Концепция проведения
«Года умных технологий и креативных индустрий»
В 2018 году в Ульяновской области
Анализ состояния креативных индустрий в России и мире
Сектор креативных индустрий (КИ) в мире растет опережающими темпами – даже во время спада он прибавлял 14%. В развитых странах его доля в ВВП уже составляет от 5 до 9%. Развитие творческих профессий и бизнеса в сфере КИ – ответ на цифровую трансформацию и вызванные ей изменения структуры занятости. В России пока развитие сектора носит децентрализованный характер. При этом он имеет хороший экспортный потенциал и может быть использован для формирования позитивного имиджа страны в мире.
Креативные индустрии вбирают в себя весь спектр продуктов и сервисов культурного назначения, включая кино и ТВ, дизайн и архитектуру, рекламу и маркетинг, моду и т.д.
По данным консалтинговой компании EY, сегмент КИ в 2016 году создавал 3% мирового ВВП и занимал 1% экономически активного населения мира.
На страны Азиатско-Тихоокеанского региона приходилось 33% рынка или $743 млрд, на Европу – 32% или $709 млрд, Северную Америку – 28% рынка или $620 млрд.
|
|
Креативные индустрии – важный элемент экспорта развитых стран: около трети продукции и услуг сектора КИ направляются на внешние рынки.
Развитие сектора тесно взаимосвязано с урбанизацией и феноменом «умных городов», которые привлекают высококвалифицированные кадры из сферы культуры и высоких технологий.
В Лондоне и Берлине доля КИ в ВВП города достигает 6% и 8% соответственно. Для сравнения – в Санкт-Петербурге этот показатель составляет 1%.
В исследовании «Города будущего», проведенного в 2016 году журналом TheEconomist, на примере ряда городов показана роль поддержки креативного кластера для роста экономики. Так, начатое в Сеуле в 90-е стимулирование развития ИКТ и медийных технологий привели сегодня город на вершину списка самых технологичных в мире. Колоссальные инвестиции в киберспорт сделали город лидером экспорта в этой сфере.
Привлечение двух технологических консорциумов в американский Остин в 80-е годы обеспечило приток в город 100 тысяч жителей. Успехи в креативном секторе привели к удвоению этого показателя за 20 лет и обеспечили строительный бум.
Раскрытие потенциала КИ в фокусе внимания многих государств.
В 2015 году финансирование КИ в Китае выросло на 11% по сравнению с 2014 годом. В пятилетнем плане развития КНР до 2020 года КИ – один из ключевых инструментов экономического роста страны.
Власти Катара выбрали развитие креативных индустрий как одну из мер по снижению от нефтяной зависимости.
В 2016 году британская организация CreativeIndustriesCouncil совместно с правительством разработала пятилетний план развития креативных индустрий.
|
|
В 2015 году Евросоюз запустил трехлетнюю программу «Культура и креативность» с бюджетом 4,2 млн евро, которая нацелена на поддержку и развитие КИ в бывших республиках СССР (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина).
Первая комплексная оценка креативного потенциала городской среды России, приведшая к созданию Индекса креативного капитала*, реализована в 2016 году фондом Calvert22 совместно с PwC. Планируется, что результаты работы лягут в основу стратегии развития цифровой экономики и креативного капитала как части общей программы развития страны на 2018-2024 годы.Индекс станет критерием эффективности работы городских властей.
Сектор может стать одним из источников роста неэнергетического экспорта и послужить формированию позитивного имиджа России за рубежом.
В конце января 2017 года создан Российский фонд развития информационных технологий, одна из задач которого – помощь для выхода на зарубежные рынки.
По инициативе Минкомсвязи для ИТ-компаний в 2016 году был утвержден перечень льгот, облегчающих экспорт продукции за рубеж.
В январе 2016 года подписано соглашение о стратегическом взаимодействии в сфере производства и распространения теле- и медиаконтента между «Газпром Медиа» и ShanghaiMediaGroup.
По оценкам Центра стратегических разработок (ЦСР), реалистично достижение доли КИ в ВВП России на уровне 8,5% к 2024 году и 10% к 2035 году.
Основные понятия
Креативные индустрии –индустрии, основанные на индивидуальном креативном потенциале, навыках и таланте, и позволяющие создавать материальные блага и рабочие места за счет создания и оперирования интеллектуальной собственностью
(Министерство культуры, СМИ и спорта Великобритании (DCMS, 2006). // CreativeIndustriesMappingDocuments 1998-2001, https://www.gov.uk/government/publications/creative-industries-mapping-documents-2001.)
Основные виды креативных индустрий – это р еклама, архитектура, художественный и антикварный рынок, ремесла, дизайн, мода, информационные технологии, производство кино- и видеопродукции, музыка, исполнительские искусства, литература и издательское дело, теле- и интернет-вещание
Креативный капитал территории– особенности социальной и культурной инфраструктуры, возможности инновационного и креативного сектора и свойства институциональной среды, способствующие привлечению представителей креативных профессий и реализации их потенциала в экономическом разрезе в рамках отдельно взятого города.
Креативная экономика – особый сектор экономики, основанный на интеллектуальной деятельности. Основными характеристиками являются:высокая роль новых технологий и открытий в разных областях деятельности человека, высокая степень неопределённости и большой объем уже существующих знаний, а также острая необходимость генерации новых знаний.Кроме того, в основе креативной экономики лежит креативный подход, а именно: проектное мышление, креативное воображение (моделирование), практическая направленность.
Креативный класс – это социальная группа населения,являющаяся участником основанной на знании высокотехнологичной экономики, требующей наличия творческого мышления и способности к нешаблонному решению задач.
Кластер – сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций: поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Креативный кластер –это скопление мест для творчества и его презентации на одной территории,это сообщество творчески-ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории, и потребителей для наиболее эффективного территориального взаимодействия творческих индустрий
|
|
(Саймон Эванс, куратор программы ЮНЕСКО CreativeCities)
Творческий бизнес-инкубатор– организация, занимающаяся поддержкой проектов молодых предпринимателей в сфере креативных индустрий на всех этапах развития: от разработки идеи до её коммерциализации.Поддержка предпринимателей осуществляется на ранней стадии их деятельности путём предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских,юридических, образовательных и маркетинговых услуг.
Картирование территорий– это составление карты культурных и творческих ресурсов территории для оценки потенциала творческого сектора, определения его возможностей и потребностей. Картирование может осуществляться как для творческих индустрий в целом, так и для отдельных секторов креативной экономики
Ассоциация креативных индустрий – добровольное объединение творческих предпринимателей с целью координации усилий лидеров креативных индустрий, направленных на развитие города, а также увеличения роли креативных индустрий в культурной, социальной и экономической жизни территории; с целью лоббирования интересов креативного сектора экономикисреди государственных структур и в среде крупного бизнеса; проектирования и реализации инновационных проектов (продуктов и технологий) креативной экономики, ориентированной на внешние рынки.
Коворкинг (англ. co-working — совместно работающие) – отдельное пространство для совместной работы, в основе которого лежит модель работы, в которой участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности. В частности, коворкинг популярен среди фрилансеров, удаленных сотрудников, переводчиков, программистов, дизайнеров и начинающих предпринимателей. Коворкинг занимает промежуточное место между работой из дома и использованием отдельного офиса.
|
|
Креативное (арт) пространство – бывшие промышленные или административные пространства с огромными площадями(от одного до 10 и более зданий), использующиеся для организации многофункциональных культурных центров с выставочными залами, кафе, ресторанами,коворкингами, офисами, театрально- концертными площадками. В структуре креативных пространств обязательно наличие резидентов - предприятий креативного бизнеса (производство, офис, магазин), а также могут располагаться лофты (жилые помещения).
Примерами европейских арт-пространств, существующих в формате культурных центров, сдающих часть своих помещений под офисы, шоу-румы, рестораны, ателье, танцевальные студии и т. д., являются CABLE FACTORY в Хельсинки, MELKWEG в Амстердаме, TEA FACTORY в Лондоне, SUPERSTUDIO в Милане, лофт-проект «Этажи», лофтRizzordiArtFoundation и креативное пространство «Ткачи» в Санкт-Петербурге, Винзавод, ArtPlay, Flacon, Даниловская мануфактура и Красный октябрь в Москве, «Лофт» в Екатеринбурге, «Квартал» в Ульяновске. Каждый из этих и многих других проектов представляет собой переоборудованное дизайнерами и архитекторами индустриальное пространство.
Креативный (арт)-квартал — это часть города, отвечающая следующим критериям: относительная компактность размещения и пешеходная доступность всех объектов, обеспечивающих разнообразное и насыщенное событиями времяпрепровождение. Он должен быть комфортным, эстетичным и аутентичным местом, где приятно и интересно проводить время. Представителям творческих индустрий арт-кварталы предоставляют возможность работать, экспонировать и продавать результаты своего труда. Инвесторам, удачно вписавшим в структуру квартала бутики дизайнерских марок, кафе, бары и т. п.
Дизайнерские ритейл-стрит — Streetretail ― разновидность торговой недвижимости, представляющая собой торговые помещения, расположенные на первых этажах зданий, имеющие отдельный вход и собственные витрины.
Центры современного искусства — музейно-выставочная и научно-исследовательская организация, деятельность которой направлена на развитие современного отечественного искусства в контексте мирового художественного процесса, формирование и реализацию программ и проектов в области современного искусства, архитектуры и дизайна в стране и за рубежом.
Ревитализация –в контексте урбанистики обозначает процесс воссоздания и оживления городского пространства. Основной принцип ревитализации заключается в раскрытии новых возможностей старых территорий и построек. В процессе ревитализации используется комплексный подход с целью сохранения самобытности, аутентичности, идентичности и исторических ресурсов городской среды.
Ревитализация зародилась в развитых странах во второй половине XIX века, оказав значительное влияние на облик инфраструктуру и демографическую ситуацию многих городов. Ревитализация может предполагать перемещение промышленных предприятий, переселение людей и изменение функционального назначения тех или иных городских пространств и построек.
Цели и задачи
Целью проведения в Ульяновской области года умных технологий и креативных индустрий является
Создание в городах Ульяновской области комфортной среды для населения, способствующей формированию креативных сообществ, появлению и развитию инновационных креативных индустрий,
Создание системы управления сектором креативных индустрий на региональном уровне,
Содействие созданию продуктов (технологий) креативной экономики, востребованных на территории Ульяновской области и экспорто-ориентированных на российский и международныйрынки.
Задачи:
- Создание инфраструктуры, обеспечивающей устойчивость среды, способствующей формированию креативных сообществ, появлению и развитию инновационных и креативных индустрий - не менее, чем в половине муниципальных образованиях Ульяновской области,
- увеличение удовлетворенности населения городов региона в качестве и комфортности среды обитания в 2 раза;
- увеличение числа занятых в сфере инновационной и креативной экономике до 5% от трудоспособного населения городов Ульяновской области к 2021 году;
- создание новой инфраструктуры для развития инновационных и креативных индустрий и превращение их в современные и привлекательные креативные пространства;
- продвижение и более эффективное использование (частичное перепрофилирование, модернизация) имеющейся инфраструктуры в сфере культуры и образования для превращения их в модные для молодежи креативные пространства;
- содействие превращению (росту) ульяновских предприятий до уровня лидеров российского и международного рынка креативной экономики;
- профессиональная ориентация детей и молодежи на получение профессий и компетенций, необходимых для развития креативной экономики;
- картирование и мониторинг состояния, развития креативных и инновационных индустрий в городах Ульяновской области;
- формирование позитивного отношения городского сообщества к креативным индустриям;
-разработка системы патентования авторских прав и торговых знаков;
- создание системы профориентации, подготовки и переподготовки специалистов инновационных и креативных индустрий через разработку программ дополнительного образования на всех уровнях образования, выращивание из творческих молодежи творческих предпринимателей;
- формирование социально активных граждан и городских сообществ, вовлечение их в проекты креативного класса;
- коммерциализация (применение успешных бизнес-моделей) и формирование рынков сбыта результатов деятельности инновационных и креативных индустрий, экспортная ориентированность креативной экономики;
- создание единого он-лайн ресурса инновационной и креативной экономики для продвижения товаров и услуг креативного сектора;
- интеграция инновационных и креативных индустрий в региональную экономику для скорейшего внедрения в практику предприятий Ульяновской области продуктов и технологий креативного сектора;
- создание новых рабочих мест за счет развития креативных индустрий и привлечение для работы в регион успешных представителей креативного класса.