Реакции диспропорционирования

ОПЫТ 8. В пробирку насыпать несколько кристаллов KNO2 и добавить 2мл воды до полного растворения соли. К полученному раствору добавить 1мл 1М раствора H2SO4. Наблюдайте выделение бурого газа. Запишите уравнения реакций взаимодействия нитрита калия и серной кислоты с образованием азотистой кислоты (HNO2) и реакцию последующего разложения HNO2 на NO, NO2 и воду. Какая из этих реакций является окислительно-восстановительной? Составьте полные уравнения реакций. Укажите окислитель и восстановитель.

ОПЫТ 9. Поместить в пробирку несколько кристаллов йода и обработать его небольшим объемом 20% раствора NaOH. Перемешать содержимое пробирки до полного растворения йода. Обратите внимание на обесцвечивание раствора. Самоокисление-самовосстановление йода происходит в щелочной среде.

(Содержимое пробирки оставить для опыта 10.)

Составьте уравнение реакции: I2 + NaOH → NaIO3 + …..

Используя метод электронно-ионных уравнений, подберите коэффициенты в уравнении. Укажите окислитель и восстановитель.

 

РЕАКЦИИ КОНПРОПОРЦИОНИРОВАНИЯ

ОПЫТ 10. К содержимому пробирки (из опыта 9) прибавить 2 мл 1М раствора серной кислоты до появления бурой окраски раствора. Пользуясь раствором крахмала, доказать, что бурая окраска вызвана процессом образования свободного иода:

NaIO3 + NaI + H2SO4 → I2 + ….

К раствору добавить несколько капель бензола (толуола). Пробирку встряхнуть и наблюдать изменение окраски бензольного кольца, обусловленного экстракцией иода (переход иода из водной фазы в органическую).

Составьте полное уравнение, используя метод ионно-электронных уравнений, укажите окислитель и восстановитель.

ОПЫТ 11. К 1 мл раствора сульфата марганца (MnSO4) прибавить по каплям раствор перманганата калия (KMnO4). Наблюдать образование бурого осадка MnO2.

Составьте полное уравнение реакции, используя метод ионно-электронных уравнений, укажите окислитель и восстановитель.

 

 

ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ ДВОЙСТВЕННОСТЬ ВЕЩЕСТВ

ОПЫТ 12. В одну пробирку налейте 3-5 капель 1 М KI и столько же 2н H2SO4, а в другую – 2-3 капли 1 М KMnO4 и 2-3 капли концентрированной H2SO4. В каждую пробирку добавьте по 3-5 капель пероксида водорода H2O2. Что наблюдаете? Схемы реакций:

H2O2 + I- → I2 + H2O;

H2O2 + MnO4- → Mn2+ + O2↑ + H2O.

Составьте полные уравнения реакций, используя ионно-электронный метод. Сделайте вывод об окислительно-восстановительных свойствах H2O2.

 

ОПЫТ 13. Какие окислительно-восстановительные свойства характерны для нитрита натрия NaNO2? Может ли он быть восстановителем? Если да, выберите на основании стандартных электродных потенциалов в ряду веществ подходящий окислитель: KMnO4, KI, KNO3. Налейте в пробирку 2мл раствора NaNO2, добавьте 1 мл разбавленной серной кислоты и добавьте раствор выбранного восстановителя. Опыт проводите под тягой. Объясните свои наблюдения. Составьте полные уравнения реакций, используя ионно-электронный метод.

Может ли NaNO2 быть окислителем? Если да, выберите на основании стандартных электродных потенциалов в ряду веществ подходящий восстановитель: FeCl3, KI, H2O2. В пробирку налейте 2 мл раствора выбранного восстановителя, добавьте 1 мл раствора H2SO4 и несколько кристаллов соли NaNO2. Опыт проводите под тягой. Объясните свои наблюдения. Составьте полные уравнения реакций, используя ионно-электронный метод.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: