Вопрос:Международное положение и внешняя политика Республики Казахстан

В начале 1994 года Президент Казахстана Н.А. Назарбаев выступил с идеей образования Ев­разийского Союза Государств. Целью Союза провозглашалось укрепление стабильности и безопас­ности стран, обеспечение успешной социально-экономической модернизации в постсоветском пространстве.

Приоритет во внешнеполитических связях и взаимоот­ношениях Казахстан по-прежнему отдавал России.

Особенно интенсивно развива­лись связи Казахстана с ближайшими соседями по среднеазиат­скому региону - Узбекистаном, Кыргызстаном, а в рамках эко­номического блока - с Туркменией и Таджикистаном.

Значительных успехов добилась казахстанская дипломатия на азиатском направлении, где в экономическом отношении вперед выдвинулись Китай, Индия, Вьетнам, страны, входящие в АСЕАН. В интегрировании Казахста­на в азиатско-тихоокеанский процесс большую роль сыграло участие республики в деятельности Организации Экономичес­кого Сотрудничества. В 1995 году состоялись встречи на выс­шем уровне с лидерами Индонезии, Пакистана, Турции. Осо­бенно широкомасштабно развивались связи Казахстана с Тур­цией. Так, например, на территории Казахстана возникли сот­ни казахстанско-турецких совместных предприятий. В Алматы за короткий срок была возведена гостиница «Анкара».

Казахстан успешно развивал связи и с европейскими госу­дарствами. Переговоры Президента республики с главой пра­вительства Германии Гельмутом Колем, пре­зидентом Франции Жаком Шираком внесли весомую лепту в активизацию внешне-политического курса Казахстана на ев­ропейском направлении.

Важное значение для Республики Казахстан имело со­трудничество с США, со стороны которых республика имела значительные инвестиции в экономику. США также оказали большую поддержку в области развития культуры и обра­зования. В рамках программы «Болашак» студенты вузов Ка­захстана получили возможность пройти обучение в учебных заведениях США, Франции, Германии.

К 1996 году Казахстан укрепил связи со многими ав­торитетными международными организациями, такими, как ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ. В Алматы было открыто единственное в Централь­ной Азии представительство ЮНЕСКО.

78 вопрос: Интеграционные процессы на постсоветском пространстве в рамках СНГ.

Слово «Интеграция» происходит от лат. Integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.

Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где взаимные части были очень тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей в результате распада СССР был очень болезненным.

Сразу же после распада Советского Союза возникли интеграционные тенденции среди бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов. Эти попытки в первую очередь затрагивали области, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.д.).

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождались следующими основными факторами:

· разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще не целесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

· желанием широких масс населения в странах – членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;

· технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами

Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами – членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительно - со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

Решение о создании Содружества Независимых Государств(СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В Уставе определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ – открытая организация для присоединения других стран.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: