Инфляция - сложное явление, характерное для стран с рыночной экономикой.
Одной из задач правительственной программы 1991года являлась реформа цен, однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Реализация данной политики осложнялась значительными трудностями. Политический кризис 1991г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах, проводящих реформу
Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. В оборонной промышленности либерализация цен стала наиболее ощутимой, т. к. она лишила отрасль традиционно привилегированного доступа к материальным ресурсам.
Финансы и их функции.
Финансы - экономическая категория, связанная с распределением налогового дохода и ввп по целевым денежным фондам.
Сущность финансов проявляется в закономерности их развития, в товаро - денежных отношениях. В процессе воспроизводства, которые определяются строем общества,природы и функциями государства.
Функции финансов
1) распределение денежных доходов по целевым денежным фондам
2) регулирующая ф-я проявляется в распределении ВВП по установленным нормативам, по целевым денежным фондам
3 ) контрольная ф-я проявл. в контроле по распределению ВВП и НД по целевым денежным фондам и их целевым назначениям
Задачи финансового контроля:
-проверка точного соблюдения законодательства в финансовых вопросах
-проверка выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой
-контроль за взаимными обязательствами предприятия по расчетам и платежам
-проверка отчисления налогов
Современная финансовая система Российской Федерации.
I. Централизованные финансы
Госбюджет 2011.
Баррель нефти- 58$
ВВП-2,4-5,5%
Инфляция 7-8%
Стоимость доллара – 30 руб.
Агрегат М2 увеличится на 8-18%
госбюджет 2010.
Стоимость доллара-29,8 руб.
Инфляция-8,3-8,5 %
ВВП-4%
Агрегат М2 увеличится на 10-20%
Внебюджетные фонды
Образовались в 1990 г., т.к страна перешла на рыночные отношения, гос.бюджет не мог обеспечить выделение средств на пенсию, з/п., на медикаменты, поэтому были образованы гос. внебюджетные фонды
ЕСН-26%
Пенсионный фонд(92г) 20%
Фонд соц страхования(91г) 2,9%
Фонд обязмед страх(93г) 3,1% фед- 1,1% террит 2%
Госкредит
Государственный кредит - система кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес - кредиторами денежных средств. Источниками средств государственного кредита служат облигации государственных займов, которые могут выпускаться не только центральными, но и местными органами власти. Государство использует эту форму кредита для покрытия дефицита государственного бюджета и аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Фонд страхования
Централизованные страховые (резервные) фонды, создаваемые за счет бюджетных и других государственных средств. Формирование данных фондов осуществляется как в натуральной, так и в денежной форме. Государственные страховые (резервные) фонды находятся в распоряжении правительства.
Государственный страховой фонд - осуществляемая правительством программа обязательного социального страхования, обеспечивающая выплаты инвалидам и заболевшим работникам, а также пенсионерам.
Государственное страхование - страхование, при котором в качестве страховщика выступает государственная организация.
Фондовый рынок