Вопрос: Социальная организация и государственное устройство Казахского ханства в середине 15в-начале 17 вв

XVI-XVII вв. власть Казахских ханов распространялась на пространстве от Жаика до Иртыша. На севере граница с Российским государством, а на юге шла борьба с Шейбанидами за города Южного Казахстана. Наибольшего могущества Казахское государство достигает при Касым хане. В политической истории Казахстана не происходит качественных, прогрессивных изменений. По своей сути события однообразны: первое - объединение и усиление благодаря личной доблести ханов (Касым хан, Хак Назар хан, Тауекел хан, Тауке хан); второе – после смерти сильной личности происходит: децентрализация власти, потеря политического единства, а вместе с ним потеря территорий (Тахир, Буйдаш, Мамаш, Турсун, Уали и др. ханы). Данные периоды сменяют друг друга с закономерной постоянностью. Главная причина заключалась в натуральном хозяйстве, которое способствовало экономической зависимости жузов и их тяготению к различным политическим и экономическим центрам Средней Азии и России: Бухары, Хивы, Коканда, поволжья. В конце XVIII вв. рост колониальной экспансии Китая и России, приводит к земельной тесноте, политика протекционизма данных империй способствует пауперизации кочевых племён. В борьбе за жизненные пространства: пастбища, реки, зимовки, торговые города - столкновению двух кочевых народов – Казахов и Джунгаров становится неизбежным. В результате данной борьбы, джунгарский народ полностью истреблен войсками Цинской империи; а Казахское ханство, раскололось на ряд самостоятельных владений, которые с конца XVIII вв. по 2/4 XIX вв. были включены в состав: России, Коканда, Бухары, Хивы и Китая.

Государственное устройство. Высшей законодательной властью в ханстве обладал маслихат - курултай султанов и представителей ру. Маслихат собирался раз в год и решал весьма важные вопросы - заключение мира, объвление войны, земельные вопросы. Маслихат выбирал и смещал ханов, руководствуясь принципом меритократии. Обязательным условием для участия в работе маслихата было наличие оружия, а полноправным членом его могли быть мужчины.

Исполнительная власть также находилась в руках хана, который избирался пожизненно из ру торе (Чингизидов). На хана возлагались функции: охраны государства от внешней опасности, определения внешней политики, общественного устройства ханства и охрана его, осуществления высшей судебной власти. При хане образовывался суд биев - совещательный орган, в который входили наиболее авторитетные бии и представители ассоциаций общин. Постоянной столицы хана не было, на короткое время устраивалась ставка в г. Сарайшык.

 

^ Административное устройство. Территория и население ханства делилось на уделы во главе с султанами-родственниками хана. Каждый удел составляли 50-60 тыс. семей, он в свою очередь, делился на улусы из 10 тыс. семей в среднем. Улусами руководили султаны, назначаемые ханом. Они исполняли гражданскую, судебную и военную власть на всей территории своего улуса. Основной социальной и политической ячейкой общества была община, принимавшая форму коллектива кровных родственников. Объединение нескольких общин составляло ассоциацию общин, которые возглавлялись биями и старшинами. Биям принадлежала вся полнота военной, административной и судебной власти в пределах данного коллектива, власть их основывалась на личном авторитете.

 

Войско ханства формировалось из постоянной дружины хана, дружин султанов и ополчений улусов. Воины, набранные в одной общине, ассоциации или улусе, составляли отдельные подразделения со своим знаменем и боевым ураном. В мирное время ханская и султанская дружины служили для поддержания внутреннего порядка и выполнения различных поручений хана-сбора налогов, дипломатических миссий и т.п.

 

^ Правовые нормы жизни. В XVI в., при Касым-хане и при непосредственном его участии принят кодекс законов, известный в устах народа как “Касым ханнын каска жолы” (Светлый путь Касым-хана). Закон состоял из пяти разделов: имущественный-решение споров о земле, скоте и имуществе; уголовный-виды уголовных претуплений и наказания за них; военный- повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи; посольский обычай-вопросы международного права, посольский этикет; журтшылык- традиционные обязательства общинной и межобщинной взаимопомощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: