Тема: Культура России XIX века

Тенденции развития культуры: полная регламентация государством развития всех областей культуры, общая демократизация культуры; при сохранении и углублении разрыва между элитарной и народной формами культуры наблюдался их синтез.

Просвещение и наука

- Государственная политика в области образования. 1802 г. было создано Министерство народного просвещения 1803 г. Положение об устройстве учебных заведений предусматривало создание 4-хступенчатой бессословной системы образования: приходские школы (крестьяне), уездные училища(горожане), гимназии (дворяне), университеты. В 1858 г. в Петербурге была открыта первая женская гимназия - Мариинская.

- Были открыты Дерптский, Виленский, Казанский и Харьковский университеты; Главный педагогический институт в Петербурге (с 1819 г. - университет); Царскосельский (Александровский) лицей; Демидовский лицей в Ярославле. Университетский устав 1804 г автономию университетов: ректор избирался советом профессоров. Университетский устав 1835 г. полностью уничтожил автономию и четко регламентировал все стороны университетской жизни, для контроля над которой учреждалась должность попечителя учебного округа; была введена высокая плата за обучение.

- В 1830 г. был издан циркуляр об открытии публичных библиотек во всех губернских городах России (к середине столетия было открыто 39 библиотек).

- 1864 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах, предоставившее общественным учреждениям и частным лицам право открывать начальные школы.

- 1864 г. Уставом гимназий и прогимназий. Устав провозглашал принцип бессословности среднего образования, но устанавливал плату за обучение. В соответствии с уставом семиклассные гимназии разделялись на классические и реальные (технические нельзя поступать в ВУЗ). 1862 г. женские гимназии

- В 1887 г. был опубликован циркуляр о кухаркиных детях, запрещавший принимать в гимназии представителей низших классов –детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников

- В гг. было закрыто большинство высших женских курсов.

- Утвержденные в 1882 г. Временные правила о печати строгий административный надзор за газетами и журналами;.

- География. Этнография. Н. Ф.Крузенштерна и Ю. Ф.Лисянского () были изучены острова Тихого океана, побережья Китая, острова Сахалин, полуострова Камчатка. Экспедицией Ф. Ф.Беллинсгаузена и М. П.Лазарева () -Антарктида. Сведения об островах Тихого и Ледовитого океанов, Аляске, Сахалине, побережье Кореи и др. территориях были собраны русскими путешественниками Г. И.Невельским, Е. В.Путятиным, В. М.Головниным. Н. Н.Миклухо-Маклай, Н. М.Пржевальский, П. П.Семенов-Тян-Шанский, исследовавшие земли Центральной и Юго-Восточной Азии, Уссурийского края, Австралии. А. П.Карпинский основал русскую геологическую школу.

- Математика. Открытая в 1826 г. Н. И.Лобачевским неевклидова геометрия. Большой вклад в изучение прикладной математики внес П. Л.Чебышев. М. В.Остроградский проводил исследования в области математической физики, аналитической и небесной механики. В. В.Петров заложил основы электрохимии и электрометаллургии, П. П.Аносов - основы металлографии. (П. Л.Чебышев, А. М.Ляпунов, С. В.Ковалевская),

- Химия. Химик Н. Н.Зинин разработал технологию синтеза анилина, употреблявшегося в текстильной промышленности в качестве закрепителя красок. А. Г.Столетова, А. С.Попова, П. Н.Лебедева Д. И.Менделеев создал периодическую систему химических элементов; Н. Н.Зинин и А. М.Бутлеров заложили основы современной органической химии.

- Астрономия. Я. Струве создал в 1839 г. в Пулкове (под Петербургом) образцовую астрономическую обсерваторию.

- Медицина. Н. И.Пирогов заложил основы военно-полевой хирургии, применил эфирный наркоз и антисептические средства, ввел неподвижную гипсовую повязку, мировую известность получил его атлас Топографическая анатомия. А. М. Филомафитский разработал теорию переливания крови.

- Биология. К. А.Тимирязев исследовал явление фотосинтеза и доказал применимость закона сохранения энергии к органическому миру. В. О.Ковалевский заложил основы эволюционной палеонтологии. Создатель русской физиологической школы И. М.Сеченов внес большой вклад в развитие микробиологии, патологии, анатомии и хирургии. И. И.Мечников основал первую в России бактериологическую станцию. В.В. Докучаев создал современное генетическое почвоведение.

- Техника. Физик Б. С.Якоби- электромотор; открыл гальванопластику, Инженер П. Л.Шиллинг создал первый электромагнитный телеграф, соединивший Петербург и Кронштадт. Черепановы построили первую железную дорогу и машину для нее с паровой тягой. 25 апреля 1895 г. Попов продемонстрировал радиоприемник. Электротехник П. Н.Яблочков создал дуговую лампочку, а А. Н.Лодыгин изобрел лампу накаливания. Возможность создания летательных аппаратов исследовали А. Ф.Можайский, Н. Е.Жуковский, К. Э.Циолковский.

- Гуманитарные науки. История государства Российского Н. М.Карамзина. С. М.Соловьев - История России с древнейших времен в 29 томах. Т. Н.Грановский основал русскую медиевистику, О. М.Бодянский - славяноведение. В. О.Ключевского - Курс лекций по русской истории. В. И.Герье, Н. И.Кареев, П. Г. Виноградов и О. М.Бодянский занимались изучением всеобщей истории.

- В начале XIX в. зарождается отечественная фольклористика. В 1804 г. К. Даниловым был издан первый русский сборник фольклора Древние российские стихотворения. Общество любителей российской словесности, созданное в 1811 г. при Московском университете. Отечественная филология получила развитие в трудах А. Х. Востокова, И. И. Срезневского, С. П. Шевырева, К. С. Аксакова и др.

- Символом признания важной общественной роли науки стало учреждение в 1831 г. при Петербургской АН Демидовских премий, которые выдавались в 1832-65 гг. за лучшие опубликованные труды по науке, технике, искусству и считались в России наиболее почетной научной наградой.

Литература.

Отличительные черты: высокими гуманистическими идеалами, необычайной политической заостренностью, гражданственностью, пропагандой освободительных идей и поиском социальной справедливости.

- Патриотические настроения и тема войны 1812 г нашли отражения в ряде басен И. А.Крылова, в стихах и прозе Д. В.Давыдова, Ф. Н.Глинки и других авторов.

- Несмотря на сравнительно небольшой промежуток времени, литература этого периода отличается разнообразием стилей:

- Стили: Классицизм прослеживается в одах Г. Р.Державина и Н. М.Карамзина, в раннем творчестве В. А.Жуковского и А. С.Пушкина. Сентиментализм. Его характерные черты (сентиментальная идеализация действительности, чувствительность, внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям) наиболее ярко проявились в творчестве Н. М.Карамзина. Романтизм. Пассивно-созерцательный романтизм стал В. А.Жуковский. В творчестве К. Ф.Рылеева, В. К.Кюхельбекера, А. А.Бестужева-Марлинского проявилось гражданское, революционное направление романтизма, характеризующееся призывом к борьбе за освобождение народа от крепостничества. Романтизм оказал влияние на раннее творчество А. С.Пушкина и М. Ю.Лермонтова.

- Реализм. Формирование и расцвет русского реализма в первой половине XIX в. связаны с творчеством А. С.Грибоедова (Горе от ума), А. С.Пушкина (Евгений Онегин, Капитанская дочка, История села Горюхина и др.), М. Ю.Лермонтова (На смерть поэта, Герой нашего времени), Н. В.Гоголя (Мертвые души, Ревизор, сборник повестей Миргород). Выдающимся поэтом-реалистом является Н. А. Некрасов (Кому на Руси жить хорошо, Плач детей). В 40-50-е годы XIX в. начали свой творческий путь знаменитые писатели, творчество которых достигло своего расцвета во второй половине столетия (Н. А.Некрасов, И. С.Тургенев, М. Е.Салтыков-Щедрин, Ф. М.Достоевский, Л. Н.Толстой, А. Н. Островский).

- Развитие драматургии связано с творчеством А. Н.Островского и А. П.Чехова.

- М. Е. Салтыков-Щедрин стал одним из крупнейших мастеров сатирического жанра. Широкую известность приобрели выдающиеся писатели Н. С. Лесков, И. А. Гончаров, А. Печерский (П. И. Мельников), И. А. Бунин и др

- Литературные журналы. «Отечественные записки», «Современник», «Русское слово» (демократические идеи). Большая заслуга в развитии демократического направления в русской публицистике принадлежит В. Г.Белинскому и А. И.Герцену. Журналы «Москвитянин» и «Библиотека для чтения», газета "Северная пчела объединяли представителей консервативного направления. Их издатели (М. П.Погодин и С. П.Шевырев; Ф. В.Булгарин и Н. И.Греч, а также О. И.Сенковский) отстаивали идею благотворности самодержавия и вели борьбу с демократическим направлением в литературе.

Живопись. Скульптура

- Жанры: Портрет. Романтизм присущ портретам художников О. А.Кипренского (портрет А. С.Пушкина), В. А.Тропинина (Кружевница, Портрет сына), К. П.Брюллова (Автопортрет, портрет поэта В. А.Жуковского). И. Н.Крамской, И. Е.Репин, В. Г.Перов и Н. Н.Ге. Исторический жанр. Ф. А.Бруни (Медный змий), К. П.Брюллова (Последний день Помпеи). А. А.Иванова (Явление Христа народу) работ Сурикова, Репина, Ге, М. В. Нестерова.Бытового жанра (жанровой живописи) стал А. Г. Венецианов. (Жатва, Спящий пастушок) П. А. Федотов.(Сватовство майора, Свежий кавалер. Пейзажи: А. И.Куинджи, И. И.Шишкина, И. И.Левитана, Репина и многих других художников. Батальная живопись - передвижник В. В.Верещагин.

- Лубок. К лубку обращались А. Г.Венецианов. Большое распространение получила серия карикатур-лубков И. И.Теребенева, высмеивающая Наполеона и его армию.

- Скульптура. И. П.Мартос, памятником Минину и Пожарскому, памятник Ломоносову в Архангельске; Ф. П.Толстой создал 21 медальон, с изображением сцен Отечественной войны 1812 г.; на порталах колоннады Казанского собора в Петербурге скульптором Б. И.Орловским были установлены статуи Кутузову и Барклаю де Толли. П. К.Клодт скульптурные группы на Аничковом мосту в Петербурге (знаменитые кони), памятник баснописцу И. А.Крылову в Летнем саду и статуя императора Николая I перед Исаакиевским собором.

- Образцами эклектики являются храм-памятник Героям Плевны, созданный русским архитектором, В. О.Шервудом; композиция Тысячелетие России в Новгороде, возведенная по проекту М. О.Микешина при участии А. М. Опекушина. Опекушину принадлежит также памятник А. С. Пушкину в Москве. М. М. Антокольский, создал серию скульптур на национальные, исторические и библейские темы (Иван Грозный, Ермак, Нестор-летописец, Ярослав Мудрый, Христос перед судом народа).

- В 1856 г. было положено начало коллекции П. М. Третьякова, ставшей основой будущей Третьяковской картинной галереи.

- Реализм. Передвижники. В ноябре 1863 г. 14 выпускников Академии (И. Н.Крамской, Ф. С.Журавлев, А. И.Корзухин, К. В.Лемох и др.) вышли из нее и создали в Петербурге Артель художников. В 1870 г. по инициативе И. Н.Крамского в Петербурге было создано Товарищество передвижных художественных выставок. Товарищество объединило Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедова, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина и др. Передвижники стремились приблизить искусство к народу. С этой целью они организовывали выставки в провинциальных городах. В товарищество ходили: И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, А. М. и В. М. Васнецовы, И. И. Левитан, В. А. Серов др.

Архитектура

- Создание крупных архитектурных ансамблей: ансамбли Дворцовой и Сенатской площадей архитектора К. И.Росси; Манежной площади, созданный архитекторами Д. И.Жилярди (здание Университета) и О. И.Бове (здание Манежа); ансамбль Биржи на стрелке Васильевского острова архитектора Ж. Тома де Томона; Александровский сад у Кремлевской стены и ансамбль Театральной площади, созданные О. И Бове и т. д.

- Ампир. Крупнейшими мастерами ампира в России были А. Н.Воронихин (Казанский собор и Горный институт в Петербурге), А. Д.Захаров (здание Адмиралтейства), К. И.Росси (Дворцовая и Сенатская площадь, Михайловский дворец), О. И.Бове и Д. И.Жилярди.

- Эклектика. Данное направление характеризуется произвольным соединением элементов различных стилей (иногда его называют также бесстилие или многостилие). Исаакиевский собор архитектора А. Монферрана, храм Христа Спасителя - К. А. Тон. Разновидность эклектики - псевдорусский стиль, (древнерусское зодчество, резьбой, вышивка). К числу наиболее известных построек этого стиля относятся: Теремок в подмосковном Абрамцеве (архитектор И. П. Петров); здания Исторического музея (В. О. Шервуд и А. А. Семенов), Городской думы (Д. Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов - ныне ГУМ (А. Н. Померанцев) в Москве.

Театр - Малый в Москве (1824 г.) крупнейшим мастером романтизма был П. С.Мочалов. Основоположником реализма стал актер М. С.Щепки. О Щепкине А. И.Герцен писал: Он создал правду на русской сцене, он первый стал не театрален на театре. На сцене Малого театра блистали П. Садовский, С. Шумский, а также начинающие в то время актеры М. Ермолова, А. Сумбатов-Южин.

- Александринский в Петербурге (1832 г.) реалистические традиции развивал замечательный актер А. Е.Мартынов. Александринский театр прославили своим искусством П. Стрепетова, К. Варламов До завершения перестройки Большого Петровского театра в 1836 г. на сцене Александринского театра шли также оперы, водевили и балетные постановки.

- В 60-70-х гг. стали возникать частные театры и театральные кружки, развитию которых способствовала отмена в 1882 г. монополии казенных (императорских) театров. Большую известность получило созданное в 1888 г. в Москве оперным певцом А. Ф.Федотовым и художником Ф. Л.Сологубом Общество искусства и литературы, занимавшееся преимущественно сценической деятельностью (ставили пьесы В. Шекспира, А. Н.Островского, П. П.Гнедича). Одним из его лидеров был будущий режиссер К. С. Станиславский. При Обществе было создано музыкально-драматическое училище.

- Помимо драматических постановок большой популярностью пользовались также балет и опера, в развитии которых важную роль сыграли Большой и Мариининский театры, а также Русская частная опера, основанная известным предпринимателем и меценатом С. И. Мамонтовым.

Музыка- В XIX в. продолжали развиваться светская профессиональная музыка. Композиторы А. А.Алябьев, А. Е.Варламов, А. Л.Гурилев - русского городского романса. М. И.Глинка (Жизнь за царя) и сказочно-эпического жанра (Руслан и Людмила) Патриотическая песня, ставшая государственным гимном России после распада СССР.

- Развитие музыкальной критики (В. В.Стасов.) В 1859 г. композитор А. Г.Рубинштейн создал в Петербурге Русское музыкальное общество. 1866 г. была открыта Московская консерватория. 1862 г. Бесплатную музыкальную школу

- Могучая кучка. Балакиревский кружок сформировался в конце 50-х-начале 60-х гг., в него входили замечательные композиторы М. А.Балакирев, А. П.Бородин, Ц. А.Кюи, М. П.Мусоргский и Н. А.Римский-Корсаков. Композиторы Могучей кучки изучали и популяризировали отечественную народную музыку, призывали создавать национальную музыку, внесли неоценимый вклад в развитие демократических и национальных традиций в русской музыкальной культуре. Восставший народ стал главным действующим лицом опер Мусоргского Борис Годунов и Хованщина; в операх Шехерезада Римского-Корсакова и Половецкие пляски Бородина использованы песни и мелодии разных народов Российской империи.

- Реалистические и демократические тенденции в русской музыке развивал и величайший композитор эпохи П. И.Чайковский, создавший выдающиеся образцы оперной (Евгений Онегин, Пиковая дама, Иоланта), балетной (Лебединое озеро, Щелкунчик, Спящая красавица), симфонической и камерной музыки (более ста романсов).

Культура первой половины XX века

Просвещение. В конце XIX-начале XX в. уровень грамотности вырос с 1897 г. (21 %) по 1917 г. (31 %) в 1,5 раза. Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Возникла сеть высших начальных училищ, дававших возможность поступить в среднюю школу. Развивалась система профессиональных - горных, речных, железнодорожных, фабричных и коммерческих училищ.

Развитие педагогического образования. К 1914 г. в России существовало 47 учительских институтов и свыше 170 учительских семинарий (училищ). В 1905 г. была восстановлена автономия ВУЗов, выборность ректоров и деканов и т. д. Развивалось книжное дело. Крупнейшие издательские фирмы, такие как товарищество М. Вольфа, издательство И. Д. Сытина и другие выпускали народные книжные серии.

Наука. Значительных успехов добились основатель аэродинамики Н. Е. Жуковский; математик С. А. Чаплыгин; сделавший важнейшие открытия в области физики П. Н. Лебедев; геохимик и биохимик, заложивший основы современной экологии В. И. Вернадский; физиолог, нобелевский лауреат (1904 г.) И. П. Павлов; иммунолог, также получивший нобелевскую премию (1908 г.) И. И. Мечников; отец космонавтики К. Э. Циолковский и др.

Расцвет религиозно-философского направления. В сборниках Проблемы идеализма (1902 г.), Вехи (1909 г.), трудах Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского сочеталось развитие идей В. С. Соловьева и В. В. Розанова о новом религиозном сознании.

Историческая наука развивалась в трудах В. И. Ключевского, С. Ф. Платонова, П. Н. Милюкова, Н. П. Павлова-Сильванского, А. С. Лаппо-Данилевского, Н. А. Рожкова, М. Н. Покровского. Совершенствовались методы исторического исследования, поднимались новые темы, самостоятельной отраслью истории стала историография.

Литература. Стилевые направления.

Реализм. В конце XIX - начале XX в. сохраняется критический реализм - А. П. Чехов, В. Г. Короленко, А. И. Куприн, И. А. Бунин. Широкую известность получили Максим Горький (А. М. Пешков), Мамин-Сибиряк и др.

Модернизм. Тезис о самоценности искусства, соединившись с идеями русских мыслителей В. С. Соловьева и Д. Мережковского о религиозном смысле творчества, дал начало собственно русскому символизму. Его теоретиком в середине 1890-х гг. выступил В. Я. Брюсов. Брюсов вместе с другими символистами (К. Д. Бальмонт, А. Белый (Б. Н. Бугаев), А. А. Блок),

Такое мифопоэтическое восприятие обусловило взлет поэзии, что дало возможность Н. А. Бердяеву определить начало XX в. как серебряный век русской поэзии, наступивший после длительного господства социальной прозы.

- Другое модернистское направление - акмеизм явился реакцией на символизм. Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию, вернулись из мира символов к земному человеку, но не к его социальным проблемам, а к миру человеческих чувств.

Авангардизм. В 1910-е гг. из идеи самоценности художественного творчества выросла мысль о его самодостаточности. Апологетика субъективизма, отрицание традиционной культуры, активизм выразились в деятельности сторонников искусства будущего - футуристов. В. Хлебников, Д. Бурлюк, И. Северянин, В. В. Маяковский в 1912 г. выступили с манифестом Пощечина общественному вкусу, где призывали на основе абсолютной свободы творить не искусство, творить реальность.

В российской живописи и графике раньше, чем в литературе выявились новые тенденции.

Реализм. С одной стороны на рубеже веков сохранялись традиции академической школы, прежде всего в полотнах И. Е. Репина. Продолжало действовать Товарищество передвижных выставок (А. М. и М. М. Васнецовы, И. И. Левитан, А. Е. Архипов, К. Ф. Юон и др.).

Модернизм. С другой стороны, уже в 1880-е гг. в отечественной живописи возникли новые тенденции на основе обращения художников к историческим сюжетам. Так, А. П. РябушкинМ. В. Нестеров, КА. Коровин, основатель русского или декоративного импрессионизма, и В. А. Серов, проделавший путь от академизма к модерну. В полотнах художника-символиста М. А. Врубеля акцент уже делался на фантастический вымысел и недосказанность.

В конце 1890-х гг. модерн в российском изобразительном искусстве открыто декларировал свои принципы. В 1898 г. было создано общество художников Мир искусства, выпускавшее одноименный журнал. Его участники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. Сомов, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, Б. М. Кустодиев, к которым примыкали Серов и Коровин, провозгласили автономию искусства, главенство для творчества проблемы красоты. Формально не считая себя символистами, они стояли на позициях преображения действительности при помощи живописных и графических символов и метафор.

Своеобразным было творчество художников - последователей В. Э. Борисова-Мусатова, создавших общество Голубая Роза (П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин) и работавших над символистской теорией живописи.

Авангардизм. Появление в 1910 г. общества Бубновый валет (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк), а затем - Ослиный хвост (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, Д. Бурлюк) знаменовало собой переход лидерства обновления к российскому авангарду, который искусствоведы назвали русским взрывом. Ларионов и Гончарова развивали русский кубизм - кубофутуризм.

Одновременно развивался экспрессионизм, последователи которого также совершили скачок в беспредметность. Теоретик абстрактного искусства В. В. Кандинский; основатель супрематизмаК. Малевич; создатель аналитической живописиП. Н. Филонов; бытовой символистМ. З. Шагал, каждый по своему утверждали господство творчества над формами, создавая в своих работах новые миры.

В архитектуре, где, в отличие от литературы и живописи, во второй половине XIX в. отсутствовал единый стиль, в 90 гг. XIX в. оформился в качестве ведущего новый стиль модерн. Отцом русского модерна стал Ф. О. Шехтель. В том же стиле строили Л. Н. Кекушев, В. Ф. Валькотт. Развивался и неоклассицизм, как в сочетании с модерном (Р. Р. Клейн, Ф. И. Лидваль), так и в чистом виде (И. А. Фомин, И. В. Жолтовский).

В развитии скульптуры неоклассический стиль в работах Р. Р. Баха, С. М. Волнухина сочетался с модернизмом в скульптурах импрессионистов П. П. Трубецкого (памятник Алесандру III в Петербурге), А. С. Голубкиной, Н. А. Андреева (памятник Н. В. Гоголю в Москве). В многогранном творчестве художника-универсалиста С. Т. Коненкова античная пластика соединялась с модерном и фольклорными мотивами.

В музыке проявились те же тенденции. Развивали традиции Чайковского и Могучей кучки Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Совершенствовал классические музыкальные принципы композитор-новатор и блестящий пианист С. В. Рахманинов. Одновременно искали новые формы И. Ф. Стравинский, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, в творчестве которых ощутимы явления музыкального символизма, импрессионизма и экспрессионизма.

Театральное искусство. Драматический театр. В 1898 г. К. С. Станиславский, создатель новой системы актерской работы, и В. И. Немирович-Данченко основали с помощью С. Т. МорозоваМосковский Художественный театр, ставший центром новаторских экспериментов. В 1904 г. В. Ф. Комиссаржевская создала Драматический театр в Петербурге, где также ставились пьесы Чехова, Горького, Ибсена. В развитие нового русского театра свой вклад сделали режиссеры В. Мейерхольд и В. Вахтангов.

Развитие оперного искусства проявлялась не только в новых постановках Большого и Мариинского, но и в создании провинциальных и частных оперных театров. Большую известность получили оперы, созданные предпринимателями С. И. Мамонтовым (1885) и С. И. Зиминым (1904).Отечественная вокальная школа достигла расцвета в исполнительском искусстве Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой.

Балет. Наряду с развитием классического балета в творчестве хореографа М. Петипа. Модерновые постановки М. Фокина и балеты Стравинского оформляли художники-мирискусники Бенуа, Бакст, Коровин. В академических и новаторских спектаклях танцевали А. Павлова, В. Нижинский и целая плеяда танцоров, приобретших мировую известность.

Кинематограф появился в Росси сразу же после его изобретения и стал быстро развиваться, став самой массовой формой искусства. К 1914 г. было построено св. 4 тыс. электротеатров и иллюзионов. Российское кино, где ставил картины Я. Протазанов, играли актеры И. Мозжухин, В. Холодная, А. Коонен, приобрело мировое признание.

Культура 20-30 – х годов XIX века

С середины 20-х годов особое значение приобрела идеологизация всех направлений культурного развития. Усилился авторитарно-бюрократический стиль руководства наукой, литературой, искусством. Были созданы органы отраслевого управления культурой - Союзкино (1930), Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (1933), Всесоюзный комитет по делам высшей школы (1936), Всесоюзный комитет по делам искусства (1936) и др.

В 1928 г. был объявлен всесоюзный культпоход за грамотностью (численность культармии составляла около 1млн. человек). Учителя-добровольцы бесплатно обучили грамоте более 34 млн. человек. С 1930 г. в стране вводилось всеобщее обязательное начальное образование В 1939 г. была поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию (десятилетке).С 1938 г. во всех национальных школах было введено обязательное изучение русского языка, а с 1940 г. - преподавание иностранных языков в средних школах.

НаукаВ 1927 г. для этого была создана Всесоюзная ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому строительству. К 1933 г. Академия была подчинена Совнаркому, значительно изменился ее состав, оказались репрессированы ряд ее членов - видных ученых.

Естественные и технические науки Действовали научные школы академиков С. В. Лебедева (производство синтетического каучука), И. М. Губкина (геологическая разведка нефти). Значительными были научные разработки В. И. Вернадского, физиолога И. П. Павлова; физиков А. Ф. Иоффе и Д. С. Рождественского, математиков Н. Н. Лузина и А. Н. Колмогорова, биологов И. В. Мичурина и Н. И. Вавилова, исследования Арктики О. Ю. Шмидта. Велись исследования в области ядерной физики. В 1933 г. был создан Реактивный научно-исследовательский институт (в 1936 г. пущен самый крупный в Европе циклотрон). В 1928 г. возникла Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ), которую возглавлял Н. И. Вавилов.

Закрыты науки - молекулярная биология, кибернетика, гелиобиология, генетикаю.Гуманитарные науки должны были освобождаться от буржуазной идеологии. Единственно правильной идеологией провозглашался марксизм-ленинизм.

Централизация и бюрократизация партийно-государственного управления художественной культурой. Советские литература и искусство были подчинены задачам социалистического строительства в СССР. В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 01.01.01 г. " О перестройке литературно-художественных организаций " все существовавшие прежде литературные объединения (Пролеткульт, РАПП и др.) ликвидировались, творческая интеллигенция объединялась в Союзы советских архитекторов, композиторов (1932), писателей, художников (1934).

Литература. Созданный в 1934 г. Союз советских писателей стал органом проведения политики партии в литературе. Формально он возглавлялся М. Горьким, но практическую работу вело правление во главе с первым секретарем А. С. Щербаковым, кадровым партийным работником.

Большинство произведений писателей различного ранга были посвящены революции, Гражданской войне или социалистическому строительству. Обращение к этим темам привело к созданию ряда значительных произведений, в частности, вернувшегося в 1928 г. из эмиграции М. Горького, М. Шолохова (Тихий Дон), Н. Островского (Как закалялась сталь) и др. Проблемы производства с различной степенью таланта раскрывали М. Шагинян, В. Катаев, Ф. Гладков.

Развитие международной ситуации, приближение новой войны, стремление Сталина поставить советскую государственность на исторический фундамент, тезис о необходимости формирования социалистического патриотизма привели во второй половине 30-х гг. к повышению значения исторического романа, в котором работали - А. Н. Толстой (Петр Первый), М. А. Булгаков (Кабала святош), Ю. Тынянов (Смерть Вазир-Мухтара), В. Шишков (Емельян Пугачев), В. Ян (Чингиз-хан).

Выдающиеся литераторы того времени М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров работали в жанре сатиры; С. Маршак, А. Гайдар, К. Чуковский, С. Михалков создавали произведения для детей. При этом даже в условиях всеобщей идеологизации ряд писателей и особенно поэтов находились вне революционного пафоса и производственного энтузиазма. Это были прежде всего М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак и др.

4.4. Живопись и скульптура. В изобразительном искусстве также происходил процесс объединения и унификации под партийным контролем. В 1934 г. был создан Союз советских художников. В живописи в годы первых пятилеток главной оставалась революционная тематика: К. С. Петров-Водкин Смерть комиссара, А. Дейнека Оборона Петрограда, Б. Иогансон Допрос коммуниста и др. В этих работах, так же как в произведениях И. Грабаря, И. Грекова, П. Корина пафос эпохи, историко-патриотические мотивы реализовались в высокохудожественной форме.

В 1932 г. прошла последняя выставка художников-авангардистов во главе с Малевичем и Филоновым, в дальнейшем их работы надолго исчезли из экспозиций музеев. В скульптуре актуален монументализм - В. Мухина Рабочий и колхозница

Архитектура и градостроительство. В 1932 г. возник Союз советских архитекторов. Братья Веснины (Дворец культуры ЗИЛа, Днепрогэс), К. С. Мельников и др. продолжали развивать идеи конструктивизма и функционализма. В гг. строительство здания Мавзолея (архитектор А. Щусев), купол Московского планетария (1928 г., высота пролета 28 м). Дом Совета Министров СССР, гостиница Москва, канал Москва-Волга, сооружалось московское метро (первая очередь пущена в 1935 г.).

Музыка. В 1932 г. был основан Союз советских композиторов. В эти годы советскими композиторами были созданы произведения разных жанров - опера Тихий Дон И. Дзержинского, балеты Пламя Парижа и Бахчисарайский фонтан Б. Астафьева, балет Ромео и Джульетта и кантата Александр Невский С. Прокофьева. В эти годы работали композиторы А. Хачатурян, Д. Шостакович. Среди авторов массовой песни, оперетты и киномузыки - В. Лебедев-Кумач, Т. Хренников, И. Дунаевский и др.

Театр В театре также происходило утверждение принципов социалистического реализма. В соответствии с ними советская драматургия представляла спектакли о революционных событиях, о жизни и буднях советского человека (пьесы Вс. Вишневского Оптимистическая трагедия; А. Корнейчука Платон Кречет; Н. Погодина Человек с ружьем и др.). Редкостью были такие постановки как Дни Турбиных по пьесе М. А. Булгакова. Однако сохранялся и развивался классический репертуар. Произведения А. Н. Островского, А. П. Чехова, В. Шекспира широко ставились в московском Малом театре, МХАТе и др.

В театре работали актеры старшего поколения (И. Москвин, А. Яблочкина, В. Качалов, О. Книппер-Чехова), а также нового, сформировавшегося в послеоктябрьский период (В. Щукин, А. Тарасова, Н. Мордвинов и др.). Кинематограф. В 30-е гг. в кинематографе произошли значительные изменения, к числу которых относится появление звукового кино. Режиссеры С. Юткевича (Встречный), С. Герасимова (Семеро смелых, Комсомольск), братьев Васильевых (Чапаев), И. Хейфица и Л. Зархи Депутат Балтики). Г. Александрова (Волга - Волга, Цирк, Веселые ребята); исторические фильмы С. Эйзенштейна (Александр Невский), В. Петрова (Петр Первый), В. Пудовкина и М. Доллера (Суворов), а также фильмы Г. Козинцева и др.

5.1. Борьба против формализма в искусстве. Идеи классового искусства привели к борьбе против так называемого формализма в творчестве некоторых литераторов, художников, композиторов. Формализмом объявлялось все то, что не укладывалось в узкие рамки соцреализма. Борьба свелась к травле деятелей культуры и искусства, в ходе которой пострадали Д. Шостакович (за оперу Леди Макбет Мценского уезда и балет Светлый ручей), кинорежиссеры С. Эйзенштейн и А. Довженко, литераторы Б. Пастернак, Н. Заболоцкий, Ю. Олеша, Н. Асеев, И. Бабель, академик О. Ю. Шмидт, художники А. Дейнека, В. Фаворский, А. Лентулов. За формализм и натурализм было осуждено творчество В. Мейерхольда (в 1938 г. был закрыт его театр, а режиссер репрессирован) и А. Таирова.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: