Изложение материала в курсовой работе должно состоять из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования тех или иных фактов.
Курсовая работа, как и любое другое научное исследование, должно быть написано научным стилем, исключающим эмоциональность и образность. Для этого необходимо осуществить тщательный отбор языковых средств.
Стиль письменной научной речи можно назвать «безличным монологом», в котором повествование обычно ведется от третьего лица. Местоимения в форме первого и второго лица единственного числа (Я и ТЫ) не употребляются, относительно редко употребляется местоимение МЫ. Широко используются указательные местоимения: этот, тот, такой, неопределенные местоимения нужно стараются не употреблять, так как они лишь вносят неопределенность в рассматриваемое явление или процесс.
Предпочтение отдается следующим оборотам, характерным для научных исследований: резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод; необходимо остановиться на рассмотрении; очевидным является необходимость и т.п.
В основе научного стиля лежит как общеупотребительная лексика, так и специальная терминология, причем все слова должны употребляться в их прямых предметных значениях. В научных работах используется большое количество слов с абстрактным значением, служебных слов (предлогов, союзов) и слов, обеспечивающих связи между отдельными частями высказывания (в продолжение вышесказанному следует заметить; из этого следует; как свидетельствуют представленные выше данные и т.д.). В подобных работах распространены слова со стертой семантикой, информативно неполноценные глаголы (являться, казаться, становиться), а также словосочетания: оказать влияние, находить применение. В целом, среди глаголов чаще употребляются глаголы 3-го лица единственного или множественного числа: является, становится, реализуется, расширяется, оформляется....
Глаголы изъявительного и сослагательного наклонения используются редко, повелительное наклонение практически никогда не употребляется.
Часто в научных работах встречаются обезличенные конструкции со словами категории состояния: можно, нужно, нельзя, следует.
В лексическом составе научных исследований можно выделить 3 группы слов:
1) терминологическая лексика, благодаря которой однозначно определяется суть понятий, свойственных той или иной науке. В среднем в узкой специальности около 150-200 терминов;
2) общенаучная лексика- лексическое окружение терминов, слов и словосочетаний, которые в общеязыковом употреблении многозначны, но в научном контексте однозначны.
3) слова-организаторы научной мысли:
· вводящие логический контекст, например: поэтому, следовательно, таким образом., тем самым, исходя из вышеперечисленного, подытоживая вышесказанное и т.п..
· отрицающие приведенные выше соображения: однако, с другой стороны, тем не менее, в противоположность этом;
· расширяющие приведенные выше соображения: то есть, кроме того, в свою очередь.
· указывающие на последовательность аргументации: во-первых, во-вторых, выше, ниже.
· характеризующие степень объективности информации: возможно, очевидно, думают, считают, полагают, утверждают, по-видимому, кажется, надо полагать..
Научная работа может и должна включать научную фразеологию, в качестве примеров которой можно привести следующие высказывания: как показали наблюдения; на основании полученных данных; резюмируя сказанное; отсюда следует, что [1].
Предпочтение отдается существительным с абстрактным значением, особенно с суффиксом -ениj- (изучение, рассмотрение, осуществление, выяснение и т.п.).
При употреблении числительных можно отметить преобладание цифрового, а не словесного их обозначения. Количественные и дробные числительные обычно записываются цифрами, порядковые –цифрами и падежными окончаниями (см.главу 7).
При написании курсовых работ, как и в любом другом виде научных исследований, часто используются производные предлоги в сочетании с существительными: в течение года; вследствие недоразвития; на протяжении периода обучения; во избежание появления рецидивов; в заключение главы; в отличие от данных; в связи с наличием; в соответствии с результатом; насчет эксперимента; в продолжение года; ввиду обстоятельств; несмотря на противоречия; невзирая на недостатки; благодаря предоставлению; согласно полученным данным.
Для научного стиля характерно использование преимущественно повествовательных предложений, среди которых преобладают сложносочиненные и сложноподчиненные.
Также в научных работах чаще, чем обычно, употребляются причастные и деепричастные обороты; широко используются пассивные конструкции: характеризуется, указывается, отмечается, рассматривается, кроме того, актуальным является членение предложений на тему и рему, которая обычно располагается во 2-й части предложения после сказуемого. Например, в предложении «В этом классе учится 24 человека» «24 человека» - это рема, остальное - тема.
В названиях глав, подписях к таблицам распространены безличные и номинативные предложения.
Для научного стиля свойственны многочисленные вводные слова, которые связывают части высказывания, выражают достоверность или недостоверность (конечно, безусловно, естественно, вероятно, по-видимому, кажется, как представляется, надо полагать); имеют значение источника информации (по нашему мнению, по сведению, по данным).
Стиль написания курсовой работы должен быть простым, точным и кратким.
Многословие, или избыточность речи, чаще всего проявляется в употреблении лишних слов, например: «Для реализации этой задачи логопед использует имеющиеся наглядные пособия».
При написании курсовой работы следует избегать тавтологии, -разновидности многословия, например: «в августе месяце», «схематический план», «семь человек детей». Еще более грубой ошибкой являются бесконечные повторы слов как в одном высказывании, так и в соседних фразах, свидетельствующие о бедности словарного запаса автора, например: «Дети с ОНР в среднем набрали за данное задание 2,5 балла, а дети с нормальным развитием речи набрали за это задание 4,5 балла», «У детей с ОНР ошибки были многочисленные».
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Какие местоимения можно употреблять при написании курсовых работ и других научных исследований?
2. Что относится к научной фразеологии?
3. Какие формы глаголов наиболее распространены в научных работах, а какие практически не используются?
4. Перечислите вводные слова, которые должны использоваться при написании курсовых работ?
5. Вспомните правила оформления числительных?
6. Что такое тема и рема?
7. Приведите примеры тавтологии и других видов многословия.
Список рекомендуемой литературы:
1. Гублер Е.В., Генкин А.А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. - Л., 1973.
2. Захаров В.П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях. – Л., 1985
3. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты. –М., 1997.
4. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. – СПб, 2006.
5. Лалаева Р.И. Дипломные работы по логопедии. Учебно-методическое пособие. – СПб., 2009.
6. Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике. – М., 1982.
7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 2004.
8. Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М., 1976.
9. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере./Под ред. В.В.Фигурнова. – М., 1995.
10. Холлендер М., Вулф Д.А. Непараметрические методы статистики. – М., 1983.
Приложение 1