренции, Болонии, Рима Ла Сапиенца, гг. Катания и Падова.

Продолжается взаимодействие между Болонским Университетом и казахстанским Университетом международного бизнеса (UIB).

Казахская национальная академия искусств им.Т.Жургенова развивает партнерство с Национальной академией драматического искусства им. Сильвио Д'Амико г.Рим и Академией изящных искусств г.Флоренции.

В июне 2015 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между театром «Астана Опера» и театром Карло Феличе г.Генуи. Продолжается взаимодействие театра «Астана Опера» с миланским театром Ла Скала и театром Сан Карло в Неаполе.

Политика Италии в ЕС

На рубеже тысячелетий внешнеполитическая ориентация Италии претерпела существенные изменения. Если до недавнего времени приоритетным направлением итальянской внешней политики был регион Средиземноморья, то в новом тысячелетии произошло смещение акцентов – интеграции и взаимодействие Италии с институтами ЕС стали центральными задачами внешнеполитического курса Италии. В 1957 году Италия стала одной из государств-основателей Европейского Экономического Сообщества – теперь Европейского Союза (ЕС). Средиземноморское ориентация внешней политики привела к самоустранению Италии от важных европейских проблем, к намеренной маргинализации страны в Европе. Совершив ориентацию в сторону «средиземноморского выбора» внешняя политика Италии, как отмечает О.Н. Барабанов, к концу столетия вернулась в Европу.

Многие направления европейской политики Италии в начале XXI века претерпели существенные изменения. Если до недавнего времени регион Средиземноморья рассматривался в качестве приоритетного направления итальянской внешней политики, то в новом тысячелетии именно дальнейшая интеграция в ЕС и взаимодействие Италии с институтами ЕС стали первостепенными ориентирами для определения дальнейшего внешнеполитического курса Италии. Многие итальянские политики в начале XXI века осознали, что «Медитерранизация» итальянской внешней политики может привести к маргинализации Италии в Европе, в то время как для государств Южного Средиземноморья чужды демократические западноевропейские ценности.

Однако уже при формировании правительства в июне 2001 года, несмотря на некоторые радикальные высказывания партнеров Берлускони по коалиции, можно было расставить некоторые акценты в дипломатической линии Берлускони. Берлускони на словах выступал за более тесную интеграцию Италии в Евросоюз и во время предвыборной кампании пообещал сделать голос Италии одним из решающих в ЕС. В качестве одного из приоритетов программы нового кабинета Берлускони на 2002 год было участие в саммите Евросоюза.

Сам Берлускони предпочел бы видеть в Евросоюзе альянс суверенных государств, берегущий их национальные традиции. Как заявил Берлускони:“Мы горды быть частью Европы. Мы гордимся специальными отношениями, которые мы имеем с ЕС. Мы будем внимательно работать в следующих нескольких месяцев и лет в этом направлении и развивать дальнейшие отношения”.

Несмотря на то, что правительство Берлускони испытывало недостаток дружеских отношений со стороны некоторых европейских лидеров, традиционная про-европейская политика Италии не изменилась в течение деятельности второго правительства Берлускони. В прошлом, итальянские правительственные должностные лица часто и эффективно использовали потребность к согласию в Европейском Сообщества, чтобы получить поддержку для проведения внутренней политики, которую иначе было более трудно осуществить. Теперь, в связи с изменением внешнеполитических процессов, итальянская внутренняя и внешняя политика стала более самостоятельной и даже независимой, о чем и свидетельствует «феномен Берлускони».

Занимая должность президента ЕС, Берлускони надеялся, что его энергичная деятельность на этом почетном посту привлечет симпатии избирателей, что принесет дополнительные преимущества в ходе избирательной кампании. Однако, неординарная личность президента Берлускони на фоне европолитиков и евробюрократов привлекала слишком много внимания к процессам, происходящим в Италии, особенно к свободе прессы и независимости судебной системы. Таким образом, президентство в ЕС доставило итальянскому премьеру больше политических скандалов, чем политических дивидендов.

Председательствование Италии в ЕС не стало историческим: дебаты по общеевропейской конституции продолжались, продолжались многочисленные дебаты по поводу нелегальной миграции, а саму Италию потрясали забастовки по поводу реформы пенсионной системы. Все это не могло не расстраивать премьера Берлускони, который пытался в этот период играть роль общеевропейского политического деятеля.

Вследствие этого, европейская политика Италии отличается двусмысленностью и «микроголлизмом», так как она обусловлена потребностями двойственного характера: сохранять преемственность и акцентировать оригинальность внешнеполитического подхода, соблюдать старые обязательства и правила игры европейской политик, с одной стороны, и делать сенсационные, фантастические и даже безумные заявления (например, о возможности интеграции в ЕС России, Турции и Израиля и т.д.) с другой. В то же самое время, уверенность правительства Берлускони чувствуется во взятии нехарактерной для итальянской дипломатии утвердительной позиции на переговорах ЕС.

Несмотря на то, что итальянское общество многоконфессионально и мультиэтнично, итальянцы «устали» от волн нелегальной иммиграции, которая распространилась по странам ЕС в последнее время и от неудачных попыток властей регулировать потоки иммиграции (в том числе, незаконной миграции из исламских стран Средиземноморья).

Одним из приоритетов Италии на посту председателя ЕС включали в себя углубление сотрудничества между государствами-членами ЕС по вопросам безопасности, предоставления убежища и иммиграции. Планы по предотвращению нелегальной иммиграции правоцентристской коалиции Берлускони на время президентства Италии в ЕС были весьма честолюбивы. Так, Италия хотела бы решить проблему нелегальной иммиграции посредством конкретных соглашений. Особенно важной для ЕС проблемой Берлускони назвал разработку европейского подхода к проблеме ищущих убежища и иммигрантов-правонарушителей. Цель общей подхода не только должна была развить общую политику в этих сферах совместных действий, но также и принимать общие и эффективные стратегии. Выступая уже как председатель ЕС, Берлускони рекомендовал вступить в переговоры с мусульманскими странами южного Средиземноморья, поскольку именно правительство Италии обеспокоено ростом нелегальной иммиграции.

Некоторые государства-члены ЕС одобрили инициативы Берлускони. Однако, многие учреждения ЕС обращали внимание на тот факт, что многие заявление союзников Берлускони носят расистский характер. Так, сообщение Европейской Комиссии против Расизма и Нетерпимость (организация Совета Европы), опубликованное еще в июне 2001, отметило «Лигу Севера» как“расистскую и ксенофобскую” и призвала итальянские власти принять“моментальные меры против тех политических деятелей, кто используют воинственные речи расистского или ксенофобского содержания”. Кроме того, не все общество Италии и ЕС настроено против мигрантов и поэтому антииммиграционная политика Берлускони вызвала протесты левых. Итальянские инициативы по противодействию нелегальной иммиграции продолжались и после окончания срока председательства Италии в ЕС.

Европейские партнеры Италии были недовольны результатами выборов в мае 2001 года в Италии и формированием коалиционного правительства Берлускони и в большей степени выражали недовольство правящие круги Бельгии и Франции. Причиной этого недовольства было отчасти отрицательное отношение некоторых членов нового правительства к ЕС и процессу европейской интеграции в целом. Союзники Италии по ЕС (Франция и Германия) проявляли определенную озабоченность планами второго правительства Берлускони в сфере внешней политики, и особенную неприязнь вызвал известный своими ксенофобскими настроениями Умберто Босси, глава «Северной Лиги» – член коалиции Берлускони. Определенное недоверие в отношении приближавшегося расширения ЕС и интеграцией в ЕС восточноевропейских государств выражали многие участники коалиции нового премьера Берлускони. Вскоре после формирования правительству Берлускони необходимо было внести ясность во взаимоотношения между Италией и Европейским Союзом.

Внутренние противоречия и не разделяемая многими политическими лидерами стран-членов ЕС общая ориентация кабинета С.Берлускони негативно сказались на эффективности внешней политики Италии и на ее имидже среди неевропейских стран. Но какую бы ненависть у европейских левых ни вызывали «ксенофобы и расисты» в правительстве Берлускони, это не они под лозунгом «мультикультурализма» создали ситуацию войны культур и образов жизни во многих европейских государства. И не они навязали учреждениям Европейского Союза дух бюрократизма и социального паразитизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: