Использование электронных таблиц EXCEL для решения задач менеджмента управления человеческими ресурсами
Рассматривается предметная область – отдел управления персоналом. Решаются задачи:
- учёта рабочего времени работников,
- создания штатного расписания,
- расчёт заработной платы и создание расчётной ведомости по зарплате,
- оценка результатов работы персонала.
Создается база данных структурированной информации, необходимой для решения задач.
В среде электронных таблиц EXCEL обеспечить:
1. Создание и ведение нормативно-справочной информации для учета персонала предприятия;
2. Регулярный учет сведений о работе персонала и результатах деятельности;
3. Составление отчетов о штатном расписании, заработной плате и результатах работы;
4. Ведение статистики по затратам на человеческие ресурсы и результатам работы;
5. Планирование затрат на человеческие ресурсы.
Информационно-логическая модель предметной области
Рис. 1. Связи информационных объектов (ИО) - один ко многим, реквизитный состав ИО приведен в таблице 1.
|
|
Таблица 1
Наименование ИО | Реквизиты | Формат |
Подразделения | Код подразделения Наименование подразделения Количество работников (человек) Суммарный объем зарплаты (в стоимостном выражении) Средний размер зарплаты Суммарное время работы (число часов) | Текст 1 Текст 25 Числовой Денежный Денежный Числовой |
Должности | Код должности Наименование должности | Текст 1 Текст 25 |
Персонал | Код работника ФИО работника Подразделение Должность Дата приёма Дата увольнения Дата рождения Пол Образование Тип психики | Числовой Текст 25 Текст 25 Текст 25 Дата Дата Дата Текст 1 Текст 20 Текст 4 |
Учетные периоды | Код периода (месяц, год) Суммарный объем зарплаты (в стоимостном выражении) Суммарный объем выработки (в стоимостном выражении) | Дата Денежный Денежный |
Штатное расписание | Код подразделения Код должности Количество должностей Оклад Суммарный объем зарплаты | Текст 1 Текст 1 Числовой Денежный Денежный |
Табель учёта работы | Дата работы (день, месяц, год) Код подразделения Код работника Количество часов работы Количество выполненных работ (операций) Тариф за единицу работы Норматив по выполненным работам Оценка качества работ | Дата Текст 1 Числовой Числовой Числовой Денежный Числовой Числовой |
Тип психики | Тип психики | Текст 4 |
Итоги по датам работы | Дата работы Затраты на зарплату Результаты работы | Дата Денежный Денежный |
В базе данных фиксируются сведения о продажах ценных бумаг в конце операционного дня, все сводки за прошедшие сутки формируются на начало следующего дня. Итоги по видам ценных бумаг, эмитентам и дате
|
|
Последовательность выполнения лабораторной работы
- Определение состава и назначения листов рабочей книги;
- Проектирование структуры данных (макета размещения информации) отдельных листов рабочей книги;
- Выбор информационных технологий EXCEL для решения задачи;
Рабочая книга EXCEL может включать 1-255 листов, каждый из которых содержит табличные структуры данных. Согласно приведенной схеме ИЛМ ПО (рис. 1) создается набор листов рабочей книги:
- Справочники, содержит справочники (коды и наименования) подразделений и должностей, список учетных дат работы предприятия, а также итоговые данные технико-экономические показатели деятельности предприятия по датам и по подразделениям;
- Штатное расписание – содержит данные о составе должностей подразделений и их окладах.
- Табель учёта работы, содержит базу данных оперативного учета работы персонала и её результатов;
- Итоги, содержит промежуточные итоги по группировочным полям базы данных;
- Своды, содержит своды по данным оперативного учета работы персонала;
- Анализ, содержит результаты дополнительного анализа работы;
- Критерии, имеет вспомогательный характер для автоматизации обработки данных по оперативному учету работы персонала;
- Статистика, содержит сведения статистического характера оперативного учета работы персонала;
- Диаграммы, иллюстрирует состояние затрат на человеческие ресурсы и результатов деятельности.