Период 1994-95гг харак-ся дальнейшим развитием рыночных отношений, а именно:
1.Разгосударствление экон-ки.
2.Приватизация.
3.Развитие предпринимательства.
4.Свободное ценообразование.
5.Осуществление жесткой денежно-кридитной, финансовой политики.
6.Регулирование инфляции.
В1995 г начинается процесс общей стабилизации:
Положительная сторона - замедление темпов инфляции- показатель индекса потребительских цен.
Отрицательные стороны: А) падение производства и эл энергетики- спад производства в отрослях направленных на выпуск продукции потребительских товаров.- Отставание машиностроен и легкой пром-ти.
• Нехватка средств
• Снижение инвестиций
• Недостаток средств и хранические неплотежи за электроэнергию
• Снижение добычи угля
Б) рост безработицы
За 1995 г зарегистрировано 153 тыс. безработных, отправлены без содержания 192 тыс чел, частично закрыто производство 451 тыс чел. Причины спада производства:
• экстенсивный путь развития экономики
• спад инвестиций
Все это говорит о кризисе в экономике и не эффективности реформ, т к продолжается развитие добывающей промышлености.
Рыночная экономика зависит: 1) от разнообразных форм собственности
2) от социально – экономической политики страны
3) от частных проблем
В этот период возникает различные агроформирования: частно - крестьянские хозяйство, кооперативы, колхозы, совхозы. Это складывалось в сложных финансово-экономических условиях:
- разрыв сложившихся хоз-ных связей
- рост диспропорции цен в товарообмнне м/у с/х и промышленности
- инфляция
- дифецит бюджета
- сокращения гос-ного финансирования
- удорожание кредита
Главной причиной слабого развития с/х – это отсутствия комплексного проведения экономической реформы, т к главной основой многоукладной экономики стало приватизация гос-ной собственности, а именно она стала рассматриваться основным средством для решения проблем с/х
Результаты с/х:
1) с/х на грани банкротства
2) не выплота зарплаты
3) нет средств на приобретения техники
4) задолжности в кредитах в мил тенге
5) бартарные операции возросли
6) снижение сбора продукции
76 вопрос: Социальное развитие Республики Казахстан в современных условиях - тенденции, успехи, проблемы. Социальное развитие: Социальная политика - одно из главных и, пожалуй, самых объемны: направлений внутренней политики государства. Социальная сфера охватывает такие проблемы как здравоохранение, образование, социальная зашита, продолжительность и качество жизни, вопросы культуры, науки, молодежи и др.
Согласно мировой практике, во многих концепциях общественного развития социальные реформы определяются как при-оритетное направление государственной политики, ибо являются потенциально конфликтообразующим фактором (фоном) обще-ственно-политических изменений. Социальна политика призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между интересами различных социальных слоев и групп и в конечном итоге обеспечивать определенный уровень равновесия в общественной жизни. Реализуется социальная политика как через государственные «одномоментные ре-шения» (социальные мероприятия), так и через социальные программы, концепции.
В социальном развитии республики можно выделить определенные периоды или стадии. В первые годы независимости наблюдалось резкое падание уровня жизни населения как следствие 1) тяжелой, кризисной ситуации в экономике; 2) дестаби-лизации прежней государственной социальной инфраструктуры и несозданной новой. В результате в стране сократился объем бесплатных услуг здравоохранения, образования, социального обслуживания, лавинообразно росла инфляция и т.д. Главной целью социальной политики в этих условиях являлось не допустить социального кризиса, обеспечит поддержку наиболее неза-щищенных слоев, насытить потребительский рынок услугами и товарами. И хотя в целом социальная политика и механизм с осуществления не носили комплексного характера, уровень государственного бюджета в наиболее тяжелые годы (1993-1995гг.) на статьи социального обеспечения составлял более 1/3 расходов государства.
В настоящее время продолжается с одной стороны, реформирование различных направлений социального развития (обсуждение нового Закона о социальном страховании, совершенствование системы пенсионного обеспечения, особенно в плане пенсионных фондов, разработка программы социальных преобразований на селе и др.). С другой стороны, можно выделить ряд устойчивых социальных показателей, свидетельствующих о положительных изменениях в обществе в целом:
- стабильность и своевременность выплаты заработной платы в бюджетных организациях, пенсий и социальных пособий; ежегодное повышение минимального размера пенсий;
- увеличение числа рабочих мест.
- дополнительные ассигнования (от 20 % и более) были изысканы правительством на здравоохранение (восстановление горячего питания, увеличение ассортимента лекарств в стационарных отделениях и т.д.), завершение компьютеризации школ, на возрождение учреждений культуры, и в первую очередь библиотек, кинотеатров, детских клубов и центров и др.
Несмотря на увеличение рабочих мест, по-прежнему остро стоит проблема безработицы. По информации Министерства экономики в 2001 году число безработных (лиц, которые не имели доходного занятия, активно искали его) превысило 780 тыс. (это меньше на 14 % или 126 тыс. 2000 г), в 2002 году эта цифра равнялась 690,7 тыс. Несмотря на тенденцию к снижению, это тем не менее, высокие цифры, не включающие в себя скрытую безработицу (частичная работа предприятий, неполная занятость и т.д.). Особенно тревожными симптомами является то, что более половины обращающихся в соответствующие органы в поисках работы - женщины и около 30% молодежь.На селе же по результатам соцопроса при составлении «Отчета о человеческом развитии» 65,5% женщин и 53.2% мужчин в 2002 г. считали себя безработными, хотя по официальной статистики их число не превышает 30 %. В целом по Республике уровень безработных к экономически активному населению составлял в 2001 г. 10.4%. а в 2002 г.-10%.
В качестве важнейшей стратегической линии Президентом страны особо выделено следующее: развитие экономики республики должно минимально зависеть от ухудшения или улучшения ситуации на мировом уровне. Именно этому должны быть подчинены все Программы Правительства и Национального банка, как текущие, так и долгосрочные. На период до 2010 г. приоритетными целями в экономическом развитии республики определяются:
- дальнейшее формирование устойчивой и конкурентоспособной в отдельных секторах экономики;
- увеличение, как минимум вдвое, объема валового внутреннего продукта;
- развитие малого и среднего бизнеса;
- увеличение присутствия национального капитала в важнейших отраслях экономики и др.;
Одной из характерных черт и важным направлением экономического развития РК. как отмечалось выше, является привлечение иностранных инвестиций.