Ø Евфросиния Полоцкая (1110 - 1173), основной источник знакомства с жизнью и взглядами «Житие святой Евфросинии Полоцкой»;
Ø Кирилла Туровский (1130 - 1182), автор 36 молитв, 12 наставлений на религиозные праздники, обращений к князьям, притч «Про человеческую душу и тело» и других;
Ø Климент Смолятич (? - 1164) автор «Послания Митрополита Климента Смолятича к пресвитеру Фоме истолкованное Афанасием монахом».
Всех их объединяло то, что они являлись особами духовного звания и занимали в церковной иерархии высокие должности (Евфросиния – игуменья женского монастыря в Полоцке; Кирилла Туровский – епископ Туровского княжества; Климент Смолятич – Киевский митрополит), получили образование скорее всего на родине, отрицали насилие при распространении христианства и использовали в этих целях исключительно средства просвещения, придерживались гуманистических взглядов на проблемы внутренней политики, выступали против феодальной раздробленности восточнославянских княжеств.
|
|
Сравнительный анализ взглядов К. Туровского и К. Смолятича
Взгляды | Кирилла Туровский (1130 - 1182) | Климент Смолятич (? - 1164) | |
1. | Взгляды на человека и возможность постижения им божественного промысла | Человек- существо греховное и морально несовершенное, которое не может использовать законы и заповеди Божьи для добра. Одновременно человек рассматривается как венец Божеского творения, который имеет высокую государственную миссию на земле | Владея высшим даром – свободной волей – человек может действовать как ему хочется. Но это и напоминание о том, что человеку, как венцу творения необходимо стремиться к моральному совершенству, доверять Божескому промыслу. Божеская организация бытия дает человеку возможность своими поступками присоединяться к Богу или отдоляться от него. Бог,со своей стороны, готов содейставовать сближению с человеком, который стремится к этому, спасению его. |
2. | Взгляды на современную церковь | Сторонник жесткой церковной иерархии: выступал за рост церковного и моностырского землевладения.. | Активный сторонник церковной автокефалии |
3. | Взаимоотношения светской и духовной властей | Сторонник политического и церковного единства. Сторонник концепции цезаропапизма. | Сторонник политического и церковного единства. Светская власть в личности великого князя должна иметь право влиять на назначение метрополитов. |
4. | Взгляды на толкование библейских текстов | Высказывался за необходимость буквального толкования, но предупреждал от соблазна буквально толковать символику библейских книг (особенно известную библейскую фразу «Сотворим человека по образу Нашему, подобию Нашему») | Подчеркивал важность не только буквального, но и символического понимания библейских текстов, их творческой интерпритации. Для толкования религиозных тем широко использовал труды античных авторов. |
5. | Отношение к язычничеству | Доброжелательные. Язычничество – вера в созданную природу, а не в самого Творца | Доброжелательные. Язычники могут быстрее получить благословение божье, так как живут не по закону, а по вере. Считал античных авторов-язычников, предвесниками христианских идей |
|
|