УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ (УМКД)
«История и философия науки»
для студентов направлений подготовки (специальности)
Разработчик:
____________ Волошин В. В.,
проф. каф. философии,
д. филос. н., доц.
ДОНЕЦК 2017
ОПИСЬ МАТЕРИАЛОВ, ВХОДЯЩИХ В УМКД
№ | История и философия науки | Кол-во страниц |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Рабочая программа учебной дисциплины Конспект лекций по учебной дисциплине Методические рекомендации для проведения лабораторных, практических и семинарских занятий Тематика учебной курсовой работы и методические рекомендации к ее выполнению Средства диагностики по учебной дисциплине Методические рекомендации по организации СРС по дисциплине Индивидуальные задания Сведения по обеспечению студентов учебной и методической литературой Электронное сопровождение дисциплины: - тесты | - 49 |
1. Рабочая программа учебной дисциплины
|
|
Область применения и место дисциплины в учебном процессе
Курс «История и философия науки» является дисциплиной базовой части ОНБ подготовки магистров по направлению…….. Для успешного освоения курса необходимы знания, умения и навыки, сформированные ранее изученными дисциплинами, такими как «Естественнонаучная картина мира», «История», «Философия», «Социология», «Логика». Дополняет изучаемую в первом семестре дисциплину «Методология и методы научного познания», Является основой для изучения следующих дисциплин: «Методика научно-исследовательской работы». Освоение дисциплины окажет помощь в практической научной деятельности, в том числе, работе над квалификационной магистерской диссертацией.
2. Нормативные ссылки (отсутствуют)
Структура дисциплины
Характеристика учебной дисциплины | ||
Образовательный уровень: | магистр | |
Направление подготовки | ||
Профиль | Общий | |
Количество содержательных модулей | ||
Дисциплина базовой / вариативной части образовательной программы | Базовая часть ОНБ | |
Формы контроля | 1 модульный контроль, 1 зачет в 1 семестре | |
Показатели | очная форма обучения | заочная форма обучения |
на базе высшего профессионального образования (ОУ Бакалавр) | ||
Количество зачетных единиц (кредитов) | ||
Год подготовки | ||
Семестр | ||
Количество часов | ||
- лекционных | ||
- практических, семинарских | ||
- лабораторных | ||
- самостоятельной работы | ||
в т.ч. индивидуальное задание | ||
Недельное количество часов, | ||
в т.ч. аудиторных |
|
|
Описание дисциплины
Цели и задачи
Цель: освоить проблемные области философии науки, фактическое и мировоззренческое содержание этапов эволюции научного познания, с дальнейшим использованием полученных знаний и навыков в процессе научно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- определить предметную, структурную, междисциплинарную, функциональную конфигурацию образовательного курса «Истории и философии науки», усвоить его понятийно-категориальный аппарат;
- интерпретируя науку как систему знаний, исследовать проблемное пространство эпистемологии (теории познания) с выходом на онтологические вопросы современной философии и науки;
- в историко-философском ракурсе рассмотреть эволюцию науки, сформулировав и решив проблемы роста научного знания;
- исследовать архитектонику науки, теоретические и практические составляющие ее логико-методологического арсенала;
- раскрыть ключевые темы социально-культурного измерения науки.
Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ГОС ВПО по данному направлению подготовки (профилю):
а) общекультурных (ОК):
б) общепрофессиональных (ОПК):
в) профессиональных (ПК):
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
Знать:
- дисциплинарную матрицу курса, его место в системах научных и философских знаний, а также семантику ключевых научно-философских понятий, терминов, категорий;
- дефиниции и классификации концептов «знание» и «наука», маркеры естественнонаучной картины мира, содержание фундаментальных учений, теорий, гипотез и дискуссионных сегментов философии науки;
- интенсионал темы «особенности возникновения, закономерности развития, динамика и направления самоопределения науки»;
- предметное и проблемное содержание конвенционально фиксированных периодов исторического развития науки;
- метафизические и онтологические основания науки, ее эпистемологические координаты и маркеры, структуру научного знания и формы научного познания;
- логико-методологические аспекты научного знания и познания в дескриптивной и нормативной программах;
- основания этики и социологии науки, тематическое пространство рубрик «наука и культура», «наука и образование»;
Уметь:
- анализировать базовые положения философских и научных парадигм, находить предметные и проблемные поля в различных теориях философии науки;
- обнаруживать взаимосвязь и взаимодействие философской и научной мысли;
- находить актуальные тематические рубрики в истории науки, эвристические проблемы на территории онтологии, эпистемологии, логики, методологии, этики и социологии науки;
- критически интерпретировать содержание философских и научных понятий и категорий, формулировать дефиниции и конструировать классификации;
- использовать теоретические логико-методологические программы на практике – для интерпретации сциентистских объяснительных схем, номологического и фактуального базиса, проведения научных исследований, подготовки и написании магистерской квалификационной работы;
- применять научную методологию для формулировки и решения мировоззренческих и образовательных задач, экстраполировать знания по социологии, этике, деонтологии науки в практическую область.
Владеть:
- устойчивой и когерентной системой знаний в области истории науки в формате ее философского постижения;
- алгоритмами критического анализа научных парадигм, учений и теорий, способами осмысления и критики философских и сциентистских когнитивных массивов;
- навыками концептуализации, конструирования онтологических допущений, методологической рефлексии, совершенствования познавательного потенциала в матрице деятельности творческого субъекта познания;
|
|
- аналитикой структурных элементов научного знания, уровней и форм научного познания;
- сциентистскими этическими и коммуникационными нормами и алгоритмами;
- логико-методологическими программами научного исследования, инструментарием, необходимым для постановки научной проблемы, формулировки научной гипотезы, построения научной теории.