Понятие затрат, расходов и издержек. Классификации затрат

Понятия «затраты» и «расходы» имеют принципиальные отличия, что связано с фактором времени.

Затраты – стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.

Согласно ст. 252 Налогового Кодекса РФ, выделяют понятие расходы, т.е. обоснованные (экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме) и подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, расходы – это часть затрат, понесенных организацией в связи с получением дохода.

Затраты в период их возникновения могут совпадать с расходами, если выполняется одно из условий:

· в результате их осуществления получены доходы;

· имеется достаточная уверенность в отсутствии доходов как в данном, так и в будущих отчетных периодах.

Стоимость потребленных ресурсов продолжает числиться в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания дохода, на извлечение которого было направлено потребление этих ресурсов. В момент признания дохода затраты признаются в качестве расходов.

В экономической теории и практике наряду с понятием затрат широко используется понятие издержек.

Издержки – денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления организацией своей деятельности.

Существует несколько трактовок различий между понятиями «затраты» и «издержки». Согласно одной из них, слово «издержки» следует употреблять для обозначения суммы затрат для осуществления какой-либо деятельности: издержки производства, издержки обращения, которые состоят из отдельных материальных, трудовых затрат. Согласно другой трактовке, издержки – более широкое понятие, чем затраты, так как оно включает в себя потери, расходы на социальные нужды. Первый вариант определения соотношений этих терминов является более предпочтительным, поэтому далее будем считать «затраты» и «издержки» идентичными и взаимозаменяемыми понятиями.

В западных странах существуют два подхода к оценке затрат: бухгалтерский и экономический.

Бухгалтерские затраты представляют собой стоимость израсходованных ресурсов, измеренную в фактических ценах их приобретения. Это затраты, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы (сырье, материалы, амортизация, труд и т.д.).

Однако для принятия решений о целесообразности продолжения деятельности своей организации владельцы должны учитывать экономические затраты.

Экономические затраты – это затраты упущенных возможностей, то есть сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных вариантов использования ресурсов. Понятие экономических затрат обусловлено ограниченностью ресурсов.

В нашей стране учет экономических затрат, как правило, не ведется.

Учитывая сложность понятия затрат, для более эффективного управления ими необходимо использовать классификацию, предполагающую группировку затрат по определенным признакам.

Для целей учета затраты классифицируются по различным признакам.

1. По экономической роли в процессе производства:

· основные – прямые затраты, связанные с производством (материальные затраты; основная заработная плата основных рабочих);

· накладные – затраты по управлению и обслуживанию производства (дополнительная заработная плата основных рабочих, оплата труда административно-управленческого персонала, налоги, сборы и т.д.).

2. По отнесению на себестоимость продукции:

· прямые – затраты строго целевого назначения, которые включают в себестоимость с помощью метода прямой оценки (основная заработная плата производственных рабочих, сырье и основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты);

· косвенные – не могут быть отнесены к выпуску определенного изделия, т.к. связаны с работой организации в целом или ее структурного подразделения. Они распределяются между различными видами продукции пропорционально тому или иному измерителю (общецеховые расходы, общезаводские расходы, часть непроизводственных расходов).

3. По роли в производственном процессе:

· производственные – складываются непосредственно в производственном процессе и связаны с изготовлением товарной продукции и образуют ее производственную себестоимость;

· коммерческие– связаны с реализацией продукции покупателем (затраты на рекламу, сертификацию и др.).

4. По целесообразности их осуществления:

· производительные – затраты, которые оправданы или целесообразны в данных условиях производства;

· непроизводительные (безвозвратные) – затраты, которые образуются по причинам, связанным с недостатками технологии и организации производства, с потерями от брака, простоями, недостачами.

5. По степени воздействия на общую сумму затрат:

· регулируемые (подконтрольные) – затраты, на которые руководитель может повлиять и которые изменяются в результате действий руководителя в течение заданного периода. Например, менеджер по снабжению может повлиять на уровень затрат на материалы и их доставку, выбирая поставщиков с лучшими ценой, условиями поставки, географическим расположением;

· нерегулируемые (неподконтрольные) – затраты, на которые руководитель повлиять не может. Например, он неспособен повлиять на величину процентной ставки за кредит банка.

6. По отношению к объему производства:

· переменные – затраты, которые находятся в прямой зависимости от уровня деловой активности (изменения объема производства, продаж). Например, затраты на сырье, материалы, топливо, энергию, заработная плата производственных рабочих и др.);

· постоянные– затраты, которые не зависят от изменения объема производства (затраты на амортизацию зданий и оборудования при линейном способе ее начисления, арендная плата, заработная плата управленческого персонала, расходы на рекламу и др.).

7. По периодичности возникновения:

· текущие– расходы, имеющие частую периодичность осуществления (затраты на сырье и материалы, заработную плату);

· единовременные – затраты на подготовку и освоение выпуска новой продукции, связанные с организацией нового производства и т.д.

8. По отношению к готовому продукту:

· затраты на незавершенное производство;

· затраты на готовый продукт.

9. В зависимости от задачи управления:

· альтернативные (вмененные) – затраты неиспользованных возможностей. Они означают упущенную выгоду, когда выбор одного действия исключает появление другого. Например, предприятие –производитель спортивных сумок – получило заказ на изготовление чемоданов. Если предприятие примет этот заказ, то у него может не хватить производственных мощностей. Альтернативные затраты принятия данного заказа – упущенная выгода от производства спортивных сумок, которое не может быть осуществлено. Эта упущенная выгода может быть рассчитана как потенциальный доход от продажи спортивных сумок за вычетом затрат на их производство;

· невозвратные затраты – затраты, которые были сделаны в прошлом. Например, это первоначальная стоимость оборудования или затраты на создание материальных запасов. Несмотря на то, что приобретенные запасы и оборудование не используются сейчас, затраты на их приобретение уже не могут быть изменены никакими будущими действиями. Поэтому невозвратные затраты не принимаются в расчет при принятии решений в будущем;

· дифференциальные затраты – это величина, на которую отличаются затраты при рассмотрении двух альтернативных вариантов. Например, рассматриваются два альтернативных места для строительства бассейна. Если будет выбран район А, то ежегодно затраты на содержание бассейна составят 120 000 руб. Если будет выбран район Б, то ежегодные расходы ожидаются в сумме 100 000 руб. Тогда дифференциальные затраты составят 20 000 руб.;

· маржинальные (предельные) затраты – это дополнительные затраты, если производится одна дополнительная единица продукции. Маржинальные затраты изменяются в зависимости от изменения объема производства: они снижаются при росте объемов производства. Например, при производстве одного кухонного комбайна общие затраты на производство составят 2 000 руб., а при производстве двух кухонных комбайнов – 3 800 руб., тогда маржинальные затраты второго кухонного комбайна составят 1 800 руб.;

· средние затраты – общие затраты по производству продукции, деленные на количество произведенных единиц. Так, средние затраты на единицу, когда производятся два кухонных комбайна, составляют 3 800/2= 1 900 руб.

10. По экономическим элементам.

Данная классификация затрат используется в российских организациях.

Под экономическим элементом принято понимать экономически однородный вид ресурсов, используемых для производства и реализации продукции (работ, услуг). Например, элемент «Затраты на оплату труда» отражает использование трудовых ресурсов, независимо от того, какие именно функции выполняют работники.

Выделяют 5 экономических элементов.

1. Материальные затраты.

2. Затраты на оплату труда.

3. Единый социальный налог.

4. Амортизация.

5. Прочие затраты.

Номенклатура элементов затрат одинакова для всех отраслей экономики. Нормативно классификация затрат по экономическим элементам определена в «Положении по бухгалтерскому учету».

Назначение элементной группировки – определение затрат на производство всего объема выпускаемой продукции, при этом отдельные виды затрат объединяются по признаку однородности, независимо от того, где и на что они были израсходованы.

Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определять и анализировать структуру затрат организации. Для проведения такого рода анализа необходимо рассчитать удельный вес того или иного элемента в общей сумме затрат. Анализ структуры себестоимости позволяет определить имеющиеся у организации резервы по ее снижению.

11. По статьям.

Согласно «Положению по бухгалтерскому учету» в бухгалтерском учете на российских предприятиях организуется учет расходов по статьям затрат.

Статья затрат – совокупность затрат, отражающая их однородное использование. Совокупность используемых статей затрат принято называть номенклатурой затрат.

Все затраты в постатейной группировке распределяются по месту возникновения и производственному назначению с учетом того, где и на какие цели затрачены материальные, трудовые и денежные ресурсы.

Перечень статей затрат и их состав определяются отраслевыми рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости, которые разработаны исходя из особенностей технологии и организации производства. Вместе с тем предприятия могут вносить изменения в типовую номенклатуру затрат в соответствии с особенностями своей деятельности. Например, в некоторых отраслях выделяются амортизационные отчисления из-за их большого удельного веса.

Типовая номенклатура включает 12 статей затрат.

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций.

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Заработная плата производственных рабочих.

6. Единый социальный налог.

7. Расходы на подготовку и освоение производства.

8. Потери от брака.

9. Общепроизводственные расходы.

10. Прочие производственные расходы.

11. Общехозяйственные расходы.

12. Коммерческие расходы.

Первые 10 статей образуют производственную себестоимость. Сумма всех 12 статей представляет собой полную себестоимость производства и реализации.

Статьи затрат могут включать в себя один или несколько экономических элементов.

12. По составу:

· одноэлементные – состоят из одного экономического элемента;

· комплексные состоят из нескольких экономических элементов с одинаковым производственным значением (расходы по обслуживанию оборудования, общецеховые, общезаводские).

Ни один из представленных вариантов классификации затрат не рассматривается в качестве эталонного при управлении затратами. В разных хозяйственных ситуациях при принятии решений необходима различная информация о затратах.

Различные группировки затрат дают руководству организации возможность видеть, во что обходится производство всей продукции (группировка по элементам затрат); реализация отдельных видов изделий (группировка по статьям расходов); какой вклад на покрытие постоянных затрат вносят отдельные продукты и каким образом может быть достигнут положительный эффект масштаба (деление затрат на постоянные и переменные) и т. д. Руководители, в свою очередь, должны проанализировать данные и принять решение, в каких направлениях нужно вести борьбу за снижение затрат в организации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: