Глава 7.2. Проход Гибралтара. Остановка в столице Ливии - Триполи

Через 10 дней после выхода с Североморска мы начали проходить Гибралтар, пролив, который соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном. С одной стороны Испания, с другой – Марокко. Через бинокль я первый раз в жизни наблюдал курортные пляжи заграничных государств. Было очень интересно, и все осознавали важность этого события.

Скорость прохода по проливу была максимально возможной для нашего корабля. Рядом с нами проходили туристические лайнеры, с которых высовывались туристы и фотографировали наш крейсер. Журналисты нескольких телевизионных каналов, путешествующие вместе с нами, делали очередной репортаж о проходе крейсером «Пётр Великий» Гибралтара. Первый заход в иностранное государство должен был состояться через пару дней. Этим государством была Ливия и её столица город Триполи. На борт нашего корабля должны были взойти высокопоставленные чиновники этого государства, а также представители ВМФ Ливии. Для их встречи образовали «Роту Почётного Караула» (РПК), в которую записали меня и Федю. Одного горна мне, видимо, мало было...

РПК составляется из 30 человек славянской внешности. Рост не ниже 180 см. Но поскольку в нашу РПК набрали парней от 190 см, я со своими 180 см был чуть ли не последним в строю. Но меня это ничуть не смущало. Еще перед Гибралтаром начались ежедневные строевые тренировки с использованием карабинов (СКС). Горном основательно занялся Костян, то и дело ворча и матерясь перед уходом в «Рубку Дежурного». Я его тоже могу понять – он был матросом «КОВО» (Команды Обслуживания Вертолётного Оборудования). У них, напомню, был свой начальник, который давал им указания по поводу помощи вертолётным техникам. Поэтому Косте тоже пришлось разрываться на «два фронта».Зато он не хотел понимать меня и идти навстречу, продолжая меня ненавидеть.

***

В замкнутом пространстве корабля очень тяжело уживаться конфликтующим людям, тем более, проживающим в одном кубрике. Не знаю, как другим, но мне было морально тяжело. Я пытался вытянуть Костю на разговор, а он просто вставал и уходил, не желая даже выслушать меня. Хоть я и знал, что ничем перед ним не виноват, тем не менее, было неприятно то, что он думал наоборот. Пора было забыть все обиды и начинать идти друг другу навстречу, а он таким поведением и отношением всё только усугублял. Ему было абсолютно наплевать, что думаю я и то, что мне обидно. А это было лишь начало дальнего похода. Что же будет дальше...?

***

Перед заходом в Триполибыл составлен список военнослужащих, которым будет разрешено сойти на берег. В первый «сход» на берег был строгий отбор по форме одежды. Из каждого подразделения выбрали по несколько человек. Я в этот список не попал. Оно и к лучшему. Тех, кто сошёл на берег, повезли на развалины разрушенного Римского города. В этих краях когда-то жили Римские завоеватели. После посещения руин наших матросов заставили грузить некоторое количество провизии, в основном, это были ливийские финики. Тогда их загрузили около трёх тонн. Сначала финикам все радовались, потом они приелись, а через пару месяцев от них стало тошнить больше половины экипажа. Причиной стало то, что из фиников начали варить компот, который давали 3 раза в день. Приторный и противный вкус – так мне запомнился вкус этого компота.Ладно хоть кормили хорошо. При стоянке у причала в Североморске о таком завтраке, обеде, ужине и вечернем чае приходилось только мечтать. А тут тебе и котлеты, и два вида салатов, красная икра, шоколад, печенье, сгущенное молоко, красное вино – это далеко не весь перечень выдаваемых продуктов на разные приёмы пищи. Кто служил в сухопутных войсках, никогда так не ел. Некоторые и дома так не едят... Государство, я думаю, будет всегда поддерживать флот во всех планах. А «сухопутчикам» так и приходится до сих пор есть на завтрак сладкую манную кашу и солёную селёдку. Тут уже без лишних комментариев. Так было, есть и будет.

Стоянка в столице Ливии была недолгой – около трёх дней. К причалу не встали, так как не в каждом порту есть причалы под наш корабль. 250 м в длину, как-никак...

Как и положено, с превеликим Русским гостеприимством встретили ливийских чиновников и моряков. По всем правилам Военно-Морского Флота.

Для их встречи к кораблю подогнали «проставку-плот», на которую выставили «почётную вахту трапа» - двух «фалрепных[54]», «Вахтенного Офицера», «Вахтенного Матроса» и Горниста. Поднявшихся по забортному трапу гостей встречал «Командир Корабля». Затем гости шли на правый шкафут, где их поджидала наша Рота Почётного Караула. Процесс встречи гостей стандартный и повторяется в каждом порту одинаково. Меняется только гимн страны, который играется во время встречи РПК гостей.

***

Первый заход в зарубежный порт прошёл, можно сказать, «на высоком уровне» - и горнист, и РПК и «Вахтенные Офицеры» забортного трапа. В других портах было также, но этот заход стал для нас хорошим уроком. Были, конечно же, недочёты, которые не могли увидеть иностранцы, но которые бросались в глаза русским. Но это всё «мелочи жизни», которые постепенно исправлялись от порта к порту. В последующих заходах командование корабля так сильно уже не придиралось к форме одежды, а экипаж сходил почти в полном составе. Не сходили на берег только «косячники», на вроде Костяна, а те, кто более-менее выполнял свои должностные обязанности, преспокойно надевали парадную тройку, начищали «хромовые» туфли и по команде с «Рубки Дежурного Офицера» выходили строиться на ют для схода на берег. Для моряка это самая главная награда за проделанную работу по обеспечении боеготовности и работоспособности корабля, а также придание ему шикарного вида.Кто-то попросту не ценил не только корабль и службу в целом, но и не уважал себя.

 

Глава 7.3. Заход набазу ВМФ Турции – Акзас. Посещение курортного города Мармарис.

Перед посещением Военно-Морской Базы флота Турции мы встали возле острова Родос, который находится недалеко от этой базы, и решили основательно подкрасить корабль. Причём красили его полностью – начиная с бортов и заканчивая надстройками. Но в отличие от покраски в Североморске на эту покраску выделили гораздо меньше времени. За три дня корабль был покрашен полностью, ещё бы, весь экипаж трудился. За эти три дня Командир нашего «Великого Крейсера» лично оскорбил каждого матроса, участвующего в покраске. Ни капли благодарности за проделанную работу – одни маты и личные оскорбления. Я понимаю, он Командир Корабля, но мы-то тоже люди! Всё ему было не так и не этак. Хотелось ему сказать: «Сам бери кисточку с краской и лезь на мачту!». От него я узнал, что я уё...ище, и чтоб у меня яйца отсохли, отвалились и упали в бездну морскую. Вот как нежно, ласково и любя. Стараешься, как будто для себя, красишь корабль, а тебя награждают оскорблениями и матом. «Спасибо большое, Товарищ Командир, теперь я точно узнал, кто я и что я. Вы мне прям глаза открыли!»

***

Военно-Морская база Турции находится в живописной бухте. Одним словом – красота! Вода прозрачная-прозрачная, дельфины прямо-таки высовываются из воды и просят их погладить. А рыбалка, просто сказка! Я, хоть и не рыбак, но с удовольствием наблюдал, как наши моряки ловят странных рыб и прочих «морских чудищ».Действительно, кого только не ловили. Не хватало нам русалок поймать для полного счастья.

Наш корабль встал на якорь в трёх километрах от берега, так как снова не нашлось причала, куда бы мы могли встать. Идущий с нами в дальний поход БПК (Большой Противолодочный Корабль) «Адмирал Чабаненко» вставал в каждом порту, и увольнений в город у них было намного больше: за ними не надо было присылать катера, чтобы увозить их на берег, в отличие от нас.А это, скажем так, дорогое удовольствие. Ещё вначале дальнего похода я узнал, что все заходы в иностранные государства и погрузки зарубежного провианта – все это стоит бешеных денег, которые с радостью выплачивает наше любимое государство. В том числе и обеспечение схода на берег, естественно, тоже небесплатно. Так что нам выпала огромная честь оказаться на борту нашего Крейсера и сходить «на халяву» за границу. Не всем так везёт.

В этот раз сход на берег был почти стопроцентным. В Мармарис собрались «все кому не лень». Но «Дежурные Офицеры по Режиму» не поленились и составили списки схода на берег. Это было первое иностранное государство, куда я сошёл на берег... Меня переполняли эмоции, и я радовался этому событию, как маленький ребёнок.

***

Унашего РПК в дальнейшем станет традицией сначала встретить иностранных гостей и чиновников, а на следующий день идти в увольнение. Для участников РПК сход на берег был обеспечен на всю «Боевую Службу» независимо от провинностей в самом подразделении (РПК набиралась из матросов с разных Боевых Частей и Служб корабля). Список нашего схода на берег «Дежурному по Режиму» подавал начальник РПК, который был офицером из БЧ-2. Такая привилегия была только у нас – участников Роты Почётного Караула за все наши многочасовые тренировки на верхней палубе под палящим солнцем.

Вообще, любой сход на берег в иностранных портах осуществлялся следующим образом: Составлялось несколько групп увольняемых на берег – утренняя, дневная и вечерняя. Каждая из групп разбивалась на «пятёрки». У каждой пятёрки обязательно был старший – Офицер или Мичман. Согласно расписанию каждая из групп сходила на берег, где её ожидало несколько автобусов. Таким образом, в три этапа весь экипаж, не ослабляя боеготовности корабля, сходил на берег. Самое лучшее время для схода было днём – открыты все магазины и рынки. Но был и минус – дневная группа постоянно попадала под палящее солнце.

***

Неужели Боцмана сойдут всем подразделением? Этот вопрос встал на повестке дня у каждого матроса нашей БК. Но Петрович и Сёма решили сдержать своё обещание по поводу схода на берег, чуть ли не в первом же порту. Я и Федя шли однозначно, так как были участниками РПК, а остальных записали в три смены. Нашу «пятёрку» повёл в город «Старший Боцман» (Сёма – Владилен Григорьевич Семёнов, Старший Мичман).

Перед поездкой в Мармарис катера доставили нас на берег в «Акзас-Карагач» – Военно-Морскую Базу Турции. Туда пристроился БПК «Адмирал Чабаненко». База небольшая, намного меньше нашей 43 ДРК. Возле этой базы находится небольшое поселение турецких моряков и их семей – 2-3х этажные сооружения серого цвета непонятной конструкции. На этой базе и вблизи неё нам категорически запретили вести фото и видео съёмку под угрозой безвозмездного изъятия фотоаппаратов и видеокамер. «Курортный город Мармарис снимайте сколько угодно, а Военно-Морскую Базу не трогайте!» - сказали они нам на «корявом» английском (кстати, из всего нашего подразделения английский язык понимал только я). Ну, мы так и поняли, что нельзя. Это и дураку было понятно: «Nophoto, novideo, understand?» - конечно понятно, что тут непонятного.

Нас посадили в автобус, куда зашёл турецкий моряк с автоматом наперевес, и начал зачитывать наши фамилии по списку, при этом коверкая каждую фамилию. «Сьёколов, Пьятров, Ивьянов...» - это я так, для примера. Мы еле сдерживались, чтобы не расхохотаться, но всё же решили соблюсти некоторую субординацию. Ещё бы, зашёл незнакомый дядька с автоматом, называет твою фамилию, почти направляя на тебя автомат, будешь смеяться? Сомневаюсь. После этой долгой и нудной процедуры нас повезли в Мармарис.

Население курортного города в «не сезон» составляет около 25 000 местных жителей – и, как правило, это время считается летом. А мы попали в сезон, - осенью, когда население Мармариса за счёт туристов увеличивается до 1 000 000 человек. Очень трудно в это поверить, так как город небольшой, но местные гиды заверили нас на сто процентов, что это так, мол, «Мал золотник, да дорог». Спорить мы не стали, а решили просто насладиться непродолжительным отдыхом в живописном городе турецкого побережья.

Весь город состоит из сувенирных магазинов, в которых можно и одеться с ног до головы в традиционный Турецкий костюм (сами они не особо в нём ходят, зато продают их во всю), и купить себе всякие «побрякушки и бирюльки» от тарелок до магнитов. Я решил немного приодеться, но не в местный «балахон», а купил себе кожаную куртку якобы из бараньей кожи (сомнение). Сначала мне пытались продать её аж за 160 американских долларов, но я уговорил смуглого прилизанного иностранца продать её дешевле – за 100 долларов. Были у меня и «лиры» – местная валюта, но она особо не котировалась, и турки с неохотой принимали «свои деревяшки» (а я так долго простоял в очереди, чтобы поменять 100 долларов на 160 лир). Купил куртку и пошёл за магнитами и тарелками, чтобы осталась ещё какая-нибудь память о Мармарисе. На каждой тарелке и магните были изображены часть побережья с отелями и красивая надпись: «Marmaris».

В целом, четырёхчасовая прогулка мне понравилась – людей посмотрел да себя показал. Ещё поклялся с рукой на сердце, что вернусь в этот город уже не как военнослужащий, а как обычный турист, чтобы пройти по тем же улицам и тем же магазинам. Когда-нибудь моя мечта сбудется. «Ihope» (Я надеюсь).

Вернувшись на корабль, я поделился впечатлением о городе с теми людьми, кому не светит поход в город, либо кто только собирается в него. Но на корабле меня ждал горн и ждала «Рубка Дежурного» (э-эх, родные вы мои). Ну а что, отдохнул, теперь пора и делом заниматься – дальше портить с утра всем настроение и не только экипажу, но и самому себе. Хотя, собственно, грех жаловаться – Главный Боцман и так освободил меня от всех корабельных вахт, включая «вахту на концах» и «вахту бака[55]». Я, кстати, с удовольствием бы сходил ещё разок в дальний поход, но уже как турист. Туристом куда веселее – «Всё включено». Сам себе хозяин, сам по себе.

***

Стоянка нашего корабля в бухте ВМБ «Акзас-Карагач» составила 5 дней. За это время почти весь экипаж сходил в город, а некоторые и несколько раз (блин, повезло кому-то). Больше привилегий было у Офицеров, в Мармарисе их встретили как королей – фуршетом и концертом в их честь. Наш матросский удел куда меньше, но, тем не менее, все остались в восторге от посещения живописного курорта на берегу Средиземного моря. Спасибо нашему Русскому государству за этот дальний поход.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: