Анализ звукового состава слова
Затранскрибировать слово, разделить его на слоги и охарактеризовать все слоги и звуки.
Слоги: ударный/безударный; начальный, серединный, конечный; прикрытый/неприкрытый; открытый, закрытый, полузакрытый; структура слога в соответствии с законом восходящей звучности.
Гласные звуки:
1. По ударности (ударный – безударный).
2. По позиции (сильная – слабая).
3. По ряду (передний, средний, задний).
4. По подъему (верхний, средний, нижний).
5. По участию губ (лабиализованный – нелабиализованный).
Согласные звуки
1. По степени участия голоса и шума (сонорный – шумный).
2. Для шумных: звонкий (парный – непарный) или глухой (парный – непарный).
3. Сильная или слабая позиция по глухости/звонкости (для парных согласных).
4. По месту образования: губной (губно-губной или губно-зубной); язычный (переднеязычный: зубной или небный; среднеязычный: средненебный; заднеязычный).
5. По способу образования: смычный (взрывной), смычно-проходной (боковой, носовой); щелевой (фрикативный); аффриката; дрожащий (вибрант).
6. По наличию или отсутствию палатализации: палатализованной (мягкий): парный – непарный; или непалатализованный (твердый): парный – непарный; палатальный..
7. По акустическим характеристикам: шипящий, свистящий.
Морфемный и словообразовательный анализ слова
Морфемный анализ.
1. Назвать часть речи (изменяемая или неизменяемая).
2. Выделить в слове основу и оконч. (для изменяемых слов) или только основу (для неизменяемых слов). Определить тип основы (непроизводная или производная; членимая или нечленимая).
3. Расчленить по составу основу, приводя однокоренные слова для док-ва правильности выделения корня и одноструктурные слова для док-ва правильности выделения приставки и суффикса.
4. Записать слово, расчленив его на морфемы с помощью условных значков.
Словообразовательный анализ
5. Если основа слова производная, найти для нее производящую основу.
6. Выделить тот элемент (формант), с помощью которого от данной основы образовалось анализируемое слово.
7. Указать способ образования.
Лексический анализ слова
1. Слово в тексте.
2. Однозначное или многозначное. Какое значение имеет в данном конкретном употреблении?
3. Охарактеризовать тип лексического значения: а) прямое или переносное (метафора, метонимия); б) свободное или связанное (фразеологически или синтаксические связанное); в) немотивированное или мотивированное.
4. Установить наличие у слова омонимов, паронимов, синонимов, антонимов.
5. Охарактеризовать слово с точки зрения происхождения (исконно русское или заимствованное); активности употребления (устаревшее или новое); сферы употребления (общенародное или относится к лексике ограниченного употребления); стилевой принадлежности (межстилевое, книжное, разговорное); эмоционально-экспрессивной окрашенности (нейтральное или эмоциональное окрашенное).
Морфологический анализ частей речи