Белорусские просветители XII века

Ø Евфросиния Полоцкая (1110 - 1173), основной источник знакомства с жизнью и взглядами «Житие святой Евфросинии Полоцкой»;

Ø Кирилла Туровский (1130 - 1182), автор 36 молитв, 12 наставлений на религиозные праздники, обращений к князьям, притч «Про человеческую душу и тело» и других;

Ø Климент Смолятич (? - 1164) автор «Послания Митрополита Климента Смолятича к пресвитеру Фоме истолкованное Афанасием монахом».

Всех их объединяло то, что они являлись особами духовного звания и занимали в церковной иерархии высокие должности (Евфросиния – игуменья женского монастыря в Полоцке; Кирилла Туровский – епископ Туровского княжества; Климент Смолятич – Киевский митрополит), получили образование скорее всего на родине, отрицали насилие при распространении христианства и использовали в этих целях исключительно средства просвещения, придерживались гуманистических взглядов на проблемы внутренней политики, выступали против феодальной раздробленности восточнославянских княжеств.

Сравнительный анализ взглядов К. Туровского и К. Смолятича

  Взгляды Кирилла Туровский (1130 - 1182) Климент Смолятич (? - 1164)
1. Взгляды на человека и возможность постижения им божественного промысла Человек- существо греховное и морально несовершенное, которое не может использовать законы и заповеди Божьи для добра. Одновременно человек рассматривается как венец Божеского творения, который имеет высокую государственную миссию на земле   Владея высшим даром – свободной волей – человек может действовать как ему хочется. Но это и напоминание о том, что человеку, как венцу творения необходимо стремиться к моральному совершенству, доверять Божескому промыслу. Божеская организация бытия дает человеку возможность своими поступками присоединяться к Богу или отдоляться от него. Бог,со своей стороны, готов содейставовать сближению с человеком, который стремится к этому, спасению его.
2. Взгляды на современную церковь Сторонник жесткой церковной иерархии: выступал за рост церковного и моностырского землевладения.. Активный сторонник церковной автокефалии
3. Взаимоотношения светской и духовной властей Сторонник политического и церковного единства. Сторонник концепции цезаропапизма. Сторонник политического и церковного единства. Светская власть в личности великого князя должна иметь право влиять на назначение метрополитов.
4. Взгляды на толкование библейских текстов Высказывался за необходимость буквального толкования, но предупреждал от соблазна буквально толковать символику библейских книг (особенно известную библейскую фразу «Сотворим человека по образу Нашему, подобию Нашему») Подчеркивал важность не только буквального, но и символического понимания библейских текстов, их творческой интерпритации. Для толкования религиозных тем широко использовал труды античных авторов.
5. Отношение к язычничеству Доброжелательные. Язычничество – вера в созданную природу, а не в самого Творца Доброжелательные. Язычники могут быстрее получить благословение божье, так как живут не по закону, а по вере. Считал античных авторов-язычников, предвесниками христианских идей

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: