Тема 3. Развитие политической и правовой мысли Беларуси в эпоху Возрождения (Ренессанса) (XVI - начала XVII вв.)

Возрождение - это эпоха становления духовной культуры Нового времени в Европе приходящаяся на пер. половину XIV – первую половину XVII в.. Возрождение рассматривается, как общеевропейский процесс, сопровождающийся прогрессивными качественными изменениями в экономическом положении стран, развитием городов, зарождением элементов буржуазных отношений, формированием национальных государств и абсолютных монархий, активизацией антифеодальных движений, религиозной борьбой, секуляризацией духовной жизни общества.

Как общеевропейский процесс Возрождение отличают следующие черты:

1.Гуманистическое мировоззрение, которое в отличие от традиционного средневекового предполагало новый взгляд на Бога, природу, мир, общество и человека.

Основу этого мировоззрения составляли три принципа:

а) принцип свободы, в смысле безмерных возможностей человека в познании мира и самого себя;

б) принцип антропоцентризма как представление о самоценности человеческой жизни, земном предназначении человека;

в) принцип натурализма, с помощью которого шла интерпретация социальной действительности, а естественное право признавалось основой права позитивного.

2. Признание ценности античного культурного наследия и восприятие его как основы творчества.

3. Рецепция римского права в национальных правовых системах. Поиски подходов к его пониманию и толкованию.

Вместе с тем, отечественное духовное наследие эпохи Ренессанса представляет собой синтез часто противоположных явлений и тенденций. Это обусловлено тем, что белорусские земли были перекрестком двух мощных идеологических потоков – православного Востока и католического Запада, здесь сталкивались и синтезировались две культурные эпохи – Средневековье и Возрождение. Именно поэтому ростки нового в условиях господства феодально-религиозной идеологии пробивались очень непросто.

Отличием процессов Возрождения на землях Беларуси можно считать то, что, во-первых гуманистические и реформационные идеи осваивались здесь компромиссно, согласовывались с феодально-средневековыми представлениями о государстве, обществе, и праве, во-вторых, типичной базовой идеей белорусской ренессансовой мысли была не европейская концепция индивидуальной свободы человека, а идея «посполитого добра» – жертвенной деятельности личности на пользу государства, отечества. Отцом универсальной формулы патриотизма, как любви к земле, на которой родился к языку, с которым Бог привел в мир, стал Франциск Скорина. Выразителем идеи государственного патриотизма по праву считается канцлер ВКЛ Лев Иванович Сапега, который неоднократно подымал вопросы государственной независимости ВКЛ, государственного статуса старобелорусского языка.

В этот период идет становление народного самосознания и на этой основе народной культуры. Возрастает интерес к живым языкам, свидетельством чего становится перевод на старобелорусский язык книг Библии Ф. Скориной,

В. Тяпинским, С. Будным, Специфической чертой белорусского Возрождения явилась его тесная связь с идеями и практикой Реформации.

В политической и правовой мысли XVI века возникают такие идеи, как гарантированное право личности на жизнь и собственность, примат правопорядка и т.д. Реформация, в свою очередь, принесла в ВКЛ идеи независимости индивидуальных религиозных убеждений, приоритета общественно-государственных интересов, демократизма религиозно-церковной жизни.

В зависимости от сословно-классовой ориентации мыслителей, их отношения к античному наследию, их оценки состояния современного им общества, государства и права, политико-правовую мысль XVI – нач. XVII веков можно разделить на два направления: умеренно-гуманистическое и радикально-гуманистическое.

К представителям умеренно-гуманистического крыла относились:

Ф. Скорина (1482 – 1551(56)); Н. Гусовский (1480 – 1533); М. Литвин

(М. Тишкевич), А.Волан (1530 - 1610), Л. Сапега (1557 - 1633), С. Будны (1530 – 1593), В. Тяпинский (1540-1603). Они в целом положительно оценивали существующие социально-политические институты и не требовали кардинальных изменений общественного и политического строя. Вместе с тем, умеренные мыслители предлагали программы разумных реформ способных привести существующие общественные отношения в соответствие с принципами гармонии, согласия, равновесия.

Радикально-гуманистическое направление было представлено левым крылом антитринитариев (ариан) – протестантской церкви отрицающей многие догматы христианства, в том числе и базовый догмат «о троице». Идеологами направления (крестьянско-плебейскими идеологами) были: Петр Гезка, Мартин Чаховиц, Павел из Визны, Якуб из Калиновки и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: