По самостоятельной работе студентов

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

Кафедра иностранных языков

 

Современный русский язык

 

Методические указания

по самостоятельной работе студентов

направления подготовки 050700.62

Специальное (дефектологическое) образование

степень выпускника: бакалавр

 

 

Киров

Рассмотрено на заседании кафедры иностранных языков, протокол № _ от «__» __________ 2012 г.

 

Утверждено на заседании учебно-методического совета, протокол № _ от «__» __________ 2012 г.

 

Современный русский язык: Методические указания / Сост. О. Н. Журавлева. – Киров: ВСЭИ, 2012. – 14 с.

 

 

Методические указания разработаны в соответствии с учебной программой дисциплины «Современный русский язык» и предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование (степень выпускника: бакалавр)

 

© Вятский социально-экономический

институт (ВСЭИ), 2012

1. Цели и задачи контрольной работы

Цель контрольной работы: практическое применение теоретических сведений при лингвистическом анализе языковых единиц различных языковых уровней.

Задачи контрольной работы:

1. Анализ звукового состава слова.

2. Морфемный и словообразовательный анализ слова.

3. Лексический анализ слова.

4. Морфологический анализ знаменательных и служебных частей речи.

5. Синтаксический анализ словосочетания.

6. Синтаксический анализ простого предложения.

7. Синтаксический анализ сложного предложения.

 

 

2. Требования к результатам контрольной работы

В результате выполнения контрольной работы студент должен:

Знать:

- основные направления государственной политики в области языка;

- языковые нормы русского литературного языка;

- теоретические сведения о современном русском языке как системе;

- единицы различных уровней языковой системы, законы и правила их функционирования, сочетания, варьирования и модификации в речи;

- основные виды лингвистического анализа языковых единиц различных уровней: классификацию гласных и согласных звуков; свойства и функции морфем и способы образования слов; лексическую системы русского языка с учетом значения, стиля употребления, признаков происхождения слова; морфологические свойства (категориальные и частные) знаменательных и служебных частей речи; характеристики основных синтаксических единиц (словосочетания, простого предложения, сложного предложения).

Уметь:

логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- систематизировать сведения по различным разделам современного русского языка;

- выделять в тексте различные единицы языка;

- анализировать единицы различных языковых уровней в соответствии с предложенными схемами: классифицировать звуки речи с учетом их характеристик; разбирать слово по составу, определять способ словообразования с учетом современного состояния языка, выстраивать словообразовательные модели; анализировать лексические и фразеологические единицы языка с точки зрения их семантики, происхождения, стиля, сферы употребления; поводить морфологический анализ знаменательных и служебных частей речи; выполнять полный синтаксический разбор словосочетаний и предложений различной структуры;

- работать с различными типами словарей лингвистического направления и с лингвистической литературой по предмету.

Владеть:

- навыками литературной письменной и устной речи;

- приемами публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики;

- приемами лингвистического анализа всех видов: фонетического, орфографического, лексического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, пунктуационного, стилистического навыками;

- навыками распознавания и квалификации нарушения языковых и речевых норм (на основе проведения лингвистического анализа);

- системой стилей русского литературного языка и особенностями их реализации в конкретной коммуникативной ситуации;

- навыками работы с лингвистическими источниками.

 

3. Объем самостоятельной работы студента

Самостоятельная работа студента составляет 1,5 зачетные единицы по очной форме обучения, 3 зачетные единицы по заочной форме обучения.

Выполнение контрольной работы предполагает самостоятельную работу студента по всем разделам учебной программы.

 

 

4. Варианты контрольной работы

Вариант

1. Затранскрибировать слова (с учетом орфоэпических норм), разделить их на слоги. Дать характеристику слогов и звуков в словах: умываться, извозчик, его.

2. Произвести морфемный и словообразовательный анализ слов: лентяйничать, старушка.

3. Произвести лексический анализ выделенного слова: Вокруг стоял молчаливый лес.

4. Произвести морфологический анализ всех знаменательных и служебных частей речи в предложении: За последние 5 тысячелетий истории человечества только 300 лет были годами мира.

5. Выписать из предложения все словосочетания, дать их характеристику. Мы приняли в дар блистательный и неслыханно богатый язык классиков.

6. Произвести полный синтаксический анализ сложного предложения.

Он говорит с жаром и с жестами; но видно, что все слова, которые ему приходят, кажутся ему недостаточными, чтобы выразить всё, что подступает к сердцу.

 

Вариант

1. Затранскрибировать слова (с учетом орфоэпических норм), разделить их на слоги. Дать характеристику слогов и звуков в словах: разбежаться, объездчик, её.

2. Произвести морфемный и словообразовательный анализ слов: распродавать, безвкусица.

3. Произвести лексический анализ выделенного слова: День был долог и зноен.

4. Произвести морфологический анализ всех знаменательных и служебных частей речи в предложении: Подсчитано, что на нашей планете произошло 14 тысяч больших и малых войн.

5. Выписать из предложения все словосочетания, дать их характеристику. Вскоре недостаток продовольствия заставил их выйти в соседнюю долину.

6. Произвести полный синтаксический анализ сложного предложения.

Он подумал, что горы и облака имеют совершенно одинаковый вид и что особенная красота снеговых гор, о которых ему толковали, есть такая же выдумка, как музыка Баха и любовь к женщине.

Вариант

1. Затранскрибировать слова (с учетом орфоэпических норм), разделить их на слоги. Дать характеристику слогов и звуков в словах: рассориться, счастье, ему.

2. Произвести морфемный и словообразовательный анализ слов: срисовывая, тугоухий.

3. Произвести лексический анализ выделенного слова: Спи, усни, мое сердце!

4. Произвести морфологический анализ всех знаменательных и служебных частей речи в предложении. В результате войн на Земле были убиты или погибли от болезней 3,5 миллиарда человек.

5. Выписать из предложения все словосочетания, дать их характеристику. В питерском Эрмитаже я впервые почувствовал счастье быть человеком.

6. Произвести полный синтаксический анализ сложного предложения.

Он так обрадовался и взволновался, открыв эту новую истину, что вскочил и в нетерпении стал искать, для кого бы ему поскорей пожертвовать собой, кому бы сделать добро.

Вариант

1. Затранскрибировать слова (с учетом орфоэпических норм), разделить их на слоги. Дать характеристику слогов и звуков в словах: восхищаться, городской, ясень.

2. Произвести морфемный и словообразовательный анализ слов: вприпрыжку, придержали.

3. Произвести лексический анализ выделенного слова: Я лиру посвятил народу своему.

4. Произвести морфологический анализ всех знаменательных и служебных частей речи в предложении: На протяжении всех тысячелетий женщины и мужчины мечтали о мире, воспевая его.

5. Выписать из предложения все словосочетания, дать их характеристику. Намерение мое не возвращаться домой, а начать новую жизнь было во мне непоколебимо.

6. Произвести полный синтаксический анализ сложного предложения.

Сколько я ни вглядывался в выражение его лица, я не мог не убедиться, что он нисколько не притворялся, а был глубоко возмущен и огорчен, что ему не позволили идти стрелять в черкесов.

 

Вариант

1. Затранскрибировать слова (с учетом орфоэпических норм), разделить их на слоги. Дать характеристику слогов и звуков в словах: рассмеяться, подсвечник, еда.

2. Произвести морфемный и словообразовательный анализ слов: перечисленный, обошла.

3. Произвести лексический анализ выделенного слова: Слезы сладкие я пролил в умиленье.

4. Произвести морфологический анализ всех знаменательных и служебных частей речи в предложении: Множество самых разнообразных тел природы окружает нас; из чего же они состоят?

5. Выписать из предложения все словосочетания, дать их характеристику. Воспитанные люди никогда не играют на струнах чужих душ.

6. Произвести полный синтаксический анализ сложного предложения.

Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно.

Вариант

1. Затранскрибировать слова (с учетом орфоэпических норм), разделить их на слоги. Дать характеристику слогов и звуков в словах: подкатиться, мужчина, юла.

2. Произвести морфемный и словообразовательный анализ слов: наивернейший, поднос.

3. Произвести лексический анализ выделенного слова: Деревья укрыты снежными плащами.

4. Произвести морфологический анализ всех знаменательных и служебных частей речи в предложении: В составе пресной воды представлено только два химических элемента – водород и кислород.

5. Выписать из предложения все словосочетания, дать их характеристику. Она пошла к себе наверх укладываться, а на другой день утром простилась со всеми.

6. Произвести полный синтаксический анализ сложного предложения.

Необозримое, блестяще-желтое поле замыкалось только с одной стороны высоким синеющим лесом, который тогда казался мне самым отдаленным, таинственным местом, за которым или кончается свет, или начинаются необитаемые страны.

 

 

Вариант

1. Затранскрибировать слова (с учетом орфоэпических норм), разделить их на слоги. Дать характеристику слогов и звуков в словах: рассердиться, заказчик, июнь.

2. Произвести морфемный и словообразовательный анализ слов: подтягиваются, противоборство.

3. Произвести лексический анализ выделенного слова: Прозрачный воздух дик и глух.

4. Произвести морфологический анализ всех знаменательных и служебных частей речи в предложении: Однако существуют некоторые соединения, включающие 5 и более простых веществ.

5. Выписать из предложения все словосочетания, дать их характеристику. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая замечательная.

6. Произвести полный синтаксический анализ сложного предложения.

Но со мной случилась очень странная вещь: мне показалось, что я только на минуту закрыл глаза; когда же я раскрыл их, то сквозь щели ставен уже тянулись длинные яркие лучи солнца.

Вариант

1. Затранскрибировать слова (с учетом орфоэпических норм), разделить их на слоги. Дать характеристику слогов и звуков в словах: подружиться, жестче, ямщик.

2. Произвести морфемный и словообразовательный анализ слов: молчаливый, вслепую.

3. Произвести лексический анализ выделенного слова: Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

4. Произвести морфологический анализ всех знаменательных и служебных частей речи в предложении: Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку.

5. Выписать из предложения все словосочетания, дать их характеристику. У него была способность понимать искусство и со вкусом подражать искусству.

6. Произвести полный синтаксический анализ сложного предложения.

И чудилось, что в этом далеком и сказочном городе живут радостные, ликующие люди, вся жизнь которых похожа на сладкую музыку, у которых даже задумчивость, даже грусть очаровательно нежны и прекрасны.

 

Вариант

1. Затранскрибировать слова (с учетом орфоэпических норм), разделить их на слоги. Дать характеристику слогов и звуков в словах: улыбаться, пенсия, якорь.

2. Произвести морфемный и словообразовательный анализ слов: неосведомленность, осветительный.

3. Произвести лексический анализ выделенного слова: Ночь тиха, пустыня внемлет богу.

4. Произвести морфологический анализ всех знаменательных и служебных частей речи в предложении: От выстрела поднимались такие тучи, что охотник невольно хватался рукой за шапку.

5. Выписать из предложения все словосочетания, дать их характеристику. Желтая краска выделялась на каменных домах, и скромно темнела серая на деревянных.

6. Произвести полный синтаксический анализ сложного предложения.

Он уже знал теперь твердо, что не останется служить в армии и непременно уйдет в запас, как только минуют три обязательных года, которые ему надлежало отбыть за образование в военном училище.

 

 

Вариант

1. Затранскрибировать слова (с учетом орфоэпических норм), разделить их на слоги. Дать характеристику слогов и звуков в словах: подкрасться, стипендия, ружье.

2. Произвести морфемный и словообразовательный анализ слов: увековечить, несмышленый.

3. Произвести лексический анализ выделенного слова: И стоит береза в сонной тишине.

4. Произвести морфологический анализ всех знаменательных и служебных частей речи в предложении: Который сейчас час, он решительно не знал и, что хуже всего, не мог понять, где находится

5. Выписать из предложения все словосочетания, дать их характеристику. Люди разнообразили свою монотонную жизнь тем, что ссорились с целью помириться.

6. Произвести полный синтаксический анализ сложного предложения.

Она внимательно слушала музыку, еще внимательнее глядела на акробатические упражнения Сергея, после этого долго и подробно расспрашивала мальчика о том, где он выучился гимнастике, кем ему приходится старик, чем занимались его родители.

 

5. Выполнение и оформление контрольной работы

Контрольная работа состоит из 10 вариантов, по 6 заданий в каждом, варианты закрепляются за студентом следующим образом.

1 вариант – студенты с фамилиями, начинающимися на буквы А, Б, В;

2 вариант – студенты с фамилиями, начинающимися на буквы Г, Д, Е;

3 вариант – студенты с фамилиями, начинающимися на буквы Ж, З, И;

4 вариант – студенты с фамилиями, начинающимися на буквы К, Л, М;

5 вариант – студенты с фамилиями, начинающимися на буквы Н, О;

6 вариант – студенты с фамилиями, начинающимися на буквы Р, С;

7 вариант – студенты с фамилиями, начинающимися на буквы У, Ф, Х;

8 вариант – студенты с фамилиями, начинающимися на буквы Ц, Ч, Ш;

9 вариант – студенты с фамилиями, начинающимися на буквы Щ, Э, Ю, Я.

10 вариант – студенты с фамилиями, начинающимися на буквы П, Т.

При выполнении работы студенты знакомятся с рекомендуемой основной и дополнительной литературой.

Структура контрольной работы: с новой страницы – номер и содержание задания, ниже полный ответ, список литературы (введение, содержание, приложения не требуются). Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к выполнению контрольных работ во ВСЭИ

 

6. Учебно-методическое обеспечение

 

А. Основная литература

1. Русский язык: учебник / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л. П. Крысин и др. – 3-е изд., стер. – М.: ИЦ «Академия», 2006.

2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч.: учебник / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Н. А. Николина и др. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИЦ «Академия», 2006.

 

Б. Дополнительная литература

1. Валгина Н. С. и др. Современный русский язык: Учебник для филологических специальносчтей вузов / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. – 5-е изд., перераб. – М.: Высшая школа, 1987.

2. Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

3. Ожегов И. С. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Щведова. – М.: РАН, 2005.

4. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006.

5. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ун-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981-1988.

6. Современный русский язык. В 3-х ч. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Н. М. Шанский, В. В. Иванов. – М.: Просвещение, 1981.

7. Современный русский язык: Учебник / Белошапкова В. А., Земская Е. А., Милославский И. Г., Панов М. В.; Под ред. В. А. Белошапковой. – М.: Высшая школа, 1981.

8. Современный русский язык: Учебник для студентов вузов / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин и др. Под ред. П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000.

9. Современный русский литературный язык: практикум / Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004.

10. Современный русский литературный язык: учебник / Под ред. акад. РАО В. Г. Костомарова и проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003.

 

В. Программное обеспечение

Не предусмотрено.

 

 

Г. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Не предусмотрено.

Приложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: