(Годы Великого бедствия - «Актабан шубырынды, Алкакол сулама»)
К 1723 году в казахско-джунгарских отношениях ситуация резко изменилась: умер китайский император Капси, был заключен джунгаро-китай-ский договор,34российское правительство с созданием Иртышской укрепленной линии не проявляло каких-либо реальных притязаний. Неожиданный поворот событий джунгарские хунтайджи и тайджи решили использовать для нападения на казахские земли. Воспользовавшись раздробленностью казахских ханств и основательно подготовившись к предстоящей войне, джунгарские владетели в 1723 г. двинули свои войска в пределы Казахстана.
Борьба с джунгарской агрессией в первой четверти XVIII века стала не только основным фактором, повлиявшим на важные политические решения по сохранению казахской государственности, но и жизненно необходимым, когда встал вопрос о самом существовании казахского народа. Выдающийся историограф прошлого Шакарим Кудайбердиев обозначил, что в период джунгарской агрессии — «Актабан ш¥бырынды, Алкакел сулама» - погибло две трети всего народа. Нашествие джунгар в 1723 году стало не только важным событием, оно коснулось всех сфер жизни казахского народа и в первую очередь - политической. Надо признать, что джунгары к этой грандиозной операции готовились тщательно; соизмеряя каждый свой шаг со всеми последствиями неожиданного и мощного удара по семи различным направлениям. В ходе подготовки к нашествию 1723 года выявилась и значительная роль джунгарского хана Цэван-Рабдана.
|
|
Многие казахские роды и общины не были подготовлены к неожиданному удару джунгар в ту раннюю весеннюю пору, когда начинались жизненно важные для кочевого хозяйства работы. К тому же, испытав почти ежегодное нападение отдельных отрядов джунгар в течение четверти века, сам народ находился в состоянии морального истощения, а многие султаны и родоправители все больше и больше обособлялись друг от друга. В 1723 году первыми приняли удар казахи Жетысу и Прииртышья, и удар был так силен и быстр, что люди оставляли самых немощных и самых малых на волю судьбы. Потому в памяти народа сохранились воспоминания о тех годах, как «Годах Великого бедствия». Свидетельством тому является великая песня «Елимай». К тому же была захвачена по сути вся территория Казахстана, исключая только самые пустынные и непроходимые земли. Это бедствие коснулось не только казахов, но и всех народов Центральной Азии. Широко известны документы и свидетельства об опустошении Самарканда и голодное существование в Бухаре многих людей.
В устных казахских преданиях этот период именуется как «Актабан шубырынды, Алкакел сулама».В литературе по термину «Алкакел сулама» идут споры. Одни ошибочно полагают, что «сулама» — мор верблюдов. Другие считают, что не «Алкакел» - а «Алакэл». На это есть прямое указание в дастане Кожаберген-жырау «Елимай» - участника этой трагедии: «Кырылу Алакелден басталып тур» - «Истребление началось у озера Алакел». По мнению отдельных исследователей, «Алкакел» - озеро за Сырдарьей, на левобережье реки в Голодной степи. Подругой версии не «Алакел», а «Алкакел» (Алкакртан), что означает «группироваться, взявшись за руки», сидеть или лежать в цепочку, подставив голову на колени впереди лежащего, способ походного отдыха. «Сулама» - лежащий, неспособный подняться, изнеможение от усталости.
|
|
Е. Бекмаханов вслед за Кожаберген-жырау считал не «Алкакел», а «Алакел». Это и понятно, ибо озеро Алаколь (Алакел) расположено у входа в,Джунгаpcкие ворота.
Итак, джунгарские феодалы решили нанести сильный удар по казахам и организовать вторжение в Казахстан и Среднюю Азию. Временем нападения была выбрана весна 1723 года, когда после зимовки ослабевшие казахские аулы готовились к откочевке на жайляу. В том году был сильный жут. Казахи говорили: «Кайын сауган ак тышкан жылы». («Год белой мыши, когда питались лишь березовым соком»). По народному календарю казахов год мыши и год зайца часто несут жут и бескормицу. Это подтверждается архивными материалами последующих лет. Именно в такой период казахи оказались под тяжелым ударом джунгар. В нападении на казахские земли джунгары использовали и фактор внезапности, стремительного натиска.
Джунгары осуществляли нападение войском в 70 тысяч человек, двигаясь семью крупными клиньями. Так, сын Цэвана-Рабдана Галдан-Цэрэн с 10-ю тысячами воинов двинулся на Балхаш и далее на Каратау. Младший брат хунтайджи Кулан-Батур пошел на Алтай и по р. Коктал. Отряды Амур-саны, внука хунтайджи, направились в бассейн р. Нуры. Сын Галдан-Цэрэ-на Цэван-Доржи двинулся в долину р. Чилик. Другой сын Галдан-Цэрэна Лама-Доржи взял направление на Иссык-Куль. Нойон Дода-Доржим устремился на р. Чу. Сам Цэван-Рабдан перешел Или и продвигался по югу Жетысу. Общее командование вторжением осуществлял брат Цэван-Раб-дана Шона-Даба.и На своем пути они несли разорение и смерть. Казахские общины, продвигаясь с ослабленным после зимовки скотом, не могли оказывать сильного сопротивления. Из Чуйской долины были изгнаны жалаиры. Они вынуждены были с большими потерями отойти к горам Улутау и Кокшетау. От реки Талас до среднего течения р. Арысь находились кочевья найманского рода садыр. Здесь все жители были истреблены или изгнаны из своих мест. По сведениям из дастана Кожаберген-жырау, найманы оставили Алтай. Лишились своих земель казахи у подножий Алатау.
Трагедия разыгралась также в горах Каратау, в бассейне реки Арысь. Застигнутые врасплох, казахи вынуждены были отступить, бросая скот, кибитки, имущество. Немало народу было перебито джунгарскими феодалами, немало погибло при переправах через реки Талас, Боролдай, Арысь, Чирчик, Сырдарью. Казахские роды бежали к Сырдарье, считая, что только за ней можно чувствовать себя в безопасности.
В своем продвижении джунгары разоряли аулы, рассеивали казахские общины, отбирали скот, захватывали города. По этому поводу российский капитан И. Унковский писал: «Послан канжайши сын Шона Даба против Казачьей орды, а ныне-де ведомость есть, что он казаков повоевал и три городка ему поддались, и 1000 семей казаков везут, которых ожидают вскоре; а городы поддались: Ташкент, Сайрам, Хара-мурт (Карамурт. - Ред.)». 36
Казахские аулы особенно страдали от нападений хунтайджи Шона-Дабы. Он проходил со своими отрядами в Таласской долине, по реке Сырдарье. Завоевание городов Туркестана, Карамурта {под Чимкентом), Тараза, Чимкента, Ташкента он мог ставить себе в успех. Отряды Шона-Дабы рыскали по казахским кочевьям, нападали на аулы, брали пленных. Только его отрядами было взято в плен около 5000 казахских семей, из которых тысячу семей отправляли в улусы хунтайджи."
|
|
Джунгары оккупировали огромную часть казахских земель к 20-м годам XVIII в. Приблизительной границей между владениями джунгар и казахов стали горы Улытау, озеро Балхаш и полоса между реками Чу и Талас.
Поэт-трибун Умбетей-жырау описывал, как джунгары захватили горы Баянаула, Кызылтау, Абралы, Чингис, Мамырык по Черному Иртышу и Алатау.
Джунгарский зайсан Черен- Дондук кочевал в долинах Лепсы и Каратала. У него была большая личная дружина, не меньшая, чем у хунтайджи.38 Его дружинникам подчинялись родоправители Старшего жуза, кочевавшие в Жетысу. Впрочем, многие казахи уходили в Чуйскую, Таласскую долины, в степи Бетпакдала.
Как отмечает А. И. Левшин, «стада и табуны ежедневно уменьшались, меновая торговля прекратилась, нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали с голода, другие бросали жен и детей своих... Стесненные и преследуемые с трех сторон, они могли быть совсем истреблены, если бы не удалились на юг».
Переправившись через Сырдарью, казахи Старшего и части Среднего жуза откочевали к Ходженту, большинство родов Среднего жуза отошло к Самарканду, а Младшего — откочевали в пределы Хивы и Бухары.
Годы Великого бедствия не сломили волю народа, который понимал свою меру ответственности перед Отечеством. Шли сражения упорные и длительные. Около 300 тысяч горожан Ташкента во главе с казахским ополчением около месяца держали героическую оборону. Вслед за Ташкентом пали также Сайрам и Туркестан. Организаторы всенародного сопротивления Бо-гембай, Кабанбай, Санрык, Жаныбек, Малайсары, Елшибек и другие подняли народ на защиту родной земли. Джунгарские отряды вынуждены были считаться со стойким сопротивлением казахского народа. Враг получал отпор в горных местностях, в отдаленных степных районах, в городах.
|
|
Кожаберген-жырау свидетельствует, что казахи отступали с боями, ополченцам удалось оторваться от преследуемого врага в песках Бетпакдалы и дать отпор в боях в районе Танбалытас, вынудить его перейти к обороне на берегах реки Сарысу.
В период нападения джунгар на Туркестан Кабанбай с батыром Айши-беком принимали личное участие в обороне города.
Упорное сопротивление завоевателям оказали не только защитники Туркестана. Осада Сайрама - тоже свидетельство героической борьбы жителей с джунгарами. С ходу взять город приступом джунгары не смогли, они охватили город кольцом и начали осаду. Целью их было захватить город и разграбить его. Однако это не удавалось. Тогда хунтайджи послал часть своих войск в горы и приказал изменить русла реки Сай-рам-Су и Тувалак, которыми город снабжался водой. Жители Сайрама оказались без воды. Предание об этом говорит: «Долго крепились они,
защищая город, но, наконец, язычники победили, взяли постепенно и город, и крепость».39 Джунгары обогатились здесь имуществом, многих забрали в плен. Пленных вывезли в районы Восточного Туркестана. Казахи вынуждены были отступить не только к среднему течению Сыр-дарьи, но и к низовьям этой реки. Курьер российского посольства Николай Минер сообщал в Коллегию иностранных дел, что джунгары «овладели всеми тамошними местами, даже до Сыр-реки и на бухарской стороне Ходжентом».40 Многие казахи оказались на левобережье Сыр-дарьи в Голодной степи, в районе Жизакских и Нуратинских гор, в долине Зеравшана. Об этом указывает среднеазиатский историк Ходжам-кули-бек Балхи: «Поскольку хунтайджи (калмык) назначил своего сына для завоевания юрта казахов: Ташкента, Андижана, Сайрама и прибрежных районов Сейхуна (р. Сырдарьи), примерно три лака казахов совместно с ташкентцами перепоясались поясом ратоборств. Построив войска, обе стороны в течение месяца непрерывно сражались с утра до вечера. Творец премудрый дал неверным победу над жестокими мусульманами. Примерно лак людей (сто тысяч. - Ред.) испили шербет мученической кончины. Казахи потерпели жестокое поражение. Более одного лака пятидесяти тысяч домов казахов, обращенных в бегство, поспешили в сторону Самарканда».41
Конечно, цифры, приведенные Балхи, требуют критического осмысления, однако характер народного бедствия казахов выражен верно. А. И. Тевкелев, характеризуя положение казахского народа в годы джун-гарского нашествия, говорил, что они тогда «разбилися, и рассеялися и разорилися».
Общее состояние поражения А. И. Левшин описывает так: «Переходы сии влекли за собою неминуемое разорение и гибель. Стада и табуны ежедневно уменьшались, меновая торговля прекратилась, нищета и страдания сделались всеобщими: иные умирали с голода, другие бросали жен и детей своих. Наконец, бегущие остановились, но где же? - в местах бесплодных и не предоставляющих никаких удобств для кочевого народа».42
По сохранившимся преданиям Старшая и Средняя орды (кроме аргы-нов) кочевали к Самарканду и Бухаре, а Младшая - к Хиве. А. И. Левшин утверждает, что казахи Младшего жуза отступали к Бухаре и Хиве. Там и до этих событий проживала часть казахского населения и играла значительную роль в общественной жизни. Количество казахов в среднеазиатских ханствах было заметным. Однако даже ценой огромных усилий казахскому народу не удалось сдержать натиска джунгарских войск. Враг оказался сильнее, казахским ополченцам пришлось отступать.
Казахи рода садыр оказались в окрестностях Самарканда, в районе Зе-равшанской долины. В этом же регионе появились кишлаки с наименованием найман, жалаир, кыпчак, со многими отделениями этих родов. Кон-раты находились на левой стороне Сырдарьи, к ним примкнул приток беженцев. Здесь, в долинах Жизакских гор и реки Зеравшан был голод из-за обилия беженцев из казахских степей. Мухаммед Якут Бухари писал: «В течение семилетних беспрерывных набегов кочевники разорили земледельческие районы, расположенные между Самаркандом и Бухарой. В Маве-раннахре наступил такой голод, что даже человеческое мясо пошло в пищу
людям, мертвых не хоронили, а съедали. Наступило полное смятение. Повсюду люди, покинув родные места, разбрелись в разные стороны. В Бухаре осталось два гузара (квартала) жителей. В Самарканде ни одной живой души не осталось».43 И хотя хронист того времени использует гиперболы, это было недалеко от истины.
По различным источникам, в период вторжения джунгарских захватчиков от военных столкновений, погромов, убийств, грабежей, голода, тяжелых переходов погибло около двух третей населения казахов."'1 Символом народной скорби казахов об этой трагедии стал жоктау (песня-плач) «Ели-май» Кожабергена.45
С вершины Каратауских гор спускаются откочевывающие (аулы);
При откочевке одиноко (потерявший мать) идет верблюжонок;
Как тягостна потеря близких родных;
Из черных глаз капают чистые слезы.
Что это за година?
Година тяжелых испытаний и лишения былого счастья и богатства;
При всенародном бегстве пеших поднимается облако пыли.
Что это за время? — Время безначалия, беспорядочной паники;
Но вернется ли счастливое прошлое?
Близкие родные и Родина остались позади;
Тоскуя по ним, льется изи глаз море слез.
Так перевёл содержание «Елимай» М. Тынышпаев, передавшего в виде песни-плача потомкам трагичность эпохи «Актабан шұбырынды».
От нашествия джунгар нарушилось внутреннее равновесие казахских и каракалпакских общин на берегах среднего течения Сырдарьи. Пострадали и каракалпаки. Отдельные их аулы ушли на юг, большинство — в нижнее течение Сырдарьи. Именно в этот период произошло разделение каракалпаков на средних и нижних/6 Многие из каракалпаков оказались во власти казахских старшин Среднего и даже Старшего жузов. Значительное количество с казахами Младшего жуза ушло на север к рекам Эмба, Темир, Уил.
Я. Гавердовский писал: «Ужасная и доныне в памяти киргизцев сия эпоха, сопровождаемая величайшими бедствиями, преследовала их до последней крайности. И по сие время сохраняются еще в преданиях орды (воспоминания) о храбрых героях и несчастных происшествиях того времени. Часто поседелые старики, указывая на крупные насыпи, прикрывающие прах усопших, говорили нам: здесь лежат наши батыры, погибшие на ратном поле, защищая вольность. Тут погребены целые аулы, истребленные многочисленными варварами».47
В том же 1723 г. джунгарские феодалы отрезали казахские ханства от таких городских ремесленных центров и рынков, как Ташкент, Туркестан, Сайрам.
На запад хлынула новая волна беженцев. Казахи Младшего жуза долго не смогли оставаться в пределах среднеазиатских ханств, ибо местные правители не только не предоставили им кочевья, но заодно с джунгарскими захватчиками не прочь были разграбить их.
В долинах верховьев Эмбы, по рекам Илек, Орь, Уя казахи столкнулись с башкирами. По этому поводу комендант города Уфы полковник Друмонт писал, что «каракалпацкие войски тысяцах в двух или больше пришли к реке Илеку, киргиз-кайсаки с женами и детьми великим собранием идут туда же, а что их каракалпаков и касаков разбил хонтайши и два города у них взял и из жилиш их с женами и детьми выбили и многих порубили и в полон побрали».48
Теснимые джунгарами казахи отошли к среднему течению Сырдарьи, в местах, где жила значительная часть каракалпаков - «верхние» каракалпаки. Однако Абулхаир сумел проявить дипломатические способности и связи для укрепления отношений с каракалпаками. Общее бедствие объединило два родственных народа. Общее состояние Казахского ханства было тяжелым. Об этом периоде батыр Канжыгалы Богембай говорил, что «казахи по своим поступкам всегда беспокойство принимали, почти ото всех всюду бегая, как зайцы от борзых собак, разорялися и свой скот, бегаючи сами бросали, а иногда случалося в самой необходимой нужде жен и детей бросая, только уходили сами... Когда Зюнгарские калмыки нападут, побегут в сторону, а башкирцы нападут, то уходили в другую сторону, а волжские калмыки и яицкие казаки и сибирское войско нападут, тогда они уже бегать и места себе не находили, принуждены были от своего непостоянства, кто куда попасть мог успеть разбрестись».49
Массовое передвижение казахов на запад вызвало большую тревогу среди кочующих между Уралом и Волгой калмыцких тайджей. Например, калмыцкий правитель Доржа Назаров и наместник Калмыцкого ханства Черен-Дондук писали астраханскому губернатору А. Волынскому: «И собрався, идут на них, калмык, войною в 30-ти тысячах и хотят их завоевать, и теми местами, где они, калмыки, кочуют, завладать».50 Астраханский губернатор, в свою очередь, озабоченно докладывал в Военную коллегию, что «ежели то правда, не надеюся ни по которому образу, чтоб калмыки противу кайсаков... могли устоять».51 Новая волна пришедших на Яик казахов была настолько значительна, что под вопросом находилась сама судьба Калмыцкого ханства. Об этом свидетельствует просьба калмыцких владетелей к царскому правительству о военной помощи для охраны своих летних кочевий на левой стороне Волги. Поддержанные царскими войсками, калмыки в основном сохранили свои кочевья между Волгой и Яиком. В середине XVIII в. Яик стал границей между казахами и калмыками."
Тем временем кочевья Абулхаира и его приближенных расположились по верховьям реки Илек. Это было небезопасно. Севернее располагались башкирские кочевья - по Тоболу, Ишиму. Здесь же рядом по верховьям Эмбы располагались калмыцкие кочевья во главе с Доржи Назаровым, вассалом хана Аюки.
Война с джунгарами, необходимость сохранения хозяйственной и территориальной целостности и независимости вынудили предпринять ответные меры. Об этом, в частности, свидетельствует письмо В. М. Бакунина к астраханскому губернатору Волынскому от 9 февраля 1725 г. В нем говорится: «Из Бухары к Дорже Назарову прибыл караван, и сказывали, что...понеже-де пришедшим летом кайсаки, разделясь на четыре партии, ходили под калмык, под башкирцев, под бухары, под хунтайшу (хунтайджи. - Ред.) и во всех четырех партиях побиты». Другой документ конкретно сообщает; «Каракалпацкий и кайсацкий Абулхаир-хан, собрав войск своих пятьдесят тысяч, бился с хонтайшою, и хонтайша-де десять тысяч кибиток их разорил, и оставшиеся-де сорок тысяч кибиток идут сюда для взятия калмыцких войск, и ныне оные на реке Эмбе».53 Казахские ополченцы не добились успеха, однако примечателен факт продолжавшейся борьбы народа против захватчиков.
Джунгарское и Калмыцкое ханства представляли для казахов угрозу удара с востока и с запада. Хан Аюка обменивался с хунтайджой Цэван-Рабданом посольствами. Посол от Цэван-Рабдана сообщал, что джунгары воюют с казахами и каракалпаками. Ближайшей весной он намерен кочевать у Яика и Волги. В такой обстановке состоялась встреча Абулхаира с послом хана Аюки. Это произошло на реке Темир (правый приток Эмбы). У Абулхаира было войско из казахских и каракалпакских ополченцев. При встрече с послом Абулхаир заявил, что «идет он воеватца с калмыками. А будет-де с ним Орда тысяч с 40».54
В начале сентября 1723 года Абулхаир во главе с 20-тысячным войском выступает против калмыцких тайдж. Они прошли по Эмбе, переправились через Яик. Калмыцкие тайджи оказались в затруднении. Казахи потеснили пятитысячное войско Доржи Назарова, обратили в бегство тайджу Досан-га. Вскоре ополченцы Абулхаира и Тама Есета разбили улусы тайджи Лек-бая, состоявшие из двух тысяч кибиток, захватили большое количество скота
Все эти конфликты и противоречия Российская империя решила использовать в своих целях для того, чтобы «одну орду на другую орду поднимать, смирять, а своих людей в таких случаях беречь».35
От джунгарского нашествия 1723-1725 гг. тяжелый урон понесли также кыргызы, узбеки, каракалпаки. Однако казахский народ принял на свои плечи основной удар джунгарского нашествия, поэтому положение других народов Средней Азии - кыргызов, узбеков, каракалпаков оказалось менее трагичным.
Казахское ханство было вынуждено втягиваться в сферу огромной Джун-гарской империи. Историк Н. Попов писал о Галдан-Цэрэне: «Сила дала ему возможность не только отнять у киргизов несколько провинций, распространить свое влияние до Аральского моря, но и заявлять свои властолюбивые требования на пограничные сибирские земли... Из владения хинс-кого (хивинского. - Ред.) некоторые города и места побрал, далай-ламу сбил, да и тем недоволен претендует самой Хины и имеет великую войну с хин-цами, в которой знатно счастлив, что хинцы, будучи в страхе, принуждены помоще себе от калмык российских искать, а подданный китайский монгольский народ великим числом для спасения своего в российские границы бегут». На разрастание джунгарской империи указывали П. И. Рычков и И. Земляницын."