Вопрос Возрастные особенности ВНД у детей

Высшая нервная деятельность детей различных возрастных групп имеет свои особенности. Высшая нервная деятельность младшего школьника наиболее спокойна, все виды торможения выражены хорошо, хотя возбуждение преобладает над торможением. Мозг быстро реагирует на раздражители и обладает быстрой способностью к запоминанию. В связи с тем что в этом возрасте еще не закончено формирование структур мозга, легко возникают нарушения возбудимости и развивается быстрая утомляемость. У детей среднего школьного возраста (11-13 лет) наблюдается ослабление функциональной активности коры головного мозга. В это время речь и ответы замедляются, словарный запас обедняется. Скорость образования условных рефлексов на зрительные, слуховые и другие раздражители повышается,

а на словесные замедляется. В период полового созревания возбуждение преобладает над торможением, снижается способность к дифференцировкам. Функциональное состояние головного мозга снижается за счет ухудшения кровоснабжения, легче развивается утомление. Только к концу переходного возраста функциональная деятельность коры головного мозга восстанавливается, устанавливаются четкие взаимоотношения коры и подкорковых структур. Тип высшей нервной деятельности представляет собой совокупность врожденных особенностей и черт, приобретенных в течение жизни. Потому процесс изменения типа высшей нервной деятельно-

сти продолжается всю жизнь. Способность к перестройке типов названа пластичностью нервной системы. Чем моложе ребенок, тем легче его тип нервной системы поддается коррекции. Тип высшей нервной деятельности ребенка и взрослого может изменяться в связи

с перенесенной болезнью, психическим потрясениям и другими фак-

Первый тип соответствует холерическому темпераменту, второй — сангвиническому, третий — флегматическому, четвертый — меланхолическому. Кроме того, при анализе функционального состояния нервной системы человека с учетом врожденных способностей выделяют три типа высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и смешанный.

 

14 вопрос Значение психического здоровья для полноценного развития детей разных возрастных групп. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. Понятие «психическое здоровье» означает состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Специфика психологического здоровья ребенка. Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.

 

15 вопрос. Профилактика неврозор у детей. Неврозы - психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся страхом, тревогой, депрессией, колебаниями настроения, гиперактивностью ребенка, кусанием ногтей, нарушением сна, а так же изменением общего самочувствия. Невротические расстройства наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний (собственно неврозов) они приобретают, как правило, лишь после 6-7-летнего возраста. До того невротические расстройства проявляются обычно в виде отдельных симптомов, которые мало осознаются и переживаются личностью ввиду ее незрелости. Согласно исследованиям невротические расстройства у детей школьного возраста встречаются в 2-2,5 раза чаще, чем у дошкольников. При этом в обеих возрастных группах детей преобладают мальчики.Профилактика неврозов должна строиться на правильном понимании их сущности, повышении общей культуры, духовного и материального уровня населения, а также на предупреждении детской нервозности и правильном воспитании детей. Уменьшению заболеваемости неврозами способствуют ряд условий: правильное трудовое воспитание в семье и школе, регулирование нервно-психической и физической нагрузки, своевременное лечение соматических болезней, широкое распространение спорта и туризма, борьба с алкоголизмом и курением, достаточное поступление в организм питательных веществ, необходимых для реализации нормальной функции нервной системы. Поскольку одними из причин неврозов являются психотравмирующие воздействия, предупреждение их играет большую роль в профилактике неврозов. Все факторы, ведущие к астенизации нервной системы, вместе с тем предрасполагают и к возникновению неврозов. Поэтому для их профилактики большую роль играет борьба с острыми и хроническими инфекциями, профилактикой травм мозга, в том числе родовых, острыми и хроническими интоксикациями, нарушениями питания организма и другими вредностями, а также предоставление достаточного отдыха и сна. Недосыпание, особенно в детском возрасте, является одной из наиболее частых причин развития астенических состояний. У человека в процессе воспитания, обучения и трудовой деятельности может происходить постепенная тренировка нервных процессов, в связи, с чем устраняются причины, предрасполагающие к возникновению заболевания. Большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка — развитие у него таких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.

 

16 вопрос. Профилактика невростинии. Неврастения у детей - синдром раздражительной слабости, который обусловлен перенапряжением нервной системы в связи с непосильной нагрузкой (непомерные требования к ребенку, перегрузка новыми впечатлениями). При этом синдроме дети становятся раздражительными, плаксивыми, капризными, проявляют наклонность к бурным аффективным разрядам. Повышенная возбудимость ребенка выражается также в непереносимости различных раздражителей, резких звуков, запахов, температурных колебаний. Настроение у этих детей чаще всего подавленное, недовольное, хмурое. Часто отмечается смена настроения без видимых внешних причин. Нередко наблюдаются плохой аппетит, тошнота, рвота, плохой сон, энурез, вазоневротические расстройства в виде обморочных состояний. Течение неврастенических реакций в большинстве случаев благоприятное. Необходимо дифференцировать их с психозами и с начальной формой шизофрении.Ни таблетки, ни гипноз, ни физиотерапия не способны вылечить неврастению у детей, если не уменьшить уровень притязаний родителей к больному ребенку. Ведь срывы происходят из-за того, что дети пытаются выполнить поставленные родителями непосильные задачи, тогда как отказаться от поставленной цели им очень трудно, так как они не хотят расстроить и подвести родителей. И вот здесь детей и поджидает неврастения, поскольку именно уход в болезнь является неким оправданием своей несостоятельности. Чтобы не допустить развития неврастении у ребенка, необходимо, прежде всего, уважать его, признавать его право на отдых. Кроме того, следует реально оценивать возможности своего ребенка, а не стараться сделать из него сверхчеловека, которому под силу все.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: