Схемы лингвистического анализа языковых единиц

Анализ звукового состава слова

Затранскрибировать слово, разделить его на слоги и охарактеризовать все слоги и звуки.

Слоги: ударный/безударный; начальный, серединный, конечный; прикрытый/неприкрытый; открытый, закрытый, полузакрытый; структура слога в соответствии с законом восходящей звучности.

Гласные звуки:

1. По ударности (ударный – безударный).

2. По позиции (сильная – слабая).

3. По ряду (передний, средний, задний).

4. По подъему (верхний, средний, нижний).

5. По участию губ (лабиализованный – нелабиализованный).

Согласные звуки

1. По степени участия голоса и шума (сонорный – шумный).

2. Для шумных: звонкий (парный – непарный) или глухой (парный – непарный).

3. Сильная или слабая позиция по глухости/звонкости (для парных согласных).

4. По месту образования: губной (губно-губной или губно-зубной); язычный (переднеязычный: зубной или небный; среднеязычный: средненебный; заднеязычный).

5. По способу образования: смычный (взрывной), смычно-проходной (боковой, носовой); щелевой (фрикативный); аффриката; дрожащий (вибрант).

6. По наличию или отсутствию палатализации: палатализованной (мягкий): парный – непарный; или непалатализованный (твердый): парный – непарный; палатальный..

7. По акустическим характеристикам: шипящий, свистящий.

Морфемный и словообразовательный анализ слова

Морфемный анализ.

1. Назвать часть речи (изменяемая или неизменяемая).

2. Выделить в слове основу и оконч. (для изменяемых слов) или только основу (для неизменяемых слов). Определить тип основы (непроизводная или производная; членимая или нечленимая).

3. Расчленить по составу основу, приводя однокоренные слова для док-ва правильности выделения корня и одноструктурные слова для док-ва правильности выделения приставки и суффикса.

4. Записать слово, расчленив его на морфемы с помощью условных значков.

Словообразовательный анализ

5. Если основа слова производная, найти для нее производящую основу.

6. Выделить тот элемент (формант), с помощью которого от данной основы образовалось анализируемое слово.

7. Указать способ образования.

Лексический анализ слова

1. Слово в тексте.

2. Однозначное или многозначное. Какое значение имеет в данном конкретном употреблении?

3. Охарактеризовать тип лексического значения: а) прямое или переносное (метафора, метонимия); б) свободное или связанное (фразеологически или синтаксические связанное); в) немотивированное или мотивированное.

4. Установить наличие у слова омонимов, паронимов, синонимов, антонимов.

5. Охарактеризовать слово с точки зрения происхождения (исконно русское или заимствованное); активности употребления (устаревшее или новое); сферы употребления (общенародное или относится к лексике ограниченного употребления); стилевой принадлежности (межстилевое, книжное, разговорное); эмоционально-экспрессивной окрашенности (нейтральное или эмоциональное окрашенное).

 

Морфологический анализ частей речи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: